Урок математики и краеведения. Тема: "Умножение и деление на 2"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель:  совершенствование навыков решения примеров и  простых задач  с использованием таблицы умножения и деления на 2; знакомство с календарно-обрядовым праздником встречи зимы «Кузьминки» .

Задачи:

  • Закрепить понятие: «Умножение есть сумма одинаковых слагаемых».
  • Закрепить таблицу умножение и деления на 2; названия компонентов действия; уметь находить половину числа.
  • Закрепить понятия « чётные и нечётные числа».
  • Продолжить работу по решению простых задач на умножение.
  • Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
  • Способствовать воспитанию любви к Родине, содействовать формированию интереса к историческому прошлому России и своего края.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация со слайдами (Приложение), карточки, схемы задач, зашифрованные плакаты для работы в парах.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел весёлый звонок.
Начинается наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб математиками стать.

– Создадим друг другу хорошее настроение.
– Улыбнулись друг другу.
– Пожелали получить «5».
– Крепко обняли себя и сказали: «У меня сегодня все получится!» (Слайд 2)

– Какое сейчас время года?
– Какие осенние месяцы знаете?
– Какой месяц осени последний? (Слайд3)

Про короткие, хмурые, холодные дни последнего месяца осени говорили – сумерки года, ворота зимы. В ноябре осень с зимой встречаются. Ноябрь – это месяц первых морозов и снега. Ни хмурость, ни суровость ноября не мешали молодёжи устраивать праздники. Какие же праздники устраивали на Руси?

1-й скоморох.

Ой, вы, добры молодцы
и красны девицы!
Не проходите мимо,
Мы сегодня с вами
Провожаем осень!

2-й скоморох.

Проходи, честной народ,
Праздновать зимы приход!
В игры можно поиграть.
Силу, ловкость  показать.

2. Устный счёт

А мы, провожая осень и встречая зиму,  покажем нашу силу в математике.
А для того  чтобы проводить осень, нужно  открыть ворота зиме.(слайд 4 )
Дверь откроем, если разгадаем код.
Здесь вы видите математические выражения.
Найти  значение каждого из них.

30 + 30
78 – 8
13 – 9
5 + 5 + 5
30 + 5
40 + 9
24 +10
89 – 20
27 + 30

Проверка

60        70        4          15        35        49        34        69        57

Снимается с ворот первый замок.

К          У          З          Ь          М        И         Н         К          И

14 ноября именуют Кузьмой – Демьяном Зимним. (Cлайд 5)
«Кузьма и Демьян – проводы осени, встреча зимы, первые морозы»

3. Сообщение темы и цели  урока

Вернёмся к нашим воротам. Постараемся убрать второй замок. Запишите числа в порядке возрастания, и мы узнаем название того действия, работу над которым мы продолжим сегодня на уроке. (Слайд 6)

4,    15,    34,   35,    49,    57,    60,    69,    7

У          М        Н         О         Ж         Е          Н         И         Е

– Код разгадали,   дверь открыта. Назовите тему урока. (Умножение и деление на 2. Половина числа. Народный праздник «Кузьминки».)

– Чему будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться решать примеры и задачи, применяя таблицу умножения. Познакомимся с обрядовым праздником «Кузьминки».)

4. Работа над пройденным материалом

Выходит Осень.  

 Осень:  Здравствуй, весь честной народ! Спасибо, что пришли меня проводить.

Я пока ещё в почёте,
Пора подумать об отчёте.

– Ну что ж, начнём отчёт о проделанной работе. Чему учились на уроке математики?

Ученик:

Таблица умножения.
Достойна уважения.
Она всегда во всем права.
Чтоб ни случилось в мире, –
А все же будет дважды два
По-прежнему – четыре.

а) Что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых)

– В каких  выражениях действия сложения можно заменить умножением? (Слайд 9 )

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3              3 * 6
5 + 5 + 4
3 + 9 + 9 + 9
6 + 6 + 6 + 6 + 6                    6 * 5
7 + 7 + 7                                 7 * 3

– Как называются компоненты при умножении? (Слайд 11 )

4  *  3 = 12 (Слайд )

– Назовите 1-ый множитель?
– 2-ой множитель?
– Значение произведения?

б) Проверка  таблица умножения на 2.  Работа с набором цифр   1– 9; 0
Назови ответ (показываю карточки)

5 * 2                3 * 2                6 * 2                8 : 2                 6 : 2
10 : 2               7 * 2                18 : 2               14 : 2               12 : 2

в) Самостоятельная работа.

Решить примеры  (Примеры записаны на доске)

4 * 2                6 : 2
5 * 2                8 : 2
3 * 2                12 : 2
9 * 2                16 : 2
2 * 2                10 : 2

Взаимопроверка. Оценили (кубики – «светофор»).

5. Физкультминутка. Игра  «Метелица»

Метелица, метелица,
Снег по полю стелется,
Кто кружится, вертится –
Тот заметелится

6. Далеко ещё до настоящих метелей да вьюг.  «Ведь Кузьма закуёт, а Михайло (21 ноября) раскуёт». На Руси Кузьма и Демьян считались покровителями кур, а в их день справлялись «курьи именины». На Севере в День Кузьмы и Демьяна устраивали молодёжные складчины. Это вечеринки, где кроме развлечений организовывали в складчину праздничное угощение. Одним из угощений были блюда, приготовленные из яиц.

г) Чётные и нечётные числа. (Слайд 13)

– На яйцах записаны различные числа (первых двух десятков).
– У каких чисел можно найти половину? (делятся на 2)
– Как называются эти числа? (чётные)
– Какие числа не назвали?
– Как они называются? (нечётные)

«Кузьминки по лету поминки» – так ещё говорят в народе про этот день. Лето давно прошло, а следующее когда ещё наступит?
Давайте и мы вспомним лето.

д) Решение простых задач на умножение.

№1.  Серёжа ходил с бабушкой в лес по грибы 2 раза, с дедушкой  2 раза и с папой 2 раза. Сколько раз Серёжа был летом в лесу?

№2. Лиза с подружкой собрали 3 лукошка земляники, 3 лукошка черники и 3 лукошка малины. Сколько всего лукошек ягод собрали девочки?

№3. В лодке 2 гребца. Сколько гребцов в трёх таких лодках?

Взаимопроверка. Оценили (кубики – «светофор»)

7. Музыкальная физкультминутка  «Ах, вы сени, мои сени».

8. Работа по учебнику

– А теперь вспомним русскую народную игру «Огородник». (Слайд 16)
– Кого называют «огородником»?

Огородник – владелец огорода. Он выращивает   овощи. Если огородник трудолюбивый, старательный, то и урожай у него всегда хороший.
Сейчас каждый из вас будет в роли огородника. Собрать урожай  – это для вас решить как можно больше примеров  и задачу.

1 вариант: с. 83 №14 (1, 2 столбики), с. 84 №19, с. 104 № 21
2 вариант: с. 83 №14 (3, 4 столбики), с. 84 №19, с. 104 № 21

8. Работа в парах. Задание на листочках

2 * 6                12 : 2               5 * 2
4 * 2                18 : 2  
3 * 2                14 : 2
7 * 2                16 : 2

1 ученик решает примеры, другой должен закрасить  ответы. Затем меняются.  В конце работы появляется изображение большой цифры «5».

9. Итоги урока

– Кто убедился в прочности знаний таблицы умножения и деления на 2?  В решении задач? (Сигналы)
– Что нового узнали? («Кузьминки»)

Скоморохи:

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем: до свиданья,
До счастливых, новых встреч!

– А осень и правда была хороша. Подарила нам столько тепла! И протянулась она до самого декабря. Прошли Кузьма и Демьян, осень с собой унесли,  дорогу зиме вымостили.

– До новой осени!
– До нового урожая!
– Здравствуй, Зимушка-зима! (Слайд 17)

– А вот и Зима к нам пожаловала. Принесла  снежинки. (Зима  каждому ученику дарит голубую и синюю снежинки)

10. Рефлексия

– На улице пока ещё нет снега, сыро и грязно. А в руках ваших снежинки.  Давайте превратим их в сугроб. 
– Оценили свою работу на уроке:
«всё понравилось, было комфортно и интересно на уроке» – голубая снежинка
«не всё понравилось» – синяя снежинка

– По народному календарю 21 ноября – «Михайлов день». «С Михайлова дня зима стоит, земля мёрзнет», «Коли на Михайлов день иней – жди больших снегов, а коли день зачнётся туманом – ростепели быть». Будем доверять народному календарю и ждать настоящую снежную и морозную зиму.

– Спасибо за урок.

Литература: Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В., Шин С. А. Второклассники любят праздники – «Школа радости» – Ростов н/Д «Феникс», 2002.