Открытый урок-суд по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Урок проводился в рамках городской методической недели начальной школы.

Парты для урока соединить по 2, дети поделены на 4 группы (по 6 человек) (Фото 3-4)

В состав суда входят: судья - учитель, прокурор и адвокат - учителя-помощники (гости методической недели, сидят отдельно перед детьми), секретарь - лаборант по ИВТ (за компьютером).

Подсудимые - буквы Е и И представлены на отдельных таблицах (Фото 2)

Учебные картины с фразеологизмами см. Фото 1.

Задания для групповой работы (см. Приложение 1).

В ходе процесса, каждая группа будет собирать доказательства невиновности подсудимых - жетоны в защиту букв Е и И (см. Приложение 2).

Учащиеся на уроке пользуются индивидуальным пособием "Часы" как средством обратной связи (см. Приложение 3).

Дополнительное задание для группы, которая справилась с заданием раньше, дано на карточках-"языках" (см. Приложение 4).

Цели урока:

  • Формировать у учащихся умение писать безударные личные окончания глаголов.
  • Развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени; умения сравнивать, классифицировать, обобщать.
  • Развивать: орфографическую зоркость, чутьё, речевую активность учащихся. Обогатить активный словарь учащихся синонимами-глаголами, фразеологизмами, паронимами.
  • Воспитывать любовь к родному языку, познавательный интерес и интерес к предмету "Русский язык".

Оборудование:

  • индивидуальное пособие "Часы" (обратная связь)
  • учебные таблицы
  • листы-задания для групповой работы
  • рисунки - карикатуры к фразеологизмам (художник Николай Фёдорович Чернышов, учитель ИЗО)
  • ЦАРМ учителя

3.JPG (26318 bytes)

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок-суд (СЛАЙД 1). А какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете, прочитав слова (СЛАЙД 2):

ТОН:Т СВЕТ:Т
ИГРА:Т ВАР:Т

- Что объединяет эти слова? (Глаголы, настоящее время, 3 л., ед. ч.)

- Что ещё может объединять эти слова? (Спряжение, буква в окончании)

- Сформулируйте тему урока.

- Сегодня на уроке мы (СЛАЙД 3)

1. продолжим учиться писать безударные личные окончания глаголов.

2. будем доказывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов (БЛОГ) в настоящем и будущем времени.

3. продолжим развивать орфографическую зоркость.

4. будем внимательны и чутки к словам русского языка

3. Работа по теме урока.

1.jpg (18944 bytes)

3.1. Знакомство с порядком ведения заседания.

Учитель:

Прошу всех встать!
Суд идёт!
Прошу сесть.

Объявляю состав суда (СЛАЙД 4): (по ходу выяснение лексические значения слов)

Судья - Наталья Александровна

Прокурор - Елена Петровна

Адвокат - Елена Анатольевна (СЛАЙД 5)

Секретарь - Кристина Сергеевна

Подсудимые - буквы Е и И

Судья - тот, кто судит, высказывает мнение, заключение по поводу чего-нибудь, дает оценку кому-чему-нибудь.

Прокурор  - главный законный представитель обвинения.

Адвокат - юрист, оказывающий правовую помощь физическим и юридическим лицам, защиту обвиняемого.

Подсудимые - лица, обвиняемые в чем-нибудь и находящиеся под судом.

Прокурор: Сколько можно говорить про безударные гласные?!

Я считаю, хватит мучить детей!
Пусть как слышат, так и пишут!

Адвокат: А я считаю, что проверять безударные гласные надо.

Иначе мы все будем безграмотными.

2.JPG (17686 bytes)

Судья: Прошу выйти сюда главных свидетелей (командиры групп).

На книге законов (учебник Т.Г. Рамзаевой "Русский язык", 4 класс) поклянитесь говорить правду и только правду.

Свидетели: Клянемся!

Судья: В ходе нашего процесса, каждая группа будет собирать доказательства невиновности подсудимых - жетоны в защиту букв Е и И. В конце - узнаем: какая группа больше приложила старания, чтобы оправдать подсудимых (наборное полотно - 3 строки с номерами групп, жетоны сбоку).

- Прошу свидетелей 1-2 групп получить документы, ознакомиться с их содержанием, выполнить задания и представить их суду (групповая работа).

1 группа

Вставьте пропущенные слова.

ПАМЯТКА

Для того, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов, нужно:

1. :::::::::::::.

2. :::::::::::::.

3. :::::::::::::.

2 группа

Вставьте в таблицу безударные личные окончания глаголов.

Лицо I спряжение II спряжение
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
1 -   -  
2        
3        

3.2. Проверка домашнего задания.

- Свидетели 3-4 группы проверим домашнее задание: упр. 469 (СЛАЙД 6)

  • Какой это текст? (3 группа) Доказать.
  • Разбор по составу (4 группа) вытекает встретить (СЛАЙДЫ 7 и 8)
  • Назовите глаголы, которые живут на улице I спряжения (3 группа)?
  • Назовите глаголы, которые живут на улице II спряжения (4 группа)?
  • Как вы определяли спряжение глаголов?
  • Когда мы ещё также определяем спряжение?

Судья: За что мы сегодня судим буквы Е и И, если они помогают нам определить спряжение глаголов.

Прокурор: Но ведь в окончании глаголов настоящего и будущего времени, они слышатся нечетко, и требуют проверки.

Судья: Давайте заслушаем I-х свидетелей: пусть они нам расскажут, как правильно писать БЛОГ. (СЛАЙД 9)

Ответ: Для того чтобы правильно написать БЛОГ, нужно:

Определить время, лицо и число глагола.

Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом - ть определить спряжение.

Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

- Проверим, знают ли II-ые свидетели окончания глаголов при спряжении в ед. и мн. числе? (СЛАЙД 10)

Лицо I спряжение II спряжение
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
1 - -ем - -им
2 -ешь -ете -ишь -ите
3 -ет -ут (-ют) -ит -ат (-ят)

3.3. Упражнения в проверке безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Адвокат: Ребята, кто хочет встать на защиту безударных гласных, кто сможет доказать что надо уметь писать БЛОГ. Прошу господин судья дать нам время, для проведения судебного эксперимента.

Судья: Я согласна.

1 задание: (СЛАЙД 11)

Упр. 471 - прочитайте задание.

  • Какое местоимение употребляем в 3 л. ед. числа?
  • Какое местоимение употребляем в 1 л. мн. числа?

Рассмотрим образец.

Судья: Усложним задания эксперимента.

2 задание: Упражнение "Подберите выражения - синонимы" (СЛАЙД 12)

  • В 1-м столбце - записаны глаголы.
  • Во 2-м столбце - фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?

Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, которые используются для названия отдельных предметов, признаков, действий.

- Какой рисунок (карикатура) соответствует 1 фразеологизму? 2? 3? 4?

- Найдите пару для глагола и узнаем значение фразеологизма.

- Вставим пропущенные буквы. Запишем.

дремл:т унос:т ноги
не уме:т плавать лез:т из кожи вон
убега:т клю:т носом
очень стара:тся плава:т как топор

Образец: Дремлет - клюёт носом, :

Физминутка (СЛАЙД 13)

Мы работаем отлично?
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули.

4.JPG (23858 bytes)

5. Словарно-орфографическая работа. (СЛАЙД 14)

Адвокат (обращается к судье): Неужели те умения, которые представили наши свидетели, не говорят о том, что эти буквы надо не судить, что они слышатся нечётко, а ценить и поэтому правильно писать? Они заслуживают уважения!

Судья: Да что мы здесь обсуждаем или осуждаем? Что-то я запуталась!

Давайте прочитаем об этих словах в учебнике на с. 96 в рубрике "Различай слова"

Прочитайте лексические сведения.

Запишем.

Обсуждаем - обсуждать - I с., - е, осуждаем - осуждать - I с., - е.

- Такие слова в русском языке называются паронимами.

Паронимы (СЛАЙД 15)- это созвучные однокоренные слова одной части речи, имеющие некоторые отличия в значениях.

Есть такие пары паронимов:

метать - мотать, удачный - удачливый,

дождевой - дождливый, праздный - праздничный.

- Какие паронимы мы уже знаем? (одеть - надеть)

Судья: Ответьте на вопросы. Итак: (СЛАЙД 16)

- Кого мы осуждаем на уроке? (гласные буквы Е и И)

- Что мы обсуждаем? (Виновны ли они, надо ли их судить, наказать)

6. Логико - орфографическая работа с текстом (групповая работа).

Адвокат: Я считаю, что доказательств уже много, прошу освободить моих подзащитных.

Прокурор: А я прошу усложнить задание. Требую очной ставки.

Судья: Я согласен на последнее задание. Главные свидетели приготовьте задания №2.

- Какие задания вы можете получить по этому упражнению? (вставить слова по орфограммам; вставить пропущенные буквы; восстановить деформированный текст)

(СЛАЙД 17)

I группа и II группа: Прочитайте предложения. Восстановите слова по имеющимся в них орфограммам.

III группа и IV группа: Восстановите текст по количеству орфограмм в 1-х глаголах предложений. О количестве орфограмм в глаголах узнаем в таблице.

Утренняя роса стекает по белым БПГ деревьев.

В ШИ рождается рассвет. Хрипло покрикивает старый И.п. в избе  Р.п.

Листва ПС висит тихо. Всю Шь огонь костра то разгора_тся, то гасн_т.

Слова для справок: берез, ночь, тишине, лесника, стволам, петух.

№ предложения Количество орфограмм в глаголах
1 5
2 1
3 2
4 4
5 3

Дополнительно (для группы, которая справилась раньше):

- На листиках ("языках") глаголы, с пропущенными БЛО, вставьте и докажите орфограмму

(Отварива_т - __________________________________)

- Взаимопроверка. Оценивание.

Судья:

Проверяем 1-2 группы.

- Какие орфограммы пропущены в предложениях?

- Вставим БЛОГ (все).

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

Проверяем 3-4 группы

- Сколько орфограмм в глаголах: стекает?(2) разгорается? (5) рождается?(3) висит? (1) покрикивает? (4)

- Назовите порядок предложений в тексте.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит тихо. Утренняя роса стекает по белым стволам. Хрипло покрикивает старый петух в избе лесника. В тишине рождается рассвет.

- Как можно его озаглавить?

- Спишем предложения.

- Что значит "петух покрикивает"? (Слегка, иногда кричать)

- Подберём к нему синонимы. (Голосит, горланит)

- Сколько жетонов получила 1 группа (т.ж. 2, 3, 4) в защите букв Е и И ?

- Благодарю свидетелей, которые были очень убедительными и на практике показали свои умения.

(СЛАЙД 18)

Судья: Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: безударные гласные в БЛОГ оправдать и постоянно их проверять. Прошу сесть.

Рефлексия.

- Что нового сегодня открыли для себя?

- Покажите на часах: согласны ли вы с мнением суда?

- Покажите цветом: довольны ли вы работой своей группы в ходе судебного заседания?

- А хорошо ли вы лично защищали гласные буквы?

Домашнее задание:

- Выношу вердикт: каждому дома закрепить умение писать Е и И в БЛОГ на упражнениях № 473, 474 (устно).

(СЛАЙД 19)

- Всем участникам процесса "Спасибо за работу!"

8. Итог урока.