Концепция модернизации российского образования ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особенное значение формированию способности ученика к самостоятельному исследованию. От понимания феномена исследовательской деятельности и готовности к формированию соответствующих умений у учащихся зависят не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их социальной адаптации, а иногда и – физического выживания в условиях новизны и нестабильности современного общества [1].
Биология – тот школьный курс, в котором имеются реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Длительные наблюдения, эксперименты, самостоятельные учебные исследования…
Занятия учащихся исследовательской
деятельностью позволяют разрешить ряд
противоречий между:
1 – направлением образования в основном на
подготовку простого исполнителя и
необходимостью воспитания качеств творческой
личности;
2 – сложившейся системой образования и
возросшими требованиями к знаниям учащихся при
поступлении в ВУЗ;
3 – потребностью инновационных образовательных
заведений в научно-методическом обеспечении
процесса развития творческих умений школьников
и уровнем изученности этого вопроса в
педагогической науке.
Исследовательской работой учащиеся могут заниматься во внеурочное время. Для того чтобы развить у ребят навыки исследования, работа с ними должна быть систематической и планомерной, цель работы четко сформулирована и посильна для достижения.
В обучении методике исследований нами были выделены несколько этапов:
1 – выбор темы исследования, формулирование его
цели;
2 – сбор предварительных данных об объекте
изучения, приемах и методах работы;
3 – установление последовательности работ,
составление плана, проектирование эксперимента;
4 – отбор необходимого оборудования, создание
условий для достижения цели;
5 – выполнение и регистрация хода работ и
наблюдений;
6 – анализ результатов наблюдений и формулировки
выводов;
7 – уточнение плана и написание отчета (реферата);
8 – литературное оформление работ.
Выполнение работ с элементами исследовательской деятельности предполагает развитие у школьников творческих способностей, хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности [2].
Можно рассмотреть несколько областей исследовательской деятельности учащихся и, соответственно, цели, которые она охватывает.
1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изучаемого материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями.
2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления.
3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, которые связаны с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации.
Создание надежной системы целей далеко не абстрактный вопрос, интересующий только теоретиков. Использование четкой упорядоченной, иерархической классификации целей важно, прежде всего, для педагога-практика по следующим причинам:
1) концентрация усилий в совместной работе
учителя и ученика;
2) ясность и гласность в совместной работе
учителя и ученика;
3) создание эталонов оценки результатов обучения
[3].
Известно, что дети – прирожденные исследователи, поэтому найти контакт со школьниками на этой почве достаточно просто. Основные трудности возникают из-за дефицита у ребят аккуратности и усидчивости, необходимых при любом сборе и обработке материала.
Поэтому руководитель должен придерживаться следующих критериев при отборе учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью:
1 – наличие познавательного интереса к
изучению биологии;
2 – общее развитие ребенка;
3 – глубокие знания по предмету, имеющийся запас
знаний и умений;
4 – выбор будущей профессии [4].
Наш опыт преподавания указывает на то, что современный школьник не может быть только исполнителем, он должен быть творческой личностью, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Выполнение учащимися работ с элементами исследовательской деятельности дает следующие результаты:
- способствует умению организовать запоминание, наблюдение, эксперимент;
- формирует качества творческой личности;
- прививаются навыки практической деятельности;
- развиваются важные качества личности: работоспособность, сообразительность, эмоциональная устойчивость;
- приводит к профессиональной ориентации;
- влияет на экологизацию мировосприятия современного человека.
Результат занятий исследовательской деятельностью своеобразен и закономерен. Изменения происходят как в ученике, так и в учителе. Методологическая рефлексия выступает как условие профессионального роста. Постоянный самоанализ, выявление причин своих успехов и неудач позволяют совершенствовать педагогическую деятельность [5].
Литература:
1. Формирование исследовательских умений
старшеклассников в научном обществе учащихся. М.,
2004.
2. Методическое пособие к спецкурсу «Первое
сентября». Биология, 1996, № 36.
3. Кларин И.В. Инновационные модели обучения
в зарубежных педагогических поисках. М., Арена,
1994.
4. Преображенская Е С. Участие школьников в
исследовательской работе. Первое сентября.
Биология, 1996, № 36.
5. Кулев А.В. Исследовательская деятельность
школьников на лабораторных занятиях. Биология в
школе, 1993, № 3.