Интегрированный урок "Математическое путешествие по Приморскому краю"

Разделы: Математика

Классы: 6, 7


“Незнание природы является корнем тех неизвестных сил, перед которыми так долго трепетал человеческий род,
и тех суеверных вероучений, которые были источником всех его бедствий”.

П.Гольбах – философ, XVIII век.

Предлагаемая вашему вниманию статья является продолжением интегрированного урока-путешествия по Приморскому краю, также этот урок может служить самостоятельной единицей, так как маршрут путешествия в этом уроке другой, и целью урока является работа по другим темам математики, географии и биологии Приморского края, в котором живут учащиеся. Урок с элементами дидактической игры вызывает разные эмоции у учащихся, но при этом никто не остаётся равнодушным к тому, что происходит науроке. Я предлагаю вашему вниманию интегрированный урок-путешествие- второй урок из трёх уроков путешествий по Приморскому краю; 2 урока проводятся в 7 классе, а третий урок-в начале учебного года 8 класса, так как учащиеся ещё не изучали “Географию Приморского края”. При подготовке учителю к этим урокам оказывется достаточным иметьгеографическую карту Приморского края, справочный материал о растительности и животном мире края можно найти в учебнике географии; и, конечно, методические рекомендации, а также можно ввести рассказ или притчу, которая пробуждает интерес, и, возможно, побуждает к действию.

Некоторые учащиеся, ранее пассивные, активизируются ведь уних имеется шанс проявить свою эрудицию, показать наличие знаний по другим предметам, а для “нигилистов математики” возможность убедиться в том, что и математика не такая уж бесполезная наука.

Самые активные участники получают опыт организаторов, расширяют кругозор знанием приёмов методики преподавания, получают дополнительную информацию по математике.

Урок рассчитан на 40-45 мин.

Урок с элементами дидактической игры

“Математическое путешествие по Приморскому краю. Поход 2-й”

Цели урока:

  • закрепление знаний, умений, навыка в вычислениях, решении задач;
  • развитие познавательного интереса к вычислению;
  • расширение знаний о географии Приморского края;
  • расширение знаний побиологии Приморского края

Тип урока: закрепление навыков выполнения арифметических действий с числами; решение задач на движение с составлением уравнений; решение задач по теме “Пропорция”

Оборудование урока: карта Приморского края, карточки-ответы для программированного контроля, карточки-задания для ответов и решений с печатной основой, лист себоконтроль, возможно применение мультимедийного проектора и экрана для показа ответов и продвижению по схеме маршрута на карте местности Приморского края.

Ход урока:

1 этап. Подготовительный этап - 3- 5 мин.

Сообщение учителя о том, что на уроке предстоит совершить виртуальное путешествие с юга Приморского края-из г.Владивостока, расположенного на восточном побережье страны, где восходит Солнце, где каждый новый день наступает раньше, чем в других регионах; на север с юга и на запад от восточного берега; Край, где есть реликтовые растения в заповедниках, включающих не только сушу, но и морскую заповедную зону, а на морском дне растет очень полезное растение, в поисках которого надо опускаться на дно морского залива. Учащимся предстоит ответить на вопросы по географии и биологии края, выполняя задания по математике. Какой рельеф основной части края; какую площадь занимают леса и горы, как произрастают леса на гористой местности Сихотэ – Алиня, как называются растения; как приготовить чай в походе- из каких растений и в каком отношении их масс; и сколько времени затратят туристы, продвигаясь на лыжах; или какое расстояние они проплывут по течению реки.

При получении правильных ответов учащиеся получают не только оценки, но и получают информацию по географии или биологии Приморского края.

2 этап. Разминка и допуск на судно для продвижения по маршруту — 5 минут

3 этап. Самостоятельная работа команд. Выполнение заданий, при верно полученных результатах получение баллов. – 22 мин.

  • 1 задание: Записать данные числа в процентах - 3 мин. Оценка в 1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 3.
  • 2 задание: Решите текстовую задачу по теме: “Положительные и отрицательные числа” - 3 мин. Максимальное количество баллов – 4 балла.
  • 3 задание: Решите задачу по теме: “Отношения и пропорции” - 5 мин. Количество баллов от 2-х до 4-х.
  • 4 задание: Решите задачу, выбрав один из двух способов решения: а) с составлением выражение; б) с составлением уравнения – пропорции. – 3 мин
  • 5 задание: Решите задачу с составлением уравнения – пропорции. – 5 мин.
  • 6 задание: Решите задачу по теме: “Площади и объемы” - 3 мин

4 этап.

5. Итоги урока - 3 мин.

6. Домашнее задание-2 мин.

Содержание этапов урока:Предварительно, до начала урока закрепить на доске карту Приморского края и карты -ответы программированного контроля. При наличии мультимедийного проектора и экрана - подавать изображения на экран.

На парты разложить карточки-задания, листы себоконтроля.

1 этап: организация урока, сообщение цели, постановка задачи.

2 этап: состоит из решения двух заданий, каждое верно решённое задание раскрывает информацию о географии края и даёт допуск на более приспособленное к походу судно набравшим 2 балла из двух возможных, раскрывая географические данные по полученным результатам в программированном контроле на картах-ответах, закреплённых на доске или на экране.

Задание. Найдите значение отношения: а) 900:430; б) 3000:1500? Сравните их?

Решение:

а) 900:430= 90:43 – это отношение расстояний между крайними точками территории Приморского края: на севере (устье реки Дагды) и на юге (устье реки Туманной), к расстоянию между крайними точками территории Приморского края: на западе (исток реки Новгородки) и на востоке (мыс Золотой, на побережье Японского моря)

б) 3000:1500=2 – это отношение длины пограничной полосы Приморского края по суши к длине морской границы

За два верных ответа допуск на судно более удобное для плавания. Прогулочное – проа, остальные на другое судно, менее приспособленное, судно времен XVIвека народов севера Европы - норманн.

1 задание. Запишите данные числа в процентах: а) 1/5; б) 70%; в) 2/3.

а) 1/5 = 20 % территории ПК составляет равнина;

б) 70% = 70% территории ПК – горная страна; в) 2/3 = 66,(6) % территории ПК – Уссурийская тайга.

За каждый верный ответ по 1 баллу.

2 задание. Задача. В январе температура воздуха на западном склоне Сихотэ – Алиня

- 23, 9°С, а восточнее бухты Пластун выше на 11,4°С; в долине реки Уссури на 3,9°С выше, чем на западном склоне Сихотэ-Алиня, а в Пожарском районе в этот же период времени на 27,1°С ниже; на южном и восточном побережье Японского моря выше на 13,9°С. Определите температуру воздуха в названных районах, и представьте таблицу с результатами.

Минимальное количество баллов – 0 баллов, максимальное – 4 балла.

3 задание. Задание. Набравшие большее количество баллов выбирают две карточки с условиями задач на определение отношения масс трав для приготовления чая.

Карточка – сбор №1 для приготовления чая.

  • Черника обыкновенная – 60 г
  • Черёмуха обыкновенная – 40 г.

Карточка – сбор №2 для отвара.

  • Одуванчик лекарственный – 20 г
  • Полынь горькая – 60 г
  • Тысячелистник обыкновенный – 20 г.

Карточка – сбор №3 для отвара.

  • Герань луговая – 50 г
  • Крапива двудомная - 50 г.

Карточка – сбор №4

  • Черника – 50 г
  • Галегалекарственная – 25 г
  • Крапива двудомная –  25 г.

4 задание. Решите задачу, выбрав один из способов: а) составив выражение; б) составив уравнение-пропорцию. При верном ответе узнаем название хвойного растения, возраст которого достигает числа, равного глубине, на которой выращивают растение, применяемое в пищевых, кондитерских, фармацевтических изделиях.

Задача. Какую высоту имеет наиболее высокое из деревьев – черная пихта, если отношение одного из крайних значений диаметра её ствола к её высоте равно 1 к 50, как и отношение площади в 1 гектар к количеству экземпляров деревьев, посаженных на этой площади?

Решение: 1 : 50, надо записать отношение, выбрав способ (а). При получении верного ответа откроем карточку с названием дерева, которое достигает возраста 500 – 600 лет – это корейский кедр.

5 задание. Леса на гористой местности растут в несколько ярусов. На втором ярусе растут лиственные деревья.Одна из представительниц этого яруса – береза имеет три вида – три названия: маньчжурская, даурская, ребристая. Они имеют и другие названия, соответствующие названию цвета.Назовите их? И по полученному ответу при решении задачи узнаете название дерева.

Задача, идущим на проа. Сплавляясь по реке, туристы проплывут за 5 часов 12,5 км. Какое расстояние они проплывут за 6 суток?

Решение:

1) 6 суток = 144 часов

2) Составим пропорцию:

12, 5 км – 5 часов

X км – 144 часа

12,5 : Х = 5 : 144

Решим уравнение – пропорцию:

5Х = 12,5 х 144

Х = 1800 : 5

Х = 360,

Значит, за 6 суток туристы проплывут 360 км.

Ответ: 360 км – белая, черная, желтая

Задача, идущим на норманне: лыжники предполагали прибыть к месту назначения через 6 суток, но из-за теплой погоды движение замедлилось. И, вместо ежесуточного перехода в 52 км, они стали делать 39 км. За сколько суток они прибудут к месту назначения?

Решение:

1) Составим уравнение – пропорцию:

6 суток – 52 км

У суток – 39 км,

6 : У = 39 : 52

39У = 6 х 52

У = 8, значит туристы прибудут к месту назначения через 8 суток.

Ответ: через 8 суток – белая, черная, желтая.

Задание 6. Вернувшись из тайги к побережью Японского моря и опустившись на глубину 500 – 700 метров, чтобы найти искомое растение, которое используют в пищевой, кондитерской и фармацевтической промышленности, решите задачу.

В Японском море средняя глубина составляет 1750 м, где обитают 650 видов рыб. Какое количество рыб в среднем обитает в 1 м 3 воды, если площадь Японского моря равна 980 тысячам м 2?

Решение:

1) 980 000 м 2 х 1750 м = 1715 000 м 3 - средний объём вод Японского моря

2) 615 : 1715 000 = 0, 000359 видов\ 1 м 3 - средняя обитаемость рыбами 1 м 3 вод.

Ответ: 0, 000359 в\ м 3 соответствует ответу на карточке ответов названию растения, которое выращивают на глубине 500 – 700 м – это агар – агар или анфельция.

Закончив поход второй, команда учащихся может набрать максимальное количество баллов или минимальное, фиксируя результаты в листах себоконтроля, а на общей таблице результатов также по ходу урока были занесены баллы, которые получали команды и отдельно выделившиеся более активные учащиеся.