1. Характеристика региона, местности (социальный заказ)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 образовано путем слияния трёх образовательных учреждений: МОУ СОШ №10, МОУ СОШ №11 и МОУ ООШ№42.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10. находится в правобережной части города, удалена от центра на 4-5 км, а значит, у детей меньше возможностей пользоваться услугами учреждений дополнительного образования и досуговых центров.
Жилая застройка микрорайона школы – частные дома, полу-благоустроенные 2-х этажные дома, благоустроенные 4-5 этажные дома в районе ЭМЗ и станции Гороблагодатская
Школа работает по различным направлениям:
- образовательная деятельность
- организация досуга детей и подростков
- спортивно-оздоровительная работа
- туристическая
- культурно-просветительская деятельность
- воспитательная работа
- профориентационная работа.
Школа является центром дополнительного образования в микрорайоне, здесь работают секции: бокса, волейбольная, баскетбольная, настольного тенниса, шахматно-шашечная, восточных единоборств, турклуб «Эдельвейс», немецкий центр, тренажерный зал, кружки бисероплетения и рукоделия, цветоводства,
Система дополнительного образования выполняет важные функции обучения и воспитания, предпрофессиональной подготовки, имеет и важные социальные функции. В системе дополнительного образования рациональная организация свободного времени ребенка, выбор им социально и личностно продуктивных сфер и способов сотрудничества и общения существенно снижают вероятность асоциального поведения.
2. Проблемное поле, существующее в образовательном учреждении в рамках воспитательной системы
- Совершенствование процесса образовательной деятельности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта посредством модернизации содержания образования через введение предпрофильного и профильного обучения, подготовка учащихся к ЕГЭ.
- Осуществление права обучающихся на вариативное образование, на создание многообразия образовательных условий обучающихся.
- Организация образовательного процесса на основе принципа личностно-ориентированного характера образования, создающего условия для повышения уровня образованности и качества образования.
- Комплексное применение информационных технологий в учебном процессе как один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения, создания условий для самообразования, приобретения личного позитивного опыта применения информационных технологий.
- Обеспечение качественного образования путем стимулирования самостоятельной познавательной активности обучающихся.
- Демократизация управления учебного процесса как единства деятельности родительской общественности, самоуправления школьников и педагогических органов.
- Активизация системы соуправления.
- Осуществление мониторинга деятельности педагогов, классных руководителей, оптимизация системы административного контроля.
- Разработка системы методов измерения и анализа измеряемых показателей по всем основным процессам деятельности школы, уровневой критериальной оценки систем компетенций учащихся и педагогов.
3. Целевые ориентиры. Миссия школы
Реализация федеральной и региональной политики в области образования, обеспечивающей учащимся возможности для интеллектуального и духовного развития, формирования социальной компетентности и жизненной успешности.
Целью работы ОУ: способствовать раскрытию и развитию индивидуальных задатков и способностей каждого ученика, а также направленному формированию тех ключевых и иных компетентностей, которые обеспечивают успешное приобщение к культуре учебной деятельности, самореализации и самоутверждению в учебной и внеучебной деятельности, готовности к освоению программ основного и полного среднего общего образования, социокультурной реализации личности.
Задачи в области воспитания:
1. Создание единого, педагогически
целесообразного влияния семьи и школы,
приобщение родителей к целенаправленному
процессу воспитательной работы школы..
2. Обеспечение каждому ребенку требуемого уровня
образования, формирование у каждого ребенка
умений и потребности самостоятельно пополнять
свои знания, умения, навыки.
3. Воспитание в соответствии с высокими
морально-нравственными ценностями; формирование
нравственных общечеловеческих ценностных
ориентаций, экологического самосознания,
общественно ценных личностных качеств.
4. Развитие познавательного интереса,
потребности в познании культурно-исторических
ценностей, повышение интеллектуального уровня
учащихся через разнообразие форм внеурочной
деятельности.
5. Формирование гражданско-патриотического
сознания, развитие чувства сопричастности
судьбам Отечества.
6.Развитие системы ученического самоуправления.
7. Обеспечение гармоничного эстетического и
физического развития.
8. Выработка навыков здорового образа жизни.
9. Профилактика противоправного поведения
учащихся.
Эти цели и задачи, реализующаяся через годовой
цикл общешкольных ключевых дел, традиционных
праздников, главной структурной единицей
является классный коллектив, которому
предоставляется возможность творческой
самореализации, достаточная свобода выбора
содержания и формы участия в общем деле. Класс
ощущает себя частью единого целого и живет
идеями и настроениями всей школы. Ключевые дела
коллективно планируются, коллективно проводятся
и коллективно анализируются.
4. Планируемые результаты
Личная результативность учащихся:
Обученность:
- общая и качественная успеваемость;
- успехи в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
- социальная адаптация выпускников: дальнейшее обучение, устройство на работу.
Воспитанность:
- гуманность взаимных отношений в коллективе;
- культура поведения в учебном заведении и вне его;
- активность в организации внутришкольной жизни.
Развитость:
- владение умениями мыслительной деятельности;
- наличие творческой активности;
- уровень саморегуляции и самоорганизации;
- способность воспринимать и адекватно реагировать на окружающую действительность.
Сохранение физического и психического здоровья:
- состояние здоровья учащихся (мониторинг приведен);
- психологическое состояние учащихся (тревожность, утомляемость) – исследования в период адаптации 1, 5-х, 10-х классов;
- участие в городских спортивных соревнованиях, в областных соревнованиях по туризму.
Перечень ключевых компетенций, который я привожу ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С учетом данных позиций, определены следующие группы ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного
самосовершенствования направлены на
освоение способов физического, духовного и
интеллектуального саморазвития, эмоциональной
саморегуляции и самоподдержки. Ученик
овладевает способами деятельности в собственных
интересах и возможностях, что выражаются в его
непрерывном самопознании, развитии необходимых
современному человеку личностных качеств,
формировании психологической грамотности,
культуры мышления и поведения. К данным
компетенциям относятся правила личной гигиены,
забота о собственном здоровье, половая
грамотность, внутренняя экологическая культура,
способы безопасной жизнедеятельности
Данные компетенции формируются в процессе
реализации системы коллективных творческих дел
и мероприятий по следующим направлениям:
Направление «В страну знаний»: где ученик участвует в предметных олимпиадах и конкурсах, смотрах, выставках, принимает активное участие в фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала». помогает школе в оформлении классных кабинетов.
Направление «Моя малая Родина», где учащийся изучает историю, и природу своего края, принимает участие в конкурсах и фестивалях, краеведческой направленности, занимается поисковой и исследовательской работой по этому направлению, участвует в походах по родному краю.
Направление «Сильные, смелые ловкие», где ученик участвует в спортивных соревнованиях, ведет здоровый образ жизни и активно пропагандирует его, принимает участие в движении «Мы за позитив!» и акциях за безопасность жизнедеятельности.
Направление «В мире прекрасного», где учащийся принимает участие в художественных конкурсах и смотрах, в школьных и городских коллективных творческих делах, создает агитбригады, организует посещение музеев, выставок, театров и т.п., отмечает знаменательные даты,
Направление «Пресс-центр», где учащийся активно участвует в издании школьной газеты, агитационных материалов, помогает в оформлении школьных праздников, участвует в наполнении школьного сайта, сотрудничает с СМИ.
Направление «Суперстрой», где ученик помогает взрослым благоустраивать город и микрорайон, участвует в работе трудовых бригад в период каникул, бережет школьное имущество, знакомится с профессиями, проводит экскурсии на производство с целью знакомства с профессиями, активно участвует в субботниках по благоустройству школьного здания и пришкольной территории.
Направление «Я – гражданин» где ученик принимает активное участие в работе органов школьного соуправления, принимает участие в городском проекте «Молодежная инициатива», участвует в конкурсах и фестивалях гражданско-правовой направленности.
5. Принципы развития воспитательной системы:
1. Целостность
педагогического процесса – единство,
взаимосвязь и интеграция урочной и внеурочной
форм работы.
2. Взаимодействие трёх
факторов: семьи, школы, общества (социума).
3. Приоритетность
исторического, культурного наследия России и
родного края через духовные ценности и традиции.
4. Системность,
преемственность, непрерывность в развитии и
воспитании детей с учётом их особенностей.
5. Принцип деятельного
подхода в воспитании. Воспитательный процесс
идёт через основные виды деятельности: игровую,
трудовую, познавательную, творческую.
6. Многообразие форм,
методов, средств, используемых в целях
обеспечения эффективности воспитания.
На протяжении нескольких лет в школе реализуется личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
Кроме этого в школе разработана и внедрена система психолого-педагогического сопровождения учащихся, попавших в трудные жизненные ситуации.
6. Формы деятельности.
1. Предметные месячники (Приложение 1)
2. Фестиваль Юные Интеллектуалы Среднего Урала
3. Школьные объединения
4. Кружки и спортивные секции.
5. Система соуправления
6. КТД
7. Пресс-центр. (Приложение 2)
Перечисленные формы деятельности отражены в годовом плане воспитательной работы и приложениях к нему. (Приложение 3)
7. Мониторинг результатов деятельности
Результативность данной воспитательной системы отслеживается с помощью системы мониторинга. Административный контроль и мониторинг осуществляется через заполнение формы «План воспитательной работы» (Приложение 4) и конкурс «Самый лучший класс» (Приложение 5). Для подведения итогов данного конкурса в течение учебного года отслеживается участие классных коллективов и отдельных учащихся в мероприятиях разного уровня. (Приложение 6). В конце учебного года подводится итог конкурса по результатам мониторинга и лучшему классу вручается переходящий кубок, а классному руководителю – поощрение. А также, вручаются дипломы за победу в различных направлениях деятельности. Отслеживание деятельности классных коллективов происходит гласно, это один из элементов системы соуправления, продвижение по каждому из направлений отражается на стенде. (Приложение 7)