Урок занимательной алгебры в 8-м классе. КВН

Разделы: Математика


Цели:

  • развитие интереса к предмету через игровые формы работы;
  • повышение активности обучающихся;
  • обучение умению слушая слышать, видеть;
  • давать обоснования различным математическим фактам.

Задачи:

  • Закрепить и углубить знания по данному материалу в процессе решения различных упражнений.
  • Обеспечить сознательное усвоения материала.

Подготовительный этап:

Оформление класса:

  • расставить столы для жюри, двух команд и для болельщиков.
  • Над столом жюри плакат "Фемиды - богини правосудия".
  • Высказывание: "Правосудие есть основание всех общественных добродетелей". (Гольбах).
  • На доске тема "Квадратные уравнения".
  • Эпиграф: "Если хочешь быть умен - состязайся!".

Ход урока

I. Вступительное слово ведущего, представление двух соревнующихся команд и их капитанов, состава жюри. Устанавливается количество баллов за каждый конкурс. Звучит музыка из телевизионного КВН.

  1. Конкурсы:
  2. Разминка.
  3. Конкурс теоретиков.
  4. Вопросы ведущего.
  5. Проверка домашнего задания (по одному вопросу команда задает своему противнику).
  6. Конкурс на лучшего вычислителя.
  7. Конкурс капитанов.
  8. Конкурс болельщиков.
  9. Конкурс на самого внимательного.
  10. Блиц-турнир.
  11. Подведение итогов игры, награждение победителей.

I. Вступительное слово ведущего

II. Конкурсы

Разминка

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Вопросы командам задаются по очереди.

1 команда 2 команда
Вычислите:

1.

Вычислите:

1.

2. 2.
3. 3.
4. 4.

Конкурс теоретиков

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. На доске нужно записать необходимые формулы.

1 команда 2 команда
1. Дайте определение квадратного уравнения 1. Дайте определение неполного квадратного уравнения
2. Запишите формулу корней квадратного уравнения 2. Перечислите виды неполных квадратных уравнений
3. В чем заключается графический способ решения квадратного уравнения? 3. Дайте определение приведенного квадратного уравнения
4. В каком случае уравнение имеет два корня? 4. Сформулируйте теорему Виета
5. Запишите формулу решения квадратного уравнения при четном коэффициенте 5. В каком случае квадратное уравнение не имеет корней?

Всем участникам каждой команды раздаются листочки, на которых следует записать ответы на вопросы. Команда за этот вопрос набирает столько баллов, сколько человек в команде правильно запишут формулу.

Вопросы ведущего

1 команда 2 команда
Вопросы ведущего записаны на обратной стороне крыльев доски.
1. Составьте квадратное уравнение, если его корнями являются числа:

х1=1+, х2=1-.

1. Составьте квадратное уравнение, если его корнями являются числа:

х1=, х2=.

Найдите подбором корни уравнения: х2+10х-39=0 2. Найдите подбором корни уравнения: х2+17х-270=0
3. В уравнении х2+pх-24=0, х1=12. Найдите другой корень и коэффициент q. 3. В уравнении х2+18х+q=0, х1=-2. Найдите другой корень и коэффициент b.

Проверка домашнего задания

Представление решения старинных задач.

Конкурс на лучшего вычислителя

Задание записано на доске. Время выполнения - 2 мин, затем листочки с решением собирают. За правильно решенный до конца пример каждый участник получает 3 балла.

Конкурс капитанов

Даны два уравнения: и .

Найти значение k, при котором один из корней второго уравнения вдвое больше одного из корней первого уравнения.

Конкурс болельщиков

Пока капитаны выполняют задание у доски, болельщики решают следующие задания.

Болельщики 1 команды Болельщики 2 команды
Упростить: 1. Упростить: :.
Решите уравнение: 2. Решите уравнение:

Конкурс на самого внимательного

Жюри этот конкурс не оценивает - каждый участник сам "добывает" себе приз. Приз следует брать на слове "три".

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка раз.
Лишь скажу я слово "три" -
приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых: две.

Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри на старте не хитри,
А жди команду: "Раз, два: марш!"

Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше: пять.

Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?

Блиц-турнир

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Каждый команде поочередно задают по 9 вопросов. В этом конкурсе побеждает команда, которая даст больше правильных ответов.

1 команда 2 команда
Решите уравнение: 1. Решите уравнение: .
2. Найдите сумму корней уравнения 15х2+13х-6=0. 2. Найдите сумму корней уравнения .
3. Дано уравнение , .

Найдите .

3. Дано уравнение

Найдите второй корень.

4. Составьте квадратное уравнение, если его корни: 4. Составьте квадратное уравнение, если его корни:
5. Разложите на множители 5. Разложите на множители 4m2-7.
6. Является ли корнем уравнения   (х-3)(х+4)=0 число -3? 6. Является ли корнем уравнения   (х+6)(2х-1)=0 число ?
7. Имеет ли корни уравнение 7х2+10=0? 7. Имеет ли корни уравнение 2х2-1=0?
8. Сколько корней имеет уравнение 4х2-9х=0? 8. Сколько корней имеет уравнение 3х2-1=0?
9. Решите уравнение 4х2-9=0. 9. Решите уравнение х2+1=0.

Подведение итогов игры

Жюри выявляет команду-победителя (по количеству набранных баллов).

Участникам игры и членам жюри вручаются памятные сувениры, лучший игрок каждой команды получает приз, а команда-победительница награждается дипломом.

Приложение урока