10 класс, базовый уровень сложности.
Тип урока: урок освоения нового материала.
Цель урока:
- изучить строение аминокислот;
- выяснить взаимосвязь состава строения, физических и химических свойств аминокислот.
Задачи урока :
обучающая:
- актуализировать ранее полученные знания по азотосодержащим и кислородосодержащим органическим соединениям;
- сформировать представление о свойствах и строении α-аминокислот;
- научиться составлять формулы и уравнения химических реакций , характерных для аминокислот;
- в ходе решения творческих задач установить амфотерный характер аминокислот;
- продолжить формировать умения учащихся анализировать учебную информацию , содержащуюся в мультимедийной презентации.
- учить моделированию понятий и действий;
развивающая:
- способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности через самостоятельный и групповой поиск решения творческих задач ;
- способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, к исследовательской деятельности;
воспитательная:
- организовать совместную учебную деятельность ;
- привить навыки взаимопомощи при работе в группе;
- расширение кругозора учащихся ;
- повышение мотивации к изучению химии.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать: определение, общую формулу и номенклатуру аминокислот , а также виды изомерии, физические и химические свойства данного вида органических соединений;
уметь: объяснять явление амфотерности в органической химии ;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая;
Метод изучения темы: проблемно-поисковый.
Оборудование :
- у учителя: ПК, медиапроектор, СD;
- у учащихся: учебные принадлежности.
Программное обеспечение: Microsoft Office.
План проведения урока.
I этап. Организационный этап.
- приветствие учащихся, фиксация отсутствующих по сообщению старосты класса;
- проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;
- проверка подготовленности классного помещения к занятию;
- организация внимания школьников;
II этап. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний.
Для обеспечения мотивации учеников и принятия ими целей урока учитель объясняет , что на уроке учащиеся в ходе решения творческих задач , выяснят зависимость свойств аминокислот от их строения. После коллективного обсуждения результатов поиска решения творческих задач , будут сделаны выводы по теме урока.
III этап. Изучение нового материала.
Слайд №1,2.
Тема урока.
Слайд №3.
Учитель дает возможность учащимся определить последовательность изучения новой темы.
Слайд №4-5.
Творческое задание №1. Рассмотрите слово «Аминокислоты » с точки зрения словообразования(фронтальное).
Слайд №6.
Творческое задание №2. Предложите общую формулу для аминокислот (АК), исходя из морфемики этого слова.
Слайд №7.
Общая формула аминокислот.
Слайд №8.
Определение аминокислот.
Слайд№9.
Международная номенклатура аминокислот.
Слайд №10.
Номенклатура аминокислот с использованием букв греческого алфавита.
Слайд №11.
Исторически сложившиеся названия аминокислот.
Слайд №12.
Изомерия углеродного скелета аминокислот.
Слайд№13.
Изомерия положения аминогруппы.
IV этап. Первичное закрепление материала.
Слайд №14.
Творческое задание №3. Зная общую формулу аминокислот, составьте формулы аланина , фенилаланина , лейцина, изолейцина (работа по группам, результат записывается на доске).
Слайд №15.
Радикалы некоторых важнейших аминокислот.
V этап. Изучение нового материала.
Слайд №16.
Физические свойства аминокислот.
Слайд№17.
Получение аминокислот.
Слайд №18-19.
Творческое задание № 4. Учитывая особенности состава и строения аминокислот, попытайтесь охарактеризовать их кислотно-основные свойства.
Какое действие окажет глицин на универсальный индикатор?
VI этап. Первичное закрепление материала.
Слайд №20.
Творческое задание № 5. (выполняется фронтально) Определите реакцию раствора глутаминовой кислоты и лизина .
VII этап. Изучение нового материала.
Слайд №21,22,23,24.
Творческое задание №6. (выполняется по группам и в тетрадях записывают уравнения) Предложите химические реакции с помощью которых можно доказать :
А) кислотный характер АК;
Б) основной характер АК;
Слайд № 25-26.
Творческое задание № 7. Зная структурную формулу аминокислот, подумайте, могут ли они соединяться друг с другом? Если да, то каким образом?
Слайд №27.
Горение аминокислот.
Слайд №28.
Реакция этерификации аминокислот.
VIII этап. Обобщения и систематизации знаний.
Слайд №29.
Выводы по теме урока (фронтальная беседа).
IX этап. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Слайд №30.
- Обязательная часть :
- §26 стр.220-225 ;
- упр.1, 6. на стр.225-226;
- Индивидуальная часть :
- на основе результатов рефлексивного этапа составить перечень вопросов для работы дома.
X этап. Этап рефлексии.
На данном этапе учитель стимулирует учащихся к осмыслению того, как другие (учитель и учащиеся) знают и понимают его личностные особенности , эмоциональные реакции и когнитивные представления. На данном уроке необходимо постараться реализовать рефлексивный алгоритм :
- «Я»- как чувствовал себя , с каким настроением работал , доволен ли собой;
- «МЫ» - комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении;
- «ДЕЛО» - достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы.
Выполнение данного рефлексивного алгоритма возможно если учитель воспользуется рефлексивным методом «Рефлексивный круг». После этого учитель может сделать выводы о достижении поставленных им целей и задач урока.