Урок проводился в рамках городской методической недели начальной школы.
Парты для урока соединить по 2, дети поделены на 4 группы (по 6 человек) (Фото 3-4)
В состав суда входят: судья - учитель, прокурор и адвокат - учителя-помощники (гости методической недели, сидят отдельно перед детьми), секретарь - лаборант по ИВТ (за компьютером).
Подсудимые - буквы Е и И представлены на отдельных таблицах (Фото 2)
Учебные картины с фразеологизмами см. Фото 1.
Задания для групповой работы (см. Приложение 1).
В ходе процесса, каждая группа будет собирать доказательства невиновности подсудимых - жетоны в защиту букв Е и И (см. Приложение 2).
Учащиеся на уроке пользуются индивидуальным пособием "Часы" как средством обратной связи (см. Приложение 3).
Дополнительное задание для группы, которая справилась с заданием раньше, дано на карточках-"языках" (см. Приложение 4).
Цели урока:
- Формировать у учащихся умение писать безударные личные окончания глаголов.
- Развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени; умения сравнивать, классифицировать, обобщать.
- Развивать: орфографическую зоркость, чутьё, речевую активность учащихся. Обогатить активный словарь учащихся синонимами-глаголами, фразеологизмами, паронимами.
- Воспитывать любовь к родному языку, познавательный интерес и интерес к предмету "Русский язык".
Оборудование:
- индивидуальное пособие "Часы" (обратная связь)
- учебные таблицы
- листы-задания для групповой работы
- рисунки - карикатуры к фразеологизмам (художник Николай Фёдорович Чернышов, учитель ИЗО)
- ЦАРМ учителя
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок-суд (СЛАЙД 1). А какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете, прочитав слова (СЛАЙД 2):
ТОН:Т СВЕТ:Т ИГРА:Т ВАР:Т
- Что объединяет эти слова? (Глаголы, настоящее время, 3 л., ед. ч.)
- Что ещё может объединять эти слова? (Спряжение, буква в окончании)
- Сформулируйте тему урока.
- Сегодня на уроке мы (СЛАЙД 3)
1. продолжим учиться писать безударные личные окончания глаголов.
2. будем доказывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов (БЛОГ) в настоящем и будущем времени.
3. продолжим развивать орфографическую зоркость.
4. будем внимательны и чутки к словам русского языка
3. Работа по теме урока.
3.1. Знакомство с порядком ведения заседания.
Учитель:
Прошу всех встать!
Суд идёт!
Прошу сесть.
Объявляю состав суда (СЛАЙД 4): (по ходу выяснение лексические значения слов)
Судья - Наталья Александровна
Прокурор - Елена Петровна
Адвокат - Елена Анатольевна (СЛАЙД 5)
Секретарь - Кристина Сергеевна
Подсудимые - буквы Е и И
Судья - тот, кто судит, высказывает мнение, заключение по поводу чего-нибудь, дает оценку кому-чему-нибудь.
Прокурор - главный законный представитель обвинения.
Адвокат - юрист, оказывающий правовую помощь физическим и юридическим лицам, защиту обвиняемого.
Подсудимые - лица, обвиняемые в чем-нибудь и находящиеся под судом.
Прокурор: Сколько можно говорить про безударные гласные?!
Я считаю, хватит мучить детей!
Пусть как слышат, так и пишут!
Адвокат: А я считаю, что проверять безударные гласные надо.
Иначе мы все будем безграмотными.
Судья: Прошу выйти сюда главных свидетелей (командиры групп).
На книге законов (учебник Т.Г. Рамзаевой "Русский язык", 4 класс) поклянитесь говорить правду и только правду.
Свидетели: Клянемся!
Судья: В ходе нашего процесса, каждая группа будет собирать доказательства невиновности подсудимых - жетоны в защиту букв Е и И. В конце - узнаем: какая группа больше приложила старания, чтобы оправдать подсудимых (наборное полотно - 3 строки с номерами групп, жетоны сбоку).
- Прошу свидетелей 1-2 групп получить документы, ознакомиться с их содержанием, выполнить задания и представить их суду (групповая работа).
1 группа
Вставьте пропущенные слова.
ПАМЯТКА
Для того, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов, нужно:
1. :::::::::::::.
2. :::::::::::::.
3. :::::::::::::.
2 группа
Вставьте в таблицу безударные личные окончания глаголов.
Лицо I спряжение II спряжение ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч. 1 - - 2 3
3.2. Проверка домашнего задания.
- Свидетели 3-4 группы проверим домашнее задание: упр. 469 (СЛАЙД 6)
- Какой это текст? (3 группа) Доказать.
- Разбор по составу (4 группа) вытекает встретить (СЛАЙДЫ 7 и 8)
- Назовите глаголы, которые живут на улице I спряжения (3 группа)?
- Назовите глаголы, которые живут на улице II спряжения (4 группа)?
- Как вы определяли спряжение глаголов?
- Когда мы ещё также определяем спряжение?
Судья: За что мы сегодня судим буквы Е и И, если они помогают нам определить спряжение глаголов.
Прокурор: Но ведь в окончании глаголов настоящего и будущего времени, они слышатся нечетко, и требуют проверки.
Судья: Давайте заслушаем I-х свидетелей: пусть они нам расскажут, как правильно писать БЛОГ. (СЛАЙД 9)
Ответ: Для того чтобы правильно написать БЛОГ, нужно:
Определить время, лицо и число глагола.
Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом - ть определить спряжение.
Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
- Проверим, знают ли II-ые свидетели окончания глаголов при спряжении в ед. и мн. числе? (СЛАЙД 10)
Лицо I спряжение II спряжение ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч. 1 - -ем - -им 2 -ешь -ете -ишь -ите 3 -ет -ут (-ют) -ит -ат (-ят)
3.3. Упражнения в проверке безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
Адвокат: Ребята, кто хочет встать на защиту безударных гласных, кто сможет доказать что надо уметь писать БЛОГ. Прошу господин судья дать нам время, для проведения судебного эксперимента.
Судья: Я согласна.
1 задание: (СЛАЙД 11)
Упр. 471 - прочитайте задание.
- Какое местоимение употребляем в 3 л. ед. числа?
- Какое местоимение употребляем в 1 л. мн. числа?
Рассмотрим образец.
Судья: Усложним задания эксперимента.
2 задание: Упражнение "Подберите выражения - синонимы" (СЛАЙД 12)
- В 1-м столбце - записаны глаголы.
- Во 2-м столбце - фразеологизмы.
- Что такое фразеологизмы?
Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, которые используются для названия отдельных предметов, признаков, действий.
- Какой рисунок (карикатура) соответствует 1 фразеологизму? 2? 3? 4?
- Найдите пару для глагола и узнаем значение фразеологизма.
- Вставим пропущенные буквы. Запишем.
дремл:т унос:т ноги не уме:т плавать лез:т из кожи вон убега:т клю:т носом очень стара:тся плава:т как топор
Образец: Дремлет - клюёт носом, :
Физминутка (СЛАЙД 13)
Мы работаем отлично?
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули.
5. Словарно-орфографическая работа. (СЛАЙД 14)
Адвокат (обращается к судье): Неужели те умения, которые представили наши свидетели, не говорят о том, что эти буквы надо не судить, что они слышатся нечётко, а ценить и поэтому правильно писать? Они заслуживают уважения!
Судья: Да что мы здесь обсуждаем или осуждаем? Что-то я запуталась!
Давайте прочитаем об этих словах в учебнике на с. 96 в рубрике "Различай слова"
Прочитайте лексические сведения.
Запишем.
Обсуждаем - обсуждать - I с., - е, осуждаем - осуждать - I с., - е.
- Такие слова в русском языке называются паронимами.
Паронимы (СЛАЙД 15)- это созвучные однокоренные слова одной части речи, имеющие некоторые отличия в значениях.
Есть такие пары паронимов:
метать - мотать, удачный - удачливый,
дождевой - дождливый, праздный - праздничный.
- Какие паронимы мы уже знаем? (одеть - надеть)
Судья: Ответьте на вопросы. Итак: (СЛАЙД 16)
- Кого мы осуждаем на уроке? (гласные буквы Е и И)
- Что мы обсуждаем? (Виновны ли они, надо ли их судить, наказать)
6. Логико - орфографическая работа с текстом (групповая работа).
Адвокат: Я считаю, что доказательств уже много, прошу освободить моих подзащитных.
Прокурор: А я прошу усложнить задание. Требую очной ставки.
Судья: Я согласен на последнее задание. Главные свидетели приготовьте задания №2.
- Какие задания вы можете получить по этому упражнению? (вставить слова по орфограммам; вставить пропущенные буквы; восстановить деформированный текст)
(СЛАЙД 17)
I группа и II группа: Прочитайте предложения. Восстановите слова по имеющимся в них орфограммам.
III группа и IV группа: Восстановите текст по количеству орфограмм в 1-х глаголах предложений. О количестве орфограмм в глаголах узнаем в таблице.
Утренняя роса стекает по белым БПГ деревьев.
В ШИ рождается рассвет. Хрипло покрикивает старый И.п. в избе Р.п.
Листва ПС висит тихо. Всю Шь огонь костра то разгора_тся, то гасн_т.
Слова для справок: берез, ночь, тишине, лесника, стволам, петух.
№ предложения Количество орфограмм в глаголах 1 5 2 1 3 2 4 4 5 3
Дополнительно (для группы, которая справилась раньше):
- На листиках ("языках") глаголы, с пропущенными БЛО, вставьте и докажите орфограмму
(Отварива_т - __________________________________)
- Взаимопроверка. Оценивание.
Судья:
Проверяем 1-2 группы.
- Какие орфограммы пропущены в предложениях?
- Вставим БЛОГ (все).
- Можно ли эти предложения назвать текстом?
Проверяем 3-4 группы
- Сколько орфограмм в глаголах: стекает?(2) разгорается? (5) рождается?(3) висит? (1) покрикивает? (4)
- Назовите порядок предложений в тексте.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит тихо. Утренняя роса стекает по белым стволам. Хрипло покрикивает старый петух в избе лесника. В тишине рождается рассвет.
- Как можно его озаглавить?
- Спишем предложения.
- Что значит "петух покрикивает"? (Слегка, иногда кричать)
- Подберём к нему синонимы. (Голосит, горланит)
- Сколько жетонов получила 1 группа (т.ж. 2, 3, 4) в защите букв Е и И ?
- Благодарю свидетелей, которые были очень убедительными и на практике показали свои умения.
(СЛАЙД 18)
Судья: Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: безударные гласные в БЛОГ оправдать и постоянно их проверять. Прошу сесть.
Рефлексия.
- Что нового сегодня открыли для себя?
- Покажите на часах: согласны ли вы с мнением суда?
- Покажите цветом: довольны ли вы работой своей группы в ходе судебного заседания?
- А хорошо ли вы лично защищали гласные буквы?
Домашнее задание:
- Выношу вердикт: каждому дома закрепить умение писать Е и И в БЛОГ на упражнениях № 473, 474 (устно).
(СЛАЙД 19)
- Всем участникам процесса "Спасибо за работу!"
8. Итог урока.