Конспект урока по физике в 9-м классе по теме "Реактивное движение"

Разделы: Физика


Цели:

  • Изучить физические основы реактивного движения.
  • Изучить распространённость реактивного движения.
  • Познакомиться с разработками отечественных учёных и вкладом в освоение космоса русских космонавтов.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Повторение.

Вопрос: какие виды движения вы знаете?

Ответ: прямолинейное равномерное движение, прямолинейное равноускоренное движение и криволинейное движение.

Презентация.

Учитель: сегодня мы познакомимся с ещё одним видом механического движения - реактивным. Запишите тему урока. (Слайд №1.)

Вопрос: ребята, вспомните тему прошлого урока?

Ответ: закон сохранения импульса.

Вопрос: сформулируйте закон сохранения импульса.

Ответ: векторная сумма импульсов замкнутой системы взаимодействующих тел не изменяется со временем.

Вопрос: кто открыл закон сохранения импульса?

Ответ: И. Ньютон.

Вопрос: как вы думаете, имеется ли связь между темами "Закон сохранения импульса" и "Реактивное движение"?

Ответ: предполагаем, что связь есть.

Учитель: наши цели (Слайд №2).

Изучение нового материала.

Учитель предлагает демонстрацию 1:

Ученик надувает первый воздушный шарик и отпускает его. Затем второй шарик.

Учитель: мы наблюдаем простейшую модель реактивного движения. У меня в руках надутый воздушный шарик, но он не двигается. Почему?

Ученик: шарик перевязан ниткой и воздух не выходит.

Учитель: почему 1-й и 2-й шарики начали двигаться?

Ученик: из шариков выходит воздух и толкает оболочку.

Учитель: воздух движется в одну сторону, а оболочка в другую. Какой закон лежит в основе реактивного движения?

Ученик: закон сохранения импульса.

Демонстрация 2: широкая тарелка с водой, воздушный шарик с трубочкой от сока. Шарик надули и залепили трубочку пластилином. При демонстрации пластилин убрать и опустить шарик в тарелку с водой.

Учитель: мы наблюдаем частично управляемое реактивное движение, т.к. трубочка закреплена и воздух выходит в одном направлении. Шарик вращается.

Демонстрация 3: сегнерово колесо(самодельное).

Учитель: не только выход воздуха из тела может вызывать реактивное движение, но и жидкость.

Давайте сформулируем определение реактивного движения.

Ученик: Реактивное движение - это движение тела, возникающее в результате выброса им вещества. (Слайд №3.)

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Учитель рассказывает о применении реактивного движения природой: кальмары, медузы, каракатицы (слайд №4 ), сальпы (слайд №5). Набирая в себя воду, они, выталкивая её, приобретают скорость, направленную в сторону, противоположную движению. "Бешеный огурец"(слайд №6). Пример в технике - водный двигатель.

Учитель: на данном принципе работают реактивные самолёты и ракеты. Сила тяги обеспечивается реактивной тягой струи раскалённых газов. (Слайд №7.)

Ребята приводят свои примеры.

Учитель предлагает ответить на вопрос задачи: Какую скорость относительно ракетницы приобретает ракета массой 600 г, если газы массой 15 г вылетают из неё со скоростью 800 м/с?(слайд №8)

Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетради.

1. делаем чертёж: проводим ось ОХ, схематично изображаем ракету, вылетающие газы, указываем направление импульсов.

2. оформляем задачу: записываем данные задачи, решение (записываем закон сохранения импульса в векторной форме, затем в проекциях).

3. выражаем неизвестную скорость ракеты из формулы, подставляем числовые данные, получаем результат: Vр=0,8м/с.

Проверим решение задачи (слайд №9)

Учитель: из решения задачи мы видим, что импульс выброшенных газов равен импульсу ракеты, отсюда скорость ракеты:

Vоб =

Таким образом, скорость ракеты тем больше, чем больше скорость истекания газов, и чем больше отношение .

Доклады.

Заранее подготовленные ученики делают сообщения о жизни и научной деятельности К.Э. Циолковского, С.П.Королёва , Ю.А. Гагарина. (слайды № 10-17)

Закрепление.

Вопросы для закрепления: (слайд № 18)

1. Rакое движение называют реактивным?

2. Верно ли утверждение: для осуществления реактивного движения не требуется взаимодействия с окружающей средой?

3. На каком законе основано реактивное движение?

4. От чего зависит скорость ракеты?

5. Когда и где был запущен первый спутник Земли?

Домашнее задание: параграф 23, упр.22

Итог. Учитель подводит итог, выставляет оценки.