Психологическое сопровождение развития педагогических способностей учащихся лицея

Разделы: Школьная психологическая служба


Работа по созданию и внедрению системы психологического  сопровождения развития педагогических способностей учащихся проводилась в рамках инновационной деятельности лицея и включала пять этапов.

  • На первом (подготовительном) этапе осуществлялась разработка концепции педагогических способностей школьников, теоретическое обоснование разрабатываемой системы и планирования логики проведения работы.
  • Второй этап (диагностический) – включал проведение диагностического среза в трех возрастных группах школьников: начальная школа (3-е классы), средняя (8-е классы), старшая (11-е классы гуманитарно-педагогического профиля). Исследовались проявления основных компонентов педагогических способностей и индивидуально-психологические характеристики учащихся. Результаты экспериментального исследования послужили основой для дальнейшей разработки системы развития педагогических способностей школьников.
  • На третьем этапе разрабатывался развивающийся комплекс. Были определены основные цели, задачи, формы и методы работы по развитию педагогических способностей учащихся в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Основными направлениями деятельности психолога по развитию педагогических способностей являлись:
  • психологическое и профессиональное просвещение с целью формирования психолого-педагогической культуры, которая представлена как в психолого-педагогических знаниях, умениях навыках, так и в позитивных установках на значимость педагогической профессии;
  • психологическая и профессиональная диагностика с целью выявления индивидуальных характеристик школьников и профессионально значимых для будущей педагогической профессии качеств;
  • Психокоррекционная и развивающая работа по формированию позитивной «Я» - концепции школьников и основных компонентов педагогических способностей;
  • Профконсультирование с целью ознакомления с миром профессии, особое внимание уделяя на профессии социономического типа; обучение рефлексивному анализу соответствия собственных возможностей и интересов выбираемому профилю обучения, а затем и будущей профессии.
  • Четвертый этап – практическое внедрение разработанной системы, реализация развивающего комплекса.
  • Пятый этап – анализ результатов внедрения развивающего комплекса, который позволяет выявить эффективность работы и скорректировать ее в соответствии с полученными результатами.

Остановимся более подробно на описании содержании работы по развитию педагогических способностей в трех возрастных группах учащихся: подготовительный этап – младший школьный возраст (1-4 классы), побудительный этап – подростковый возраст (5-9-е классы), производительный этап – юношеский возраст (10-11-е классы).

Работа с младшими школьниками

Основным содержанием подготовительного этапа является обогащающее обучение с целью всестороннего раскрытия возможностей и способностей ребенка. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь ребенку в определении интересующей его области знания. Это достигается за счет включения в содержание занятий и внеклассной работы разнообразных тем, расширяющих представление школьников об окружающем мире (часто выходящих за пределы школьной программы), и разнообразных видов деятельности, в которых школьник мог бы попробовать себя (математические, лингвистические, коммуникативные и организаторские игры, психологические программы, рисование, пение, спортивные виды деятельности и др.).

Обогащающее обучение невозможно без решения основных проблем онтогенетического развития: овладение учебной деятельностью, развитие познавательных процессов, социализация, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование социального доверия и т.д. С этой целью в разные годы проводились уроки психологии, тренинговые программы, индивидуальные и групповые занятия, консультации с учителями и родителями. Большое внимание уделялось также просветительной работе с детьми («Хороший ученик – кто это», «Как правильно вести себя», «Путешествие в страну знания», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Почему люди обижаются и как научиться быть добрым», «Что такое дружба и как я могу помочь одноклассникам», «Мир профессий» и т.д.).

Как показали результаты экспериментального исследования, основные компоненты педагогических способностей начинают формироваться в младшем школьном возрасте. Это прежде всего речевые, познавательные, актерские, творческие способности, социальный интеллект, коммуникативные склонности и др. Их развитие строилось на основе сензитивности возраста к развитию познавательной рефлексии, формированию социальных эмоций, фасилитативных потребностей, желание подражать учителю, «быть как он». В младшем школьном возрасте формируется просоциальное, альтруистическое поведение, дети овладевают навыками кооперации, у них развиваются эмпатия и социальные потребности, формируются социальные эмоции – все это является фундаментом, на котором строится здание педагогических способностей. Задача психолога заключалась в выявлении социальных потребностей, склонностей детей и поддержке их через проведение развивающих игр, упражнений и занятий, включение учащихся в активные формы с элементами педагогической деятельности. К концу младшего школьного возраста выделились школьники, проявляющие наибольшую склонность к помощи одноклассникам, организации различных мероприятий, чувствительные к внутреннему миру других детей и способные на грамотное взаимодействие с ними; школьники, наиболее заинтересованные в том, чтобы делиться знаниями с окружающими, помогать им. Задача педагога и психолога состояла в том, чтобы выявлять и привлекать таких детей к помощи отстающим, защите слабых, индивидуальному шефству, помощи первоклассникам  в адаптации и введении их в школьную жизнь. Как показывает опыт, все эти виды деятельности при соответствующем руководстве взрослого вполне доступны младшим школьникам, вызывают у них большую заинтересованность.

Итак, основное содержание работы психолога с младшими школьниками сводилось к созданию обогащающей среды и пропедевтике педагогических способностей.

Работа с подростками

Этот этап – побудительный. Именно в подростковом возрасте идет интенсивное становление и формирование структуры педагогических способностей, подростковый возраст сензитивен для ее развития. Основными задачами работы психолога являлись формирование педагогических интересов и склонностей, развитие педагогических способностей через решение задач развития психики на данном этапе онтогенеза: становление у учащихся адекватных форм самоутверждения, позитивной «Я» - концепции, формирование самостоятельности, коммуникативных умений и навыков (коммуникативная чувствительность, коммуникативные и организаторские способности, умение строить равноправные отношения с партнером), развитие личностной рефлексии и т.д.

Работа с подростками строилась через ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих факультативов, ведущихся по авторским и авторизованным программам, адаптированным в соответствии с основными задачами развивающего комплекса.

Факультатив «Учимся общаться», проводился со школьниками 5-6 классов, включал четыре основных раздела: «Общение – это путешествие в себя», «Общение – это искусство понимать и принимать других», «Как учиться “вежеству”», «Ты рожден человеком, но человеком надо стать!». Целями этого курса являлись усвоение учащимися культуры общения, формирование их коммуникативных способностей. Особое внимание уделялось развитию приемов и способов перцепции и апперцепции в общении. Основное содержание занятий представляло собой совокупность мини-лекций, диагностических и психотехнических упражнений и приемов.

Со школьниками 7-8-х классов работа проводилась в рамках факультатива «Познай себя», включающего разделы: «Наедине с собой», «От “хочу” к “могу”», «Я и другие», «Мои вершины». Задачи этого факультатива состояли в пробуждении интереса к себе и другим людям, помощи в постепенном открытии своего внутреннего мира, в личностном и жизненном самоопределении, овладении некоторыми способами самопознания и самовоспитания.

Для учащихся 9-х классов проводился факультатив «Конфликты в нашей жизни». В рамках его проведения решались следующие задачи: формирование культуры взаимодействия как компонента психолого-педагогической культуры, развитие конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях, интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру других людей. Курс включал в себя три основных раздела: «Кто я, или помощь самому себе», «Почему и как люди “злятся” друг на друга», «Ситуация конфликта: предотвращение, управление, выход».  На занятиях использовались элементы социально-психологического тренинга, организационно-деятельностной игры, релаксационные и рефлексивные упражнения, разнообразные техники разрешения конфликтов.

Для девятиклассников актуально решение проблем определения дальнейшего профиля обучения (гуманитарно-педагогический, инженерно-технический, естественнонаучный). Поэтому психологами проводилась просветительская и консультативная работа с учащимися по определению сферы их преимущественных интересов и индивидуально-психологических возможностей.

В средней школе продолжалось выявление педагогически одаренных учащихся и развитие соответствующих их профилю способностей, интересов и склонностей. Эта работа осуществлялась как в рамках факультативных занятий, проведения индивидуальных и групповых консультаций, так и через привлечение учащихся к активным видам пропедагогической деятельности. Использовались виды деятельности апробированные в начальной школе (индивидуальное шефство, помощь в организации классных и школьных мероприятий, шефство над младшими школьниками, вожатская деятельность и др.). Новым для учащихся средней школы явилась работа в педагогическом и психологическом активе школы, состоящем в основном из старшеклассников; кружковая работа; углубленная индивидуальная работа по психолого-педагогической тематике; участие в классных и школьных конкурсах учебно-исследовательских работ учащихся.

Таким образом, основная работа психолога с подростками заключалась в развитии педагогических интересов и склонностей, формировании компонентов педагогических способностей и отборе одаренных учащихся для обучения в гуманитарно-педагогических классах на следующей ступени обучения. Эта работа так же, как и на предыдущем этапе, проводилась со всеми школьниками.

Работа со старшеклассниками

В 10-х и 11-х классах осуществляется целенаправленная работа с учащимися, выбравшими педагогический профиль обучения. В юношеском возрасте интересы и склонности старшеклассников связываются с будущей профессией. Развитие педагогических способностей идет через формирование психологической готовности к личностному и профессиональному самоопределению, гуманистического мировоззрения, обретение тождественности и целостности, становление основных элементов интеллектуальной, личностной и социальной взрослости.

В старших педагогических классах в программу обучения введены курсы педагогики и психологии, благодаря которым решаются основные задачи формирования психолого-педагогической культуры как составляющей общей гуманистической культуры учащихся, развития основных компонентов педагогических способностей и профессиональной ориентации педагогического профиля.

Остановимся более подробно на особенностях преподавания школьного курса «Основы психологических знаний». Его задачами являются:

  • повышение уровня психологической и общегуманитарной культуры учащихся;
  • познание школьниками своего внутреннего мира;
  • формирование положительного образа «Я», развитие самоуважения;
  • формирование потребностей и возможности целенаправленного самосовершенствования, обучения приемам саморазвития;
  • развитие рефлексии как важного компонента педагогических способностей;
  • формирование толерантности к своеобразию психического мира окружающих людей;
  • развитие навыков конструктивного межличностного взаимодействия;
  • понимание и принятие личностной и общественной значимости педагогических способностей;
  • развитие педагогических способностей учащихся;
  • профессиональная ориентация на педагогические профессии.

Учебный курс состоит из пяти основных блоков: темперамент и личность, межличностные отношения и общение, психические процессы и их развитие, способности и их развитие, психология педагогической деятельности. На первых уроках по каждому блоку осваивались общие понятия, вводилась основная терминология. Следующие уроки посвящались само - и взаимоисследованию, выявлению индивидуального своеобразия психической жизни каждого школьника, определению путей гармонизации и адаптации в окружающем мире. На итоговых занятиях проводился рефлексивный анализ пройденного, рассматривалась роль данного психологического феномена в педагогической деятельности, учащиеся заполняли дневники саморазвития. Каждый блок завершался зачетом в форме организационно – деловой или коммуникативной игры, элементов тренинга, самоотчетов. В конце каждого года проводился 10 – 12-часовой тренинг со всем классом.

Использование своеобразных форм занятий (лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии, консультации, тренинги, киноуроки, практикумы и др.), создание личностно значимых для каждого учащегося «семантических полей», привлечение субъективного опыта, постановка учащихся в активную позицию исследователя рождают чувство сопричастности и позволяют сформировать позитивные установки на педагогические профессии.

В ходе занятий выделилась группа наиболее заинтересованных учащихся, из которых был сформирован психологический актив школы. Педагогически способные школьники принимали активное участие в школьных, районных, городских и краевых конкурсах учебно – исследовательских работ учащихся, олимпиадах.

Важным механизмом развития педагогически способных учащихся являлось их участие в педагогической деятельности. На базе 10-х и 11-х педагогических классов был сформирован педагогический отряд для работы с учащимися младшего и среднего звена, который работал в трех направлениях:

  • волонтерское движение (профилактика социально опасных заболеваний);
  • вожатская работа (летняя педагогическая практика) и педагогическое шефство;
  • школьная служба примирения

Итогом внедрения описанной системы в учебно-воспитательный процесс явилось как интенсивное развитие способностей и индивидуальности школьников, так и ориентация выпускников на педагогические профессии. По данным за три последних года более пятидесяти процентов выпускников гуманитарно-педагогического класса продолжили обучение в высших учебных заведениях, выбрав профессии педагогического профиля.