Урок математики в 10-м классе. Тема: "Формулы приведения"

Разделы: Математика


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: беседа, исследовательская работа.

Цель учения (для учащихся): изучить и закрепить формулы приведения.

Цель: повторить понятие числовой окружности.

Триединые дидактические цели урока:

  • Образовательная: повторить  понятие числовой окружности, ознакомить учащихся с формулами приведения, отработать формулы приведения при решении некоторых задач.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению математики, развивать культуру устной и письменной математической речи,воспитание информационной культуры.

Технология организации проведения учебного занятия:

1. Подготовительный этап;
2. Проведение занятия;
3. Подведение итогов.

Алгоритм проведения учебного занятия:

1. Организационный момент;
2. Постановка целей урока;
3. Устное повторение;
4. Изучение нового материала;
5. Закрепление изученного материала:
6. Подведение итогов;
7. Домашнее задание.

Обоснование выбора методов, средств и форм обучения:

Оптимизировать обучение путем разумного сочетания и соотношения методов, средств и форм, направленных на получение высокого результата за время урока.

– обязательный учет характера учебного материала;
– использование элементов истории;
– выбор исследовательского метод, как наиболее преемственного для понимания темы «Формулы приведения».

Условия достижения результатов:

  • соблюдение преемственного обучения;
  • опора на полученные ранее знания;
  • активное взаимодействие учащихся в классе.

Основные принципы проведения урока:

  • наглядность;
  • доступность;
  • систематичность;
  • связь с предыдущим (непрерывность).

Вид доски на начало урока: на доске изображена числовая окружность
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, индивидуальные карточки (Приложение 3, Приложение 4), таблицы (Приложение 2), презентация (Приложение 1).

ХОД УРОКА

Этапы

Содержание

Примечание

Организационный момент 1. Доклад дежурного
2. Подготовка учащихся к уроку (психологический настрой)
 
Подготовительный этап. Сегодня мы продолжаем знакомство с большим разделом алгебры  начала математического анализа – тригонометрические функции, и хочется, чтобы вы понимали какой многовековой опыт, несет за плечами наука тригонометрия. Поэтому хочу несколько слов сказать об истории этой науки и предпосылках ее возникновения. Сообщение учащегося:

Термин «тригонометрия» дословно означает «измерение треугольников». Она возникла, прежде всего, из практических нужд. Древние астрономы наблюдали за движением небесных светил. Учёные обрабатывали данные измерений, чтобы вести календарь и правильно определять время начала сева и сбора урожая, даты религиозных праздников. По звёздам вычисляли местонахождение корабля в море или направление движения каравана в пустыне. Наблюдения за звёздным небом с незапамятных времён вели и астрологи. Естественно, все измерения, связанные расположением светил на небосводе, – измерения косвенные. Прямые – осуществлялись только на поверхности Земли. Но и здесь далеко не всегда удавалось непосредственно определить расстояние между какими-то пунктами. И тогда вновь прибегали к косвенным измерениям. Например, вычисляли высоту дерева или размеры острова в море, сравнивая длину его тени с длиной тени от какого-нибудь шеста, высота которого была известна. Подобные задачи сводятся к анализу треугольника, в котором одни его элементы выражают через другие, с этим вы знакомились на уроках геометрии, изучая соотношения между сторонами и углами треугольника.

Постановка целей урока. Повторить  понятие числовой окружности, ознакомить учащихся с формулами приведения, отработать формулы приведения при решении некоторых задач.  
Устная работа 1. На доске – единичная окружность. Задача поверните радиус ОА , на угол  и на угол . При этом радиус ОА перейдет соответственно в радиусы ОВ1 и ОВ2. Пояснения проводят учащиеся с наводящими вопросами учителя.
Учитель: Опустим из точки В1 перпендикуляры В1С1  и В1Д1 на оси координат. Получим прямоугольник ОД1В1С1. Учитель проводит построения на единичной окружности
Учитель: Поверните прямоугольник ОД1В1С1 около точки О на угол . Учащиеся поясняют: Тогда точка В1 перейдет в точку В2, тогда С1 перейдет в точку С2 на оси у, точка Д1 – в точку Д2 на оси х, а прямоугольник ОД1В1С1 перейдет в равный ему прямоугольник ОД2В2С2.
Учитель: сделаем вывод. Учащиеся поясняют: Ордината точки В2 равна абсциссе точки В1, а абсцисса точки В2 равна числу, противоположному ординате точки В1.
Учитель записывает на доске со слов учащихся: обозначим координаты точки В1 через х1и у1, точки В2 через х2 и у2.
у2 = х1, х2 = – у1 значит:
 
1. Вычислить:
2.
Учащиеся поясняют.
Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка (снятие напряжения с глаз)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка (снятие общего напряжения)

Учитель:Итак, вернемся к единичной окружности и двух формул .
ВОПРОС:  Как определить значения углов ?
 
Для ответа на этот вопрос рассмотрим слайд.

 

 

Учитель подводит итог:

Полученные вами таблицы позволили нам с помощью исследования вывести новые тригонометрические формулы, которые имеют специальное название «Формулы приведения». По таблицам легко проследить закономерности, имеющие место для формул приведения. Эти закономерности позволяют сформулировать правило, с помощью которого можно записать любую формулу приведения, не прибегая к таблице:
Функция в правой части равенства берется с тем же знаком, какой имеет исходная функция. Если считать, что угол является углом 1 четверти; для углов название исходной функции сохраняется, для углов  название исходной функции изменяется на кофункцию ( косинус на синус, синус на косинус)

Учитель предлагает учащимся найти другие формы заполнения таблицы формул приведения.

Приложение 1. Слайд 1 для ,
Исследуется материал, делается вывод, заноситься в таблицу
Работа с индивидуальной карточкой (Приложение 3)
Аналогично для слайдов 2, 3, 4
Выводы заносятся в таблицу (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся: с помощью формул сложения.

Закрепление изученного материала 1. Индивидуальные карточки (Приложение 4)
2. №9.21 (а;б;в)
3. №9.23 (а;г;з)
На доске единичная окружность, все предложенные задания поясняются учащимися, показываются на единичной окружности: движение, четверть, знак.
Подведение итогов Как проследить закономерности, имеющие место для формул приведения:
  • Деление таблицы (половинных аргументов, целых аргументов) на две части
  • Определение направления движения, четверти, знака функции
 
Домашнее задание №9.21 (г;д;е), № 9.23 (д;и)
Самостоятельно составить таблицы tg и  ctg для углов
Учащиеся записывают домашнее задание