Вспомним слова известного исследователя русской народной сказки А.Н. Афанасьева, он говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ребенок начинает чувствовать красоту и точность исконной русской речи, проникает ее поэзией, не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребенка. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки. Сказка развивает воображение ребенка , учит фантазировать. А ведь детские фантазии – необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она еще и лечит, помогает понять музыку. Музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека – писал В.А. Сухомлинский».
Сказка – ложь, а песня правда. Так говорит народная мудрость. В песне все правдиво, искренне и просто – и мелодия и слова. Песни удобны для детского голоса и легко ими усваиваются , и поэтому мы в своей работе используем русские народные сказки и для героев создаем песни, которые в свою очередь помогают раскрыть их образы, увидеть героев в новом мире. Такая работа, на наш взгляд, помогает вести успешную работу над развитием речевого дыхания, дети учатся регулировать силу и высоту своего голоса, отрабатывают интонационную выразительность речи. Работая над драматизацией сказки, мы решаем и другие коррекционные задачи. Это формирование выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Участвуя в драматизации дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» – все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Мы предлагаем вашему вниманию сказку «Кот и лиса». На занятиях воспитатель отрабатывает и учит слова, работает над выразительностью речи, над интонационной выразительностью речи, над мимикой и жестами, решает коррекционные задачи. И на музыкальных занятиях по внеклассной работе совместно с музыкальным руководителем учатся песни героев, отрабатываются действия соответственно музыке. Желаем успехов в работе.
Кот и Лиса
По мотивам русской народной сказки для детей старшего дошкольного возраста
Действующие лица:
Дед
Бабка
Кот
Лиса
Волк
Медведь
Заяц
Картина I
Дом Деда и Бабки. Перед домом прохаживается
Кот и поет песню. (Приложение 1)
Кот убегает в дом, появляется в окне с баночкой
сметаны. Ест.
Появляется Бабка.
Бабка. Брысь, негодник! Брысь! (Кот убегает, бросая горшок.)
(На крик появляется Дед.)
Бабка (Деду). Вот ты Кота-то расхваливаешь, а он опять всю сметану съел! Да горшок разбил! Снеси его в лес, чтобы глаза мои его больше не видели!
Дед и Баба поют песню. (Приложение 2)
Дед. Красивый у меня Кот, да только такой баловник, что беда! Делать нечего… Посажу его в мешок, да отнесу в лес. Пускай пропадает там. А мешочек-то завяжу покрепче, чтобы кот не выглядывал, да дороги назад не запомнил.
(Дед набрасывает на Кота мешок, уводит его.)
Картина II
Дед идет по лесу. Поют птицы. (Аудиокассета «Звуки природы») Дед останавливается у пенька.
Дед. Ну, вот мы и пришли. Прощай, Кот! Пойду я домой, а ты гуляй себе по лесу. Ох! (Уходит.)
Кот пугливо осматривается по сторонам, заглядывает под кустики. Затем садится на пенек и поет. (Приложение 3)
Кот. Ладно, чего зря горевать! Пойду, посмотрю кругом, может, на какое жилье набреду.
Идет и поет песню. (Приложение
4)
Появляется Лиса. Крадется. Слушает песню Кота.
Лиса (зрителям). Сколько лет живу, в лесу, такого зверя не видывала!
Лиса поет. (Приложение 5)
Лиса (кланяется Коту). Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Как ты сюда зашёл и как тебя по имени величать?
Кот (важно). Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан к вам воеводой.
Лиса. Ах, Котофей Иванович! А я – Лизавета Ивановна, лиса – дивная краса. Не знала я про тебя, не ведала. Ну, пойдём же ко мне в гости.
Идут по лесу. Подходят к избушке Лисы.
Лиса. Проходи, Котофей Иванович,
гостем будешь. (Лиса угощает Кота.)
Котофей Иванович, женат ты или холост?
Кот. Холост.
Лиса. И я, лисица-девица. Возьми меня замуж!
Кот. Согласен я. Такой красоты я нигде не видывал!
Кот и Лиса пляшут. (Русская плясовая по выбору музыкального руководителя.)
Картина III
Кот спит на лавочке.
Лиса. Пусть Котофей Иванович поспит, а я сбегаю в деревню да уточку пожирнее украду.
Лиса убегает, появляется с уткой. Навстречу ей Волк.
Волк. Стой, лиса! Отдай утку!
Лиса. Нет, не отдам!
Волк. Ну, я сам отниму.
Лиса. А я скажу Котофею Ивановичу, он тебя смерти предаст!
Волк. А кто такой Котофей Иванович?
Лиса. Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.
Лиса поет. (Приложение 6)
Волк. Лизавета Ивановна, а как бы мне на него посмотреть?
Лиса. У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не по нраву придётся, сейчас съест! Ты приготовь барана да принеси ему на поклон: барана-то положи на видное место, а сам схоронись, чтобы кот тебя не увидал, а то, брат, тебе туго придётся!
Волк побежал за бараном. Идёт лиса дальше, а навстречу ей медведь.
Медведь. Стой, лиса, кому утку несешь? Отдай мне!
Лиса. Ступай-ка ты, медведь, подобру-поздорову, а то скажу Котофею Ивановичу, он тебя смерти предаст!
Медведь. А кто такой Котофей Иванович?
Лиса. А который прислан к нам из сибирских лесов воеводою. Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы — Котофея Ивановича — жена.
Лиса поет. (Приложение 6)
Медведь. А нельзя ли посмотреть на него, Лизавета Ивановна?
Лиса. У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не приглянется, сейчас съест. Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон. Да смотри, быка-то положи на видное место, а сам схоронись, чтобы Котофей Иванович тебя не увидел, а то тебе туго придётся!
Медведь отправляется за быком, а лиса — домой. Появляется Волк. За спиной мешок. Смотрит по сторонам. Появляется медведь, за спиной мешок.
Волк. Здравствуй, Михайло Иванович!
Медведь. Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?
Волк. Нет, Михайло Иванович, сам их дожидаюсь.
Медведь. А ты сходи-ка к ним, позови.
Волк. Нет, не пойду, Михайло Иванович. Я неповоротлив, ты лучше иди.
Медведь. Нет, не пойду, брат Левой. Я мохнат, косолап, куда мне!
Появляется Заяц. Поет. (Приложение 7)
Волк. Поди сюда, косой!
Медведь. Ты, Заяц, поворотлив и на ногу скор: сбегай к Лисе, скажи ей, что медведь Михайло Иванович с братом Левоном Ивановичем давно уже готовы, ждут тебя-де с мужем, с Котофеем Ивановичем, хотят поклониться бараном да быком.
Заяц убегает.
Медведь. Я полезу на сосну.
Волк. А я куда денусь? Ведь я на дерево не взберусь. Схорони меня куда-нибудь.
Медведь. Ложись, брат Левон, в эту канавку, а я тебя листьями прикрою.
Медведь укрывает Волка покрывалом, с нашитыми на него листьями, а сам прячется за дерево. Заяц подбегает к дому Лисы.
Заяц. Медведь Михайло Иванович с волком Левоном Ивановичем прислали сказать, что они давно ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном.
Лиса. Ступай, косой, сейчас будем.
Кот и Лиса берут друг друга под руки, важно подходят к месту, где спрятались Волк и Медведь.
Медведь (волку). Какой же воевода-то Котофей Иванович маленький!
Кот замечает мешок, бросается к нему, мурчит сердито.
Кот. Мяу, мяу!..
Медведь (волку). Невелик, да прожорлив! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, он и до нас доберётся!
Волк шуршит листьями, выглядывает, чтобы увидеть Кота. Кот бросается к Волку, хватает листья. Волк вскакивает и убегает. Кот пугается, бросается за дерево, где сидит Медведь. Медведь с испугу убегает.
Лиса. Бегите, бегите, как бы он вас не задрал!.. Ну, а мы с тобой, Котофей Иванович, будем жить поживать, да добра наживать!
Звучит русская народная мелодия. Кот и Лиса важно уходят.