Обобщающий урок биологии в 8-м классе. Тема: "Кровь и система кровообращения"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели и задачи:

  • обобщение знаний и умений по теме урока;
  • повторение основных понятий и процессов в игровой, занимательной форме;
  • развитие творческого потенциала личности ребенка и коллективного мышления микрогруппы.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат «Биологический бизнес-банк», плакаты с названиями конкурсов, валюта «тромбики». Палочки с цифрами – 1, 2, 3, 4 (комплект на группу).

Ход урока (этапы)

1. Вводный этап.

Объяснение учителем правил игры с бизнесменами: учащиеся делятся на три микрогруппы, каждая команда представляет собой банк (название ребята придумывают сами в соответствии с темой, например, «Иммун-банк», «Тромб-банк», «Фибрин-банк» и т.д.), который получает валюту – «тромбики» (баллы) – за выполнение заданий (за каждый правильный ответ команда получает 1 «тромбик» (балл)). Количество полученных «тромбиков» учащиеся фиксируют в игровой карточке (Приложение 1). Ассистенты в свою очередь также следят за балансом получаемой «валюты» каждой командой.

В конце игры все заработанные «тромбики» (баллы) участники игры суммируют. Оценки выставляются в соответствии с оценочной шкалой.

2. Разминка (Слайд 2)

Каждая группа по очереди отвечает определения по теме: «Кровь и система кровообращения».

Автоматия сердца – способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце.

Кровяное давление – давление, под которым находится кровь в кровеносном сосуде.

Пульс – ритмические колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах и ритме сокращений сердца.

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ.

Кровообращение – это непрерывное движение крови по замкнутой сердечно-сосудистой системе, обеспечивающее жизненно важные функции организма.

Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания лейкоцитами чужеродных частиц. Это защитная реакция организма.

Капилляры – микроскопические сосуды, которые находятся в тканях и соединяют артерии с венами.

Артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца.

Вены – это сосуды, по которым кровь течет к сердцу.

Максимальное количество «тромбиков» – 3.

3. «В некотором царстве…» (Слайды 3-5)

Прочитайте иносказательную сказку и определите действующих лиц и исполнителей. (Приложение 2).

В некотором царстве…

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были законопослушные граждане. Жили они очень дружно, во всем друг другу помогали, хотя и были такими маленькими, что увидеть их можно было только с помощью микроскопа. Жители разных провинций несколько отличались друг от друга внешне и отменно владели какой-то определенной профессией, которую получали по наследству от своих родителей.

Жители одной из провинции были отличными воинами и неустанно несли службу по защите государства от врагов. Воинов отличал большой рост и любовь к белому цвету, за что они и получили свое имя. Кроме того, воины отлично двигались, в отличие от других своих сограждан.

Среди воинов были четко распределены служебные обязанности. Одни из них были «мудрыми химиками», другие – беспощадными убийцами, а третьи – ненасытными обжорами. Мудрые химики владели секретом приготовления химического оружия, которое легко вступало во взаимодействие с врагами и обезвреживало их.

Беспощадные убийцы были отличными разведчиками и следопытами: легко находили врагов и тут же чинили над ними расправу, беспощадно их убивали.

И, наконец, ненасытные обжоры просто-напросто поедали врагов, не давая им возможности навредить родному государству.

Имея такую высокопрофессиональную армию, государство было надежно защищено от вторжения чужеземных захватчиков.

Действующие лица и исполнители:

  • Царство-государство – … (организм человека)
  • Граждане – … (клетки)
  • Провинции – … (ткани)
  • Войны – … (лейкоциты: большие размеры, белый цвет, способность двигаться)
  • Мудрые химики – … (В-лимфоциты - образуют особые вещества – антитела, которые соединяются с бактериями)
  • Беспощадные убийцы – … (Т-лимфоциты - выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий и вирусов)
  • Ненасытные обжоры – … (фагоциты)
  • Химическое оружие – … (антитела)
  • Чужеземные захватчики – … (бактерии, вирусы, чужеродные тела).

Максимальное количество «тромбиков» – 9.

4. «Конкурс барона Мюнхгаузена» (Слайды 6-15)

На экране мультимедийного проектора 4 утверждения, одно из которых – неверно. Каждая команда по очереди отвечает, а все остальные показывают неверный ответ с помощью палочек с номерами. Оценивают работу подготовленные ассистенты.

Задание №1.

  • Эритроциты содержат гемоглобин.
  • Образование эритроцитов происходит в красном костном мозге.
  • Кровь, насыщенная кислородом, называется артериальной.
  • Эритроциты имеют форму диска и округлое ядро.

Задание №2.

  • У людей различаются 4 группы крови.
  • Люди с IV группой крови называются универсальными донорами.
  • Кровь I группы можно переливать всем людям.
  • Резус-фактор – это особый белок, содержащийся в эритроцитах большинства людей.

Задание №3.

  • Лейкоциты активны, они могут самостоятельно передвигаться, проникать сквозь стенки кровеносных сосудов.
  • И.И.Мечников – автор фагоцитарной теории иммунитета.
  • Во время прививки вводят готовые антитела.
  • Воспаление – защитная реакция организма от инфекции.

Задание №4.

  • В 1 мм3 крови содержится 5,5 миллионов эритроцитов.
  • Адреналин замедляет и ослабляет сердечную деятельность.
  • Тромбоциты участвуют в свертываемости крови.
  • Лейкоциты, вырабатывающие антитела, называются лимфоцитами.

Максимальное количество «тромбиков» – 4.

5. «Показатель здоровья» (Слайд 16)

Каждой группе необходимо определить число пульсовых ударов в 1 минуту в состоянии покоя и после 10 приседаний. Сделать вывод. (Приложение 3). Максимальное количество «тромбиков» – 3.

6. «Гадание на картах» (Слайды 17-19)

Каждой группе выдаются «карты» по теме «Строение сердца» (Слайд 18). За 2 минуты группы должны на контрольном листе написать названия частей органа (Приложение 4).

Максимальное количество «тромбиков» – 6.

7. «Загадочный диктант» (Слайды 20-21)

Группы записывают свои варианты ответов к загадкам, которые читает учитель. Ассистенты проверяют варианты ответов, затем следует общая проверка. (Приложение 5).

  1. По замкнутой системе
    Стремительно бегу.
    А в чем моя задача?
    Я кислород несу.
    (Кровь)
  2. Подхватили кислород
    И скорей, скорей вперед.
    А то клеткам в организме
    Его, ох, не достает.
    (Эритроциты, гемоглобин)
  3. По упругим нашим стенкам
    Можешь пульс ты посчитать.
    Кровь несем мы с кислородом,
    Как нас нужно называть?
    (Артерии)
  4. Не страдать болезнью чтобы
    Вводят слабые микробы.
    Лимфоцит тут на ходу
    Что-то выделил в среду.
    Отчего микроб стал плох
    И, конечно, сразу сдох!
    Жду я письменно ответа,
    Что за вид иммунитета?
    (Прививка, антитела, искусственный иммунитет)

Максимальное количество «тромбиков» – 4.

8. «Оцени ситуацию» (Слайды 22-23)

Ребятам необходимо прочитать предложенные ситуации и определить вид кровотечения. (Приложение 6).

  1. При мытье 3-хлитровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид кровотечения.
  2. Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена – в заборе торчала окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения.
  3. Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения.

Максимальное количество «тромбиков» – 3.

9. Итоги урока. (Слайд 24)

Учащиеся суммируют полученные «тромбики» (баллы). Оценки выставляются в соответствии с оценочной шкалой.

Домашнее задание. (Слайд 25)

Составить кроссворд по теме урока.