Тип урока. Комбинированный
Цели урока:
- Предметная цель. Создать условия для получения учащимися знаний в сфере уголовного права. Рассмотреть особенности уголовной ответственности, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, раскрыть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
- Создать условия для формирования умений применять полученные знания не только при решении учебных ситуационных задач, но и в жизненных ситуациях.
- Метапредметная цель урока: Продолжить формирование навыков работы с документами.
Дидактическая задача урока: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
Задачи урока:
- Ознакомление с уголовным кодексом.
- Приобретения навыков работы с документами.
Воспитательные задачи: Формирование вдумчивого, ответственного отношения к своим поступкам.
Социально-значимые проблемы: Правонарушения особенно среди несовершеннолетних являются частым явлением, что делает эту проблему социально-значимой. В связи с этим, подростки должны знать законы и последствия, наступающие в связи с их нарушением.
Личностно-значимые проблемы: Проблема в том, что подростки не всегда осознают, что их поведение является противоправным и часто осознание наступает лишь на скамье подсудимых, в связи, с чем данная тема становится личностно-значимой.
Формы работы: Работа с учебником и документами.
Ведущий метод: Проблемный.
Планируемый результат: Учащиеся в игровой форме ознакомятся с уголовным кодексом, что позволит усвоить данный материал в полном объеме.
Средства создания коммуникативной среды: Вовлечение в учебную деятельность каждого учащегося, опираясь на индивидуальные склонности и способности.
Основные понятия: преступление, уголовная ответственность, наказание, вина, необходимая оборона, крайняя необходимость.
План урока:
- Организационный момент;
- Актуализация знаний;
- Новая тема;
- Мотивация
- Блиц опрос
- Задание
- Работа в группах закрепление изученного материала.
- Обсуждение
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний: Просмотр видеоролика.
-Учитель: – Как вы думаете, о чем мы будет говорить сегодня на уроке?
- Учащиеся отвечают. ( о преступлениях).
- Учитель: – Что такое преступление и какая отрасль права рассматривает вопросы, связанные с преступлениями?
- Ответ учащихся.
- Учитель подводит итог: – Преступление – это общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания. Теперь попытаемся определить основные признаки преступления.
-Учащиеся отвечают (общественная опасность, противоправность, виновность, (умысел, неосторожность), наказуемость).
Уголовное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний. Нормы уголовного права регулируют уголовно правовые отношения – вид общественных отношений, возникающих по поводу преступления. Давайте сейчас рассмотрим несколько ситуаций и попытаемся выяснить, возникают ли в связи с этими ситуациями уголовно – правовые отношения. Свой ответ аргументируйте.
Проблемные ситуации:
- Зубрилкин не выучил домашнее задание.
- Терроркина позвонила директору школы и в шутку сообщила, что под школу подложена бомба.
- Драчунов в драке уронил своего соперника, который ударился головой о камень, от чего умер.
- Разбивалкин разбил стекло в школьной столовой.
- Несчастный, обиженный соседом, все время мечтал избить или убить своего обидчика.
- Дезертиров уклонялся от призыва в ряды вооруженных сил.
- Завистников 16 лет. не мог смириться с тем, что у друга дорогой телефон, продумав ситуацию, Завистников украл телефон.
После обсуждения учитель подводит итог.
- Все виды преступлений направлены против кого-то, или чего-то, т.е. имеют объект. Участниками (субъектами) уголовно – правовых отношений являются, с одной стороны, лица совершившие преступление, с другой государство в лице правоохранительных органов и суда. Содержание этих правоотношений составляют права и обязанности сторон.
-Как вы думаете, какие задачи решает уголовное право?
Ответ учащихся. (охранительные, предупреждающие и регулятивные).
-Учитель: – И так, мы выяснили, что основополагающим документом уголовно-правовых отношений является УК РФ, давайте посмотрим в учебнике особенности УК РФ (стр. 175 ). После чтения учитель. – Мы с вами в начале урока выяснили, что такое преступление, а сейчас давайте рассмотрим несколько ситуаций и выясним, будут ли нести уголовную ответственность люди, совершившие следующие деяния:
Проблемные ситуации:
- Храбров для того, чтобы вытащить ребенка из горящего дома взламывает дверь и врывается в дом.
- Боязный поздно вечером шел один по улице, увидев, что к нему направляются двое неизвестных парней, он схватил валявшийся камень и ударил одного из них по голове, нанеся ему телесные повреждения средней тяжести. Позже выяснилось, что юноши хотели узнать, как найти нужный им адрес.
- Каталов 17 лет увидев, что к его мотоциклу подошел человек, подбежал к нему, повалив человека, на землю стал избивать его. Нанеся телесные повреждения средней тяжести.
После обсуждения данных ситуаций подводятся итоги;
«Согласно статье 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми незапрещенными законом способами». Однако это право, как и другие права человека, имеет свои границы, выходя за которые нарушаются пределы допустимой обороны (или самообороны). Во-первых, необходимая оборона возникает только при наличии общественно опасного посягательства; во-вторых, вред можно причинять лицу, совершающему нападение; в-третьих, должна соблюдаться соразмерность защиты нападению. Если нарушаются эти условия, наступает уголовная ответственность.
Учитель: - Как вы понимаете, что такое уголовная ответственность?
После ответа учащихся. Подводится итог.
– Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Наступает с 16 лет, в особо тяжких случаях с 14 лет.
- Учитель: - У вас на партах ст. 20 УК РФ и ст. УК РФ 44. Рассмотрев эти документы, попытайтесь решить следующие ситуации, ответив на вопрос, будут ли нести ответственность нижеперечисленные участники.
Проблемные ситуации
- Сидоров 16 лет, решил покататься на скутере, проезжая мимо школы, он сбил, внезапно, выбежавшего на дорогу мальчика, последний ударился головой об асфальт и скончался.
- Братья Кошкины (12, 14 лет) жили в неблагополучной семье, постоянно недоедая, они решили залезть в ближайший магазин, украсть продуктов и поесть. Продумав операцию, они приступили к ее исполнению, были пойманы на месте преступления.
После обсуждения проблемных ситуаций учитель обращает внимание учащихся на то, что при назначении наказания суд учитывает несколько факторов: характер и степень общественной опасности деяния, личность виновного и обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность. Как вы думаете, какие из перечисленных фактов являются смягчающими, а какие отягчающими вину обстоятельствами.
- Совершение преступления впервые
- Совершение преступления под влиянием угрозы
- Несовершеннолетие виновного
- Наличие малолетних детей у виновного
- Совершение преступления в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств
- Чистосердечное признание или явка с повинной, активное содействие раскрытию преступления
- Оказание медицинской или иной помощи потерпевшему после совершения преступления
- Совершение преступления организованной группой
- Совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений
- Совершение преступления с особой жестокостью
- Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления
- Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести
После обсуждения.
Учитель.- Как вы думаете, каковы цели наказания?
После обсуждения.
- Восстановление справедливости;
- Исправление осужденного;
- Предупреждение совершения новых преступлений. При установлении наказания учитывается множество факторов.
-Подведение итогов.
- Домашнее задание. Найти ответ на вопрос: «Может ли человек не совершать преступления?», свой ответ аргументировать.