Цель: совершенствование навыков решения примеров и простых задач с использованием таблицы умножения и деления на 2; знакомство с календарно-обрядовым праздником встречи зимы «Кузьминки» .
Задачи:
- Закрепить понятие: «Умножение есть сумма одинаковых слагаемых».
- Закрепить таблицу умножение и деления на 2; названия компонентов действия; уметь находить половину числа.
- Закрепить понятия « чётные и нечётные числа».
- Продолжить работу по решению простых задач на умножение.
- Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
- Способствовать воспитанию любви к Родине, содействовать формированию интереса к историческому прошлому России и своего края.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация со слайдами (Приложение), карточки, схемы задач, зашифрованные плакаты для работы в парах.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Прозвенел весёлый звонок.
Начинается наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб математиками стать.
– Создадим друг другу хорошее настроение.
– Улыбнулись друг другу.
– Пожелали получить «5».
– Крепко обняли себя и сказали: «У меня сегодня
все получится!» (Слайд 2)
– Какое сейчас время года?
– Какие осенние месяцы знаете?
– Какой месяц осени последний? (Слайд3)
Про короткие, хмурые, холодные дни последнего месяца осени говорили – сумерки года, ворота зимы. В ноябре осень с зимой встречаются. Ноябрь – это месяц первых морозов и снега. Ни хмурость, ни суровость ноября не мешали молодёжи устраивать праздники. Какие же праздники устраивали на Руси?
1-й скоморох.
Ой, вы, добры молодцы
и красны девицы!
Не проходите мимо,
Мы сегодня с вами
Провожаем осень!
2-й скоморох.
Проходи, честной народ,
Праздновать зимы приход!
В игры можно поиграть.
Силу, ловкость показать.
2. Устный счёт
А мы, провожая осень и встречая зиму, покажем
нашу силу в математике.
А для того чтобы проводить осень, нужно
открыть ворота зиме.(слайд 4 )
Дверь откроем, если разгадаем код.
Здесь вы видите математические выражения.
Найти значение каждого из них.
30 + 30
78 – 8
13 – 9
5 + 5 + 5
30 + 5
40 + 9
24 +10
89 – 20
27 + 30
Проверка
60 70 4 15 35 49 34 69 57
Снимается с ворот первый замок.
К У З Ь М И Н К И
14 ноября именуют Кузьмой – Демьяном Зимним.
(Cлайд 5)
«Кузьма и Демьян – проводы осени, встреча зимы,
первые морозы»
3. Сообщение темы и цели урока
Вернёмся к нашим воротам. Постараемся убрать второй замок. Запишите числа в порядке возрастания, и мы узнаем название того действия, работу над которым мы продолжим сегодня на уроке. (Слайд 6)
4, 15, 34, 35, 49, 57, 60, 69, 7
У М Н О Ж Е Н И Е
– Код разгадали, дверь открыта. Назовите тему урока. (Умножение и деление на 2. Половина числа. Народный праздник «Кузьминки».)
– Чему будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться решать примеры и задачи, применяя таблицу умножения. Познакомимся с обрядовым праздником «Кузьминки».)
4. Работа над пройденным материалом
Выходит Осень.
Осень: Здравствуй, весь честной народ! Спасибо, что пришли меня проводить.
Я пока ещё в почёте,
Пора подумать об отчёте.
– Ну что ж, начнём отчёт о проделанной работе. Чему учились на уроке математики?
Ученик:
Таблица умножения.
Достойна уважения.
Она всегда во всем права.
Чтоб ни случилось в мире, –
А все же будет дважды два
По-прежнему – четыре.
а) Что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых)
– В каких выражениях действия сложения можно заменить умножением? (Слайд 9 )
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 3 * 6
5 + 5 + 4
3 + 9 + 9 + 9
6 + 6 + 6 + 6 + 6 6 * 5
7 + 7 + 7 7 * 3
– Как называются компоненты при умножении? (Слайд 11 )
4 * 3 = 12 (Слайд )
– Назовите 1-ый множитель?
– 2-ой множитель?
– Значение произведения?
б) Проверка таблица умножения на 2. Работа
с набором цифр 1– 9; 0
Назови ответ (показываю карточки)
5 * 2 3 * 2 6 * 2 8 : 2 6 : 2
10 : 2 7 * 2 18 : 2 14 : 2 12 : 2
в) Самостоятельная работа.
Решить примеры (Примеры записаны на доске)
4 * 2 6 : 2
5 * 2 8 : 2
3 * 2 12 : 2
9 * 2 16 : 2
2 * 2 10 : 2
Взаимопроверка. Оценили (кубики – «светофор»).
5. Физкультминутка. Игра «Метелица»
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется,
Кто кружится, вертится –
Тот заметелится
6. Далеко ещё до настоящих метелей да вьюг. «Ведь Кузьма закуёт, а Михайло (21 ноября) раскуёт». На Руси Кузьма и Демьян считались покровителями кур, а в их день справлялись «курьи именины». На Севере в День Кузьмы и Демьяна устраивали молодёжные складчины. Это вечеринки, где кроме развлечений организовывали в складчину праздничное угощение. Одним из угощений были блюда, приготовленные из яиц.
г) Чётные и нечётные числа. (Слайд 13)
– На яйцах записаны различные числа (первых
двух десятков).
– У каких чисел можно найти половину? (делятся на
2)
– Как называются эти числа? (чётные)
– Какие числа не назвали?
– Как они называются? (нечётные)
«Кузьминки по лету поминки» – так ещё говорят в
народе про этот день. Лето давно прошло, а
следующее когда ещё наступит?
Давайте и мы вспомним лето.
д) Решение простых задач на умножение.
№1. Серёжа ходил с бабушкой в лес по грибы 2 раза, с дедушкой 2 раза и с папой 2 раза. Сколько раз Серёжа был летом в лесу?
№2. Лиза с подружкой собрали 3 лукошка земляники, 3 лукошка черники и 3 лукошка малины. Сколько всего лукошек ягод собрали девочки?
№3. В лодке 2 гребца. Сколько гребцов в трёх таких лодках?
Взаимопроверка. Оценили (кубики – «светофор»)
7. Музыкальная физкультминутка «Ах, вы сени, мои сени».
8. Работа по учебнику
– А теперь вспомним русскую народную игру
«Огородник». (Слайд 16)
– Кого называют «огородником»?
Огородник – владелец огорода. Он
выращивает овощи. Если огородник
трудолюбивый, старательный, то и урожай у него
всегда хороший.
Сейчас каждый из вас будет в роли огородника.
Собрать урожай – это для вас решить как можно
больше примеров и задачу.
1 вариант: с. 83 №14 (1, 2 столбики), с. 84 №19, с. 104 № 21
2 вариант: с. 83 №14 (3, 4 столбики), с. 84 №19, с. 104 № 21
8. Работа в парах. Задание на листочках
2 * 6 12 : 2 5 * 2
4 * 2 18 : 2
3 * 2 14 : 2
7 * 2 16 : 2
1 ученик решает примеры, другой должен закрасить ответы. Затем меняются. В конце работы появляется изображение большой цифры «5».
9. Итоги урока
– Кто убедился в прочности знаний таблицы
умножения и деления на 2? В решении задач? (Сигналы)
– Что нового узнали? («Кузьминки»)
Скоморохи:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем: до свиданья,
До счастливых, новых встреч!
– А осень и правда была хороша. Подарила нам столько тепла! И протянулась она до самого декабря. Прошли Кузьма и Демьян, осень с собой унесли, дорогу зиме вымостили.
– До новой осени!
– До нового урожая!
– Здравствуй, Зимушка-зима! (Слайд 17)
– А вот и Зима к нам пожаловала. Принесла снежинки. (Зима каждому ученику дарит голубую и синюю снежинки)
10. Рефлексия
– На улице пока ещё нет снега, сыро и грязно. А в
руках ваших снежинки. Давайте превратим их в
сугроб.
– Оценили свою работу на уроке:
«всё понравилось, было комфортно и интересно на
уроке» – голубая снежинка
«не всё понравилось» – синяя снежинка
– По народному календарю 21 ноября – «Михайлов день». «С Михайлова дня зима стоит, земля мёрзнет», «Коли на Михайлов день иней – жди больших снегов, а коли день зачнётся туманом – ростепели быть». Будем доверять народному календарю и ждать настоящую снежную и морозную зиму.
– Спасибо за урок.
Литература: Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В., Шин С. А. Второклассники любят праздники – «Школа радости» – Ростов н/Д «Феникс», 2002.