В данный момент наше общество находится в кризисе: культурном, экономическом, социальном, экологическом, политическом: Мы вынуждены жить в мире массовой культуры и стандартизации, чуждом порой русскому образу жизни. Зачастую происходит подмена идеалов, разрушение традиций предшествующих поколений. Особенно страдает от этого молодежь, те, чье мировоззрение только формируется. Решить всевозможные психологические проблемы детей в школе и семье, отвратить подростка от алкоголизма и наркомании помогает творчество, так как ведущую роль в становлении личности ребенка и формировании его духовного мира играет эмоциональное воздействие.
А потому велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас очень важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. Основой цивилизованного социума всегда является культура, цель которой - воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности. Этот процесс немыслим без восприятия произведений искусства и осознания красоты окружающего мира в ходе практической творческой деятельности. От уровня нравственной культуры отдельной личности зависит состояние общества в целом. Л.Н. Гумилев писал в своих сочинениях: "Каким-то шестым чувством люди угадывали: культура тягостна, но жить без нее нельзя. И поэтому самый глубокий упадок не снижал уровень культуры до нуля. А с течением времени начинался новый подъем".
"Изобразительное и декоративно-прикладное искусство" как целостный курс включает в себя: живопись, графику, пластику малых форм, дизайн, роспись по керамике, стеклу, ткани, а так же традиционное народное творчество (костюм, игрушку, роспись по дереву).
Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развиваться творческим способностям ребенка (воображению и фантазии, пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности.
Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене школы.
Новизна данной программы определяется учётом особенностей контингента детей Чистопольского Муниципального района : доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
- Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.
- Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
- Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
- Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.
Педагогическая целесообразность программы определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.
Задачи программы:
Условия реализации программы.
Занятия необходимо проводить в достаточно просторном, хорошо освещенном проветриваемом помещении. У каждого ребенка должно быть свое рабочее место (стол, стул, мольберт). Необходимо, чтобы инструменты (карандаши, кисти и др.) и художественный материал (краски, бумага, пластилин и т.п.) были доступны каждому ребенку. Однако ножницы педагог выдает детям только в случае необходимости, предварительно напомнив им правила техники безопасности. Другие предметы, имеющие режущие или колющие части, представляющие малейшую опасность для здоровья детей находятся в недоступном для учащихся месте и предназначаются только для работы педагога. Так как на занятиях предусмотрена работа в разных техниках и с различными материалами, то особое внимание уделяется технике безопасности. Педагог постоянно следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места учащихся, хранением законченных и незавершенных рисунков и эскизов.
В студии обязательно должно быть достаточно объяснительно-иллюстративного материала: (альбомы, открытки, иллюстрации, гипсовые формы, натюрмортный фонд, а также лучшие работы прошлых лет), журналы "Юный художник", краски, кисти, бумага. Незавершенные работы хранятся в специально отведенном месте, стеллажи и витрины для организации выставок;
Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и интерьером. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.
Основное внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено также посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к природе, родному очагу, дому, матери:
Возраст обучающихся - 7-10 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Данная программа рассчитана на два года обучения. В зависимости от того в какой группе, ребёнок занимается на 1- м и 2-м году обучения объём программы может изменяться.
Объём программы - 288 часов, которые распределяются следующим образом:
Первый год обучения - 144 часа;
Второй год обучения - 144 часа.
Распределение обучающихся по группам, производится в соответствии с их уровнем подготовленности и с учётом желания самих детей и подростков.
Формы и режим занятий.
Формы учебных занятий:
- типовое занятие,
- собеседование,
- консультация,
- экскурсия,
- дискуссия,
- практическое упражнение,
- самостоятельная работа,
- учебная игра,
- беседа,
- конкурс,
- игра-конференция,
- пленэр и т. д.
Режим занятий:
- Для групп 1-го года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
- Для групп 2-го года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
Прогнозируемые результаты и методы их диагностики.
Основные виды диагностики результата:
- входной - проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
- текущий - проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
- промежуточный - проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
- итоговый - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.
В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной грамотой. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности. На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, учащиеся получат представление о различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.
В течение года планируется участие воспитанников всех ступеней обучения в тематических выставках: "День пожилого человека", "Новый год", "8 Марта", "День Победы" и др. Такая деятельность приучает ребенка к более ответственному отношению к изобразительному творчеству и к самому себе. Тесный союз детей в коллективных работах способствует укреплению самоощущения ребенка в обществе. Совместные посещения детей с родителями и педагогом музеев и выставочных залов помогает ребенку понимать и распознавать мир искусства и художников.
В конце 1-го года обучения обучающийся будет:
- знать отличие основных цветов от составных;
- иметь представление о переднем и заднем планах;
- уметь пользоваться доступными материалами и инструментами (кисти, ножницы, бумага, гуашь, мелки, клей);
- смешивать гуашевые краски и получать задуманные цвета;
- подбирать цвета в зависимости от настроения, отображаемого в рисунке;
- сознательно выбирать расположение листа в зависимости от задуманной композиции.
- уметь разбираться в свойствах различных материалов, а также уметь сочетать их.
В конце 2-го года обучения обучающийся будет:
- знать виды и жанры изобразительного искусства;
- знать понятия прикладного искусства, перспективы, иллюстрации;
- знать произведения художников-иллюстраторов: И. Билибина, Т. Мавриной, Ю. Васнецова;
- использовать разнообразие выразительных средств (цвет, линия, пятно, ритм, форма, композиция);
- работать в определенной цветовой гамме;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- иметь навыки работы с бумагой (прорезание ажурных узоров),
- иметь навыки работы с различными материалами,
- знать приемы аппликации.
- овладеть способами объемного и плоскостного конструирования.
- уметь различать произведения искусства выполненные в различных техниках и жанрах,
- уметь работать в двух - трех техниках одновременно,
- передавать движение фигуры человека и животных в рисунке.
Оборудование и материалы:
- парты;
- стулья;
- доска;
- плотные шторы;
- учебные пособия и таблицы;
- объяснительно-иллюстративный материал;
- изделия народных промыслов;
- репродукции картин;
- натюрмортный фонд.
Художественные материалы:
- краски разнообразных составов (водные, акриловые, анилиновые, масляные, темперные:);
- кисти и другие инструменты (мастехины, трубочки для нанесения резервирующего состава и т.п.);
- бумага;
- картон;
- ткани;
- пряжа;
- кожа;
- деревянные заготовки;
- стеклянные и керамические изделия.