Комбинированный урок обществознания. Тема: "Уголовно-правовые отношения"

Разделы: История и обществознание, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (527 кБ)


Тип урока. Комбинированный

Цели урока:

  • Предметная цель. Создать условия для получения учащимися знаний в сфере уголовного права. Рассмотреть особенности уголовной ответственности, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, раскрыть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • Создать условия для формирования умений применять полученные знания не только при решении учебных ситуационных задач, но и в жизненных ситуациях.
  • Метапредметная цель урока: Продолжить формирование навыков работы с документами.

Дидактическая задача урока: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Задачи урока:

  • Ознакомление с уголовным кодексом.
  • Приобретения навыков работы с документами.

Воспитательные задачи: Формирование вдумчивого, ответственного отношения к своим поступкам.

Социально-значимые проблемы: Правонарушения особенно среди несовершеннолетних являются частым явлением, что делает эту проблему социально-значимой. В связи с этим, подростки должны знать законы и последствия, наступающие в связи с их нарушением.

Личностно-значимые проблемы: Проблема в том, что подростки не всегда осознают, что их поведение является противоправным и часто осознание наступает лишь на скамье подсудимых, в связи, с чем данная тема становится личностно-значимой.

Формы работы: Работа с учебником и документами.

Ведущий метод: Проблемный.

Планируемый результат: Учащиеся в игровой форме ознакомятся с уголовным кодексом, что позволит усвоить данный материал в полном объеме.

Средства создания коммуникативной среды: Вовлечение в учебную деятельность каждого учащегося, опираясь на индивидуальные склонности и способности.

Основные понятия: преступление, уголовная ответственность, наказание, вина, необходимая оборона, крайняя необходимость.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация знаний;
  3. Новая тема;
  • Мотивация
  • Блиц опрос
  • Задание
  • Работа в группах закрепление изученного материала.
  • Обсуждение
  • Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний: Просмотр видеоролика.

-Учитель: – Как вы думаете, о чем мы будет говорить сегодня на уроке?

- Учащиеся отвечают. ( о преступлениях).

- Учитель: – Что такое преступление и какая отрасль права рассматривает вопросы, связанные с преступлениями?

- Ответ учащихся.

- Учитель подводит итог: – Преступление – это общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания. Теперь попытаемся определить основные признаки преступления.

-Учащиеся отвечают (общественная опасность, противоправность, виновность, (умысел, неосторожность), наказуемость).

Уголовное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний. Нормы уголовного права регулируют уголовно правовые отношения – вид общественных отношений, возникающих по поводу преступления. Давайте сейчас рассмотрим несколько ситуаций и попытаемся выяснить, возникают ли в связи с этими ситуациями уголовно – правовые отношения. Свой ответ аргументируйте.

Проблемные ситуации:

  • Зубрилкин не выучил домашнее задание.
  • Терроркина позвонила директору школы и в шутку сообщила, что под школу подложена бомба.
  • Драчунов в драке уронил своего соперника, который ударился головой о камень, от чего умер.
  • Разбивалкин разбил стекло в школьной столовой.
  • Несчастный, обиженный соседом, все время мечтал избить или убить своего обидчика.
  • Дезертиров уклонялся от призыва в ряды вооруженных сил.
  • Завистников 16 лет. не мог смириться с тем, что у друга дорогой телефон, продумав ситуацию, Завистников украл телефон.

После обсуждения учитель подводит итог.

- Все виды преступлений направлены против кого-то, или чего-то, т.е. имеют объект. Участниками (субъектами) уголовно – правовых отношений являются, с одной стороны, лица совершившие преступление, с другой государство в лице правоохранительных органов и суда. Содержание этих правоотношений составляют права и обязанности сторон.

 -Как вы думаете, какие задачи решает уголовное право?

Ответ учащихся. (охранительные, предупреждающие и регулятивные).

-Учитель: – И так, мы выяснили, что основополагающим документом уголовно-правовых отношений является УК РФ, давайте посмотрим в учебнике особенности УК РФ (стр. 175 ). После чтения учитель. – Мы с вами в начале урока выяснили, что такое преступление, а сейчас давайте рассмотрим несколько ситуаций и выясним, будут ли нести уголовную ответственность люди, совершившие следующие деяния:

Проблемные ситуации:

  1. Храбров для того, чтобы вытащить ребенка из горящего дома взламывает дверь и врывается в дом.
  2. Боязный поздно вечером шел один по улице, увидев, что к нему направляются двое неизвестных парней, он схватил валявшийся камень и ударил одного из них по голове, нанеся ему телесные повреждения средней тяжести. Позже выяснилось, что юноши хотели узнать, как найти нужный им адрес.
  3. Каталов 17 лет увидев, что к его мотоциклу подошел человек, подбежал к нему, повалив человека, на землю стал избивать его. Нанеся телесные повреждения средней тяжести.

После обсуждения данных ситуаций подводятся итоги;

«Согласно статье 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми незапрещенными законом способами». Однако это право, как и другие права человека, имеет свои границы, выходя за которые нарушаются пределы допустимой обороны (или самообороны). Во-первых, необходимая оборона возникает только при наличии общественно опасного посягательства; во-вторых, вред можно причинять лицу, совершающему нападение; в-третьих, должна соблюдаться соразмерность защиты нападению. Если нарушаются эти условия, наступает уголовная ответственность.

Учитель: - Как вы понимаете, что такое уголовная ответственность?

После ответа учащихся. Подводится итог.

 – Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Наступает с 16 лет, в особо тяжких случаях с 14 лет.

- Учитель: - У вас на партах ст. 20 УК РФ и ст. УК РФ 44. Рассмотрев эти документы, попытайтесь решить следующие ситуации, ответив на вопрос, будут ли нести ответственность нижеперечисленные участники.

Проблемные ситуации

  1. Сидоров 16 лет, решил покататься на скутере, проезжая мимо школы, он сбил, внезапно, выбежавшего на дорогу мальчика, последний ударился головой об асфальт и скончался.
  2. Братья Кошкины (12, 14 лет) жили в неблагополучной семье, постоянно недоедая, они решили залезть в ближайший магазин, украсть продуктов и поесть. Продумав операцию, они приступили к ее исполнению, были пойманы на месте преступления.

После обсуждения проблемных ситуаций учитель обращает внимание учащихся на то, что при назначении наказания суд учитывает несколько факторов: характер и степень общественной опасности деяния, личность виновного и обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность. Как вы думаете, какие из перечисленных фактов являются смягчающими, а какие отягчающими вину обстоятельствами.

  1. Совершение преступления впервые
  2. Совершение преступления под влиянием угрозы
  3. Несовершеннолетие виновного        
  4. Наличие малолетних детей у виновного     
  5. Совершение преступления в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств         
  6. Чистосердечное признание или явка с повинной, активное содействие раскрытию преступления 
  7. Оказание медицинской или иной помощи потерпевшему после совершения преступления
  8. Совершение преступления организованной группой
  9. Совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений  
  10. Совершение преступления с особой жестокостью
  11. Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления
  12. Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести

После обсуждения.

Учитель.- Как вы думаете, каковы цели наказания?

После обсуждения.

  1. Восстановление справедливости;
  2. Исправление осужденного;
  3. Предупреждение совершения новых преступлений. При установлении наказания учитывается множество факторов.

 -Подведение итогов.

- Домашнее задание. Найти ответ на вопрос: «Может ли человек не совершать преступления?», свой ответ аргументировать.

Приложение