Образовательная программа студии "Калейдоскоп идей"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


В данный момент наше общество находится в кризисе: культурном, экономическом, социальном, экологическом, политическом: Мы вынуждены жить в мире массовой культуры и стандартизации, чуждом порой русскому образу жизни. Зачастую происходит подмена идеалов, разрушение традиций предшествующих поколений. Особенно страдает от этого молодежь, те, чье мировоззрение только формируется. Решить всевозможные психологические проблемы детей в школе и семье, отвратить подростка от алкоголизма и наркомании помогает творчество, так как ведущую роль в становлении личности ребенка и формировании его духовного мира играет эмоциональное воздействие.

А потому велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас очень важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. Основой цивилизованного социума всегда является культура, цель которой - воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности. Этот процесс немыслим без восприятия произведений искусства и осознания красоты окружающего мира в ходе практической творческой деятельности. От уровня нравственной культуры отдельной личности зависит состояние общества в целом. Л.Н. Гумилев писал в своих сочинениях: "Каким-то шестым чувством люди угадывали: культура тягостна, но жить без нее нельзя. И поэтому самый глубокий упадок не снижал уровень культуры до нуля. А с течением времени начинался новый подъем".

"Изобразительное и декоративно-прикладное искусство" как целостный курс включает в себя: живопись, графику, пластику малых форм, дизайн, роспись по керамике, стеклу, ткани, а так же традиционное народное творчество (костюм, игрушку, роспись по дереву).

Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развиваться творческим способностям ребенка (воображению и фантазии, пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности.

Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.

Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене школы.

Новизна данной программы определяется учётом особенностей контингента детей Чистопольского Муниципального района : доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.

  • Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.
  • Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
  • Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
  • Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.

Педагогическая целесообразность программы определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.

Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.

Задачи программы:

  • формирование у детей представления о различных видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;
  • становление умений и навыков в области рисования, декоративно-прикладного и народного искусства в ходе работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями, глиной, бумагой, тканью и т. д.;
  • развитие у воспитанников художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления;
  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, красивое и уродливое;
  • воспитание интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания прекрасного.

Условия реализации программы.

Занятия необходимо проводить в достаточно просторном, хорошо освещенном проветриваемом помещении. У каждого ребенка должно быть свое рабочее место (стол, стул, мольберт). Необходимо, чтобы инструменты (карандаши, кисти и др.) и художественный материал (краски, бумага, пластилин и т.п.) были доступны каждому ребенку. Однако ножницы педагог выдает детям только в случае необходимости, предварительно напомнив им правила техники безопасности. Другие предметы, имеющие режущие или колющие части, представляющие малейшую опасность для здоровья детей находятся в недоступном для учащихся месте и предназначаются только для работы педагога. Так как на занятиях предусмотрена работа в разных техниках и с различными материалами, то особое внимание уделяется технике безопасности. Педагог постоянно следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места учащихся, хранением законченных и незавершенных рисунков и эскизов.

В студии обязательно должно быть достаточно объяснительно-иллюстративного материала: (альбомы, открытки, иллюстрации, гипсовые формы, натюрмортный фонд, а также лучшие работы прошлых лет), журналы "Юный художник", краски, кисти, бумага. Незавершенные работы хранятся в специально отведенном месте, стеллажи и витрины для организации выставок;

Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и интерьером. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.

Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.

Основное внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено также посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к природе, родному очагу, дому, матери:

Возраст обучающихся - 7-10 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Данная программа рассчитана на два года обучения. В зависимости от того в какой группе, ребёнок занимается на 1- м и 2-м году обучения объём программы может изменяться.

Объём программы - 288 часов, которые распределяются следующим образом:

Первый год обучения - 144 часа;

Второй год обучения - 144 часа.

Распределение обучающихся по группам, производится в соответствии с их уровнем подготовленности и с учётом желания самих детей и подростков.

Формы и режим занятий.

Формы учебных занятий:

  • типовое занятие,
  • собеседование,
  • консультация,
  • экскурсия,
  • дискуссия,
  • практическое упражнение,
  • самостоятельная работа,
  • учебная игра,
  • беседа,
  • конкурс,
  • игра-конференция,
  • пленэр и т. д.

Режим занятий:

  • Для групп 1-го года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
  • Для групп 2-го года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.

Прогнозируемые результаты и методы их диагностики.

Основные виды диагностики результата:

  • входной - проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
  • текущий - проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
  • промежуточный - проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
  • итоговый - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.

В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной грамотой. Воспитанники научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности. На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, учащиеся получат представление о различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.

В течение года планируется участие воспитанников всех ступеней обучения в тематических выставках: "День пожилого человека", "Новый год", "8 Марта", "День Победы" и др. Такая деятельность приучает ребенка к более ответственному отношению к изобразительному творчеству и к самому себе. Тесный союз детей в коллективных работах способствует укреплению самоощущения ребенка в обществе. Совместные посещения детей с родителями и педагогом музеев и выставочных залов помогает ребенку понимать и распознавать мир искусства и художников.

В конце 1-го года обучения обучающийся будет:

  • знать отличие основных цветов от составных;
  • иметь представление о переднем и заднем планах;
  • уметь пользоваться доступными материалами и инструментами (кисти, ножницы, бумага, гуашь, мелки, клей);
  • смешивать гуашевые краски и получать задуманные цвета;
  • подбирать цвета в зависимости от настроения, отображаемого в рисунке;
  • сознательно выбирать расположение листа в зависимости от задуманной композиции.
  • уметь разбираться в свойствах различных материалов, а также уметь сочетать их.

В конце 2-го года обучения обучающийся будет:

  • знать виды и жанры изобразительного искусства;
  • знать понятия прикладного искусства, перспективы, иллюстрации;
  • знать произведения художников-иллюстраторов: И. Билибина, Т. Мавриной, Ю. Васнецова;
  • использовать разнообразие выразительных средств (цвет, линия, пятно, ритм, форма, композиция);
  • работать в определенной цветовой гамме;
  • передавать пространственные планы способом загораживания;
  • иметь навыки работы с бумагой (прорезание ажурных узоров),
  • иметь навыки работы с различными материалами,
  • знать приемы аппликации.
  • овладеть способами объемного и плоскостного конструирования.
  • уметь различать произведения искусства выполненные в различных техниках и жанрах,
  • уметь работать в двух - трех техниках одновременно,
  • передавать движение фигуры человека и животных в рисунке.

Оборудование и материалы:

  • парты;
  • стулья;
  • доска;
  • плотные шторы;
  • учебные пособия и таблицы;
  • объяснительно-иллюстративный материал;
  • изделия народных промыслов;
  • репродукции картин;
  • натюрмортный фонд.

Художественные материалы:

  • краски разнообразных составов (водные, акриловые, анилиновые, масляные, темперные:);
  • кисти и другие инструменты (мастехины, трубочки для нанесения резервирующего состава и т.п.);
  • бумага;
  • картон;
  • ткани;
  • пряжа;
  • кожа;
  • деревянные заготовки;
  • стеклянные и керамические изделия.

Приложения.