Открытый урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Наречие"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока: ознакомить учащихся с новой частью речи – наречием, тренировать выделять наречия из текста и отличать их от других частей речи, освежить в памяти признаки весны, развивать внимательность, наблюдательность, языковое чутьё, умение анализировать и делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть и воспринимать картину природы.

Оборудование: иллюстрации с изображением весенней природы, карточки со словами-наречиями.

Ход урока

I. Организационный момент:

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас частью речи, но мы о ней уже упоминали на наших уроках. Будем учиться находить эту часть речи, задавать к ней вопросы и определять каким членом предложения является.

II. Начнём урок с чистописания.

– О чём стихотворение?

– Назовите признаки весны?

– Какие художественные средства языка использует поэт в стихотворении? (олицетворение, музыка, репродукции картин)?

Обведите слова в стихотворении.

III. Повторение.

– Назовите существительные. Что они обозначают?

– На какие вопросы отвечают?

– Назовите прилагательные. Что они обозначают?

– На какие вопросы отвечают?

– Назовите глаголы. Что они обозначают? Вопросы.

– Какой части речи здесь нет, но мы её изучали? (местоимение)

– Что такое местоимение?

Я буду показывать карточки, а вы говорите мне, какая часть речи применяется: число, род, падеж, время, лицо.

Тема нашего урока “Наречие”.

Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока “Наречие”.

На какие вопросы отвечают эти наречия?

От какого слова задали вопрос?

запестрели (как?) ярко
разлито (как?) много

С какой частью речи связано? (в основном с глаголом).

Каким членом предложения является? (обстоятельство).

Что обозначают? Признаки действия? Количество.

Что помните про наречие – что оно неизменяемая часть речи.

IV. Работа с учебником. Стр. 125, упр. 5 (на доске, вместе)

– На какие вопросы отвечают наречия?

– Какие наречия есть?

– Что обозначают?

– Роль наречий в языке? (речь яркая, выразительная) правило стр.124.

V. Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку.

Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко, побежал по крыше,
Поиграл немного ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьёв знакомых,
И, расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.

– Мы немного отдохнули, поэтому можем продолжать работу.

– Ребята, а кто-нибудь заметил наречия в тексте нашей физкультминутки?

– Назовите их. (Осторожно, немного, бодро, куда-то, вперегонку)

– Подумайте, какие вопросы мы можем задать к этим наречиям? вышел (как?) осторожно, поиграл (сколько?) немного, расправил (каким образом?, как?) бодро, полетел (куда?) куда-то, полетел (как?) вперегонку.

VI. Давайте поиграем.

Я буду бросать мячик и называть слово. Ваша задача образовать из этого слова наречие, при этом можно использовать суффиксы -а, о, приставки в, до, из, на, с.

горячий-горячо,
холодный-холодно,
хороший-хорошо,
вчерашний-вчера,
правый-вправо,
левый-влево,
скучный-скучно,
ранней-заранеее,
весть-известно.

Мы с вами говорим что наречия делают речь более точной, выразительной.

VII. Работа с фразеологизмами.

Сейчас я прочитаю вам фразеологизмы – устойчивые выражения, а вы будете записывать их одним словом-наречием.

идти черепашьим шагом (медленно),
кот наплакал (мало),
как по маслу (хорошо),
встать чуть свет (рано),
рукой подать (близко),
яблоку негде упасть (тесно),
сплошь и рядом (везде),
с горем пополам (трудно, тяжело).

VIII. Выборочный диктант. Запись наречий.

Весело заблестело солнышко. Шустро побежали ручейки по дорожкам и тропинкам. Уныло осел потемневший снег. Птицы уже давно соскучились по весне, поэтому дружно запели и защебетали, радуясь ласковым лучам. Весна лёгкими шагами продолжала своё движение вперёд по ещё не отогревшемуся лесу. Она поднимала вверх свои тёплые руки, на деревьях набухали почки. Внизу под её ногами появлялись проталины.

– С какой новой частью речи мы с вами познакомились?

– На какие вопросы отвечают наречия?

– Что обозначают наречия?

– С какой частью речи связаны?

– В предложении наречие является?

Ребята! А что такое антонимы? Сейчас вы будете называть в ответ на мои слова-слова антонимы.

И так, сейчас пришёл черед,
Сыграть в игру наоборот
Слова в игре мы подбираем,
Наречиями их мы называем
Я скажу вам слово тише,
Вы в ответ мне… Громче,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: близко
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь; низко
Скажу я слово рано,
А ты ответишь: поздно.
Ну вот закончилась игра,
Урок заканчивать пора;
Мы все надеемся, что с ней,
Ты стал немножечко умней.

Стр. 123, упр. 3, правило.

Оценки. Мне сегодня понравилось как вы работали.

  1. Слово наречие очень старое, оно встречается в древне-русском языке, корень “речь” как связывает его с глаголом.
  2. Древние римляне называли эту часть речи “приглаголием”.
  3. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям, вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
  4. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о и получилось наречие хорошо.
  5. Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия: вверху, вверх, наверху, кверху, верхом.
  6. Очень понравилось это наречие. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречие с помощью о. Вот прилагательное новый. С о наречие не получается, а с разными и сколько угодно: заново, снова, вновь. Совсем по-новому ведёт себя слово!
  7. Добрались потом наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось: вдвоём, надвое, из скакать – вскачь. В отличие от имён и глаголов наречие не изменяются.