Цели урока: закрепить изученный материал в ходе решения задач, проверить знания, умения и навыки решения задач с помощью признаков подобия треугольников.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
№ 613 (а) (по готовому чертежу проверить решение).
Решение
1) АВМ А1В1М1 (по третьему признаку подобия треугольников), так как по условию поэтому . |
2) А = А1.
3) АВС А1В1С1 по второму признаку подобия треугольников.
№ 613 (б).
Решение
1) АВН А1В1Н1 по первому признаку подобия треугольников. Имеем . 2) По условию , поэтому . |
3) АВС А1В1С1 по второму признаку подобия треугольников.
3. Проверка усвоения изученного материала.
1) Проверить знания признаков подобия треугольников (один человек – у доски и можно три человека с листочками – за первыми партами).
2) Устная работа с классом:
1. Контрольные вопросы 1-7 на стр.160.
4. Решение задач.
№ 554 (устно).
№ 555 (а).
1) Пусть х – коэффициент пропорциональности, тогда MN = АР = 3х, а АМ = NP = 2х. 2) MВN
PNС по I признаку подобия
треугольников (MBN
= |
Имеем: ; ;
150 –30х –30х + 6х2 = 6х2; х = 2,5.
MN = AC = 3 · 2,5 = 7,5 (см), АМ = NP = 2 · 2,5 = 5 (см).
№ 562 (без записи в тетрадь по готовому чертежу).
1) Пусть NF = FK = MK = MN = х. 2) CFN СBA по I признаку подобия треугольников. 3) воспользоваться решением задачи № 543, то есть утверждением: в подобных треугольниках сходственные стороны пропорциональны сходственным высотам. |
4) Имеем ; ; hx = ah – ax, x = .
5. Самостоятельная работа
(проверочная).Вариант I
Высота CD прямоугольного треугольника АВС делит гипотенузу АВ на части АD = 16см и ВD = 9см. Докажите, что АСD CВD и найдите высоту СD.
Точки М и N лежат на сторонах АС и ВС треугольника АВС соответственно, АС = 16см, ВС = 12см, СМ = 12см, СN = 9см. Докажите, что MN || ВС.
Вариант II
Высота CD прямоугольного треугольника АВС отсекает от гипотенузы АВ, равной 9см, отрезок АD, равный 4см. Докажите, что АВСАCD и найдите АС.
Диагонали АС и ВD четырехугольника АВСD пересекаются в точке О, АО = 18см, ОВ = 15см, ОС = 12см, ОD = 10см. Докажите, что АВСD – трапеция.
Вариант III
(для более подготовленных учащихся)
Диагональ АC трапеции АВСD (АВ || СD) делит ее на два подобных треугольника. Найдите SАВCD, если АВ = 25 см, ВС = 20см, АС = 15см.
Угол В треугольника АВС в два раза больше угла А. Биссектриса угла В делит сторону АС на части АD = 6 см и СD = 3см. Найдите стороны треугольника АВС.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание:
подготовиться к контрольной работе; №№ 555(б), 605; вопросы 1–7, с. 160.Для желающих: №№ 611, 563.