Цель урока: ввести понятия «внешнее» и «внутреннее» строение человека, дать общее представление о строении тела человека и первоначальные представления о работе внутренних органов.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Повторение пройденного и введение в новую тему
В первой части учебника мы часто говорили о
живой и неживой природе, о связях между ними, о
явлениях природы, рассматривали сезонные
изменения. Давайте вспомним, что относится к
живой и неживой природе. (Слайд 2)
А теперь вспомним отличия живой и неживой
природы. (Слайд 3)
Изучая живую природу, мы подробно говорили о растениях, животных. Мы знаем, что все живое делится на группы:
- Птицы (тело покрыто перьями, имеют крылья),
- Насекомые (шесть ног, тело покрыто хитиновым покровом),
- Рыбы (тело покрыто чешуей, плавники, жабры),
- Звери (тело покрыто шерстью, кормят детенышей),
- Пресмыкающиеся (тело покрыто чешуей, нет ног),
- Земноводные. (Слайд 4)
3. Строение тела человека
Человек – это часть живой природы. К какой группе живой природы ближе всего он относится? Чем он (человек) отличается от представителей этой группы? (Мыслит). (Слайд 6)
Давайте рассмотрим строение тела человека на примере скелета. Скелет – это опора человека. О опорно-двигательной системе человека мы поговорим попозже. (Слайды 7,8)
Физкультминутка.
Я вам буду показывать упражнения, а вы будете называть части тела, которые мы приводим в движение.
4. Внутренне строение
Мы рассмотрели внешнее строение человека, а теперь перейдем к внутреннему. Одни органы снабжают организм информацией об окружающем мире, другие – энергией, питательными веществами, кислородом, третьи – защищают от вредных веществ, бактерий и вирусов, четвертые – выводят из организма ненужные вещества.
В здоровом организме все органы действуют слаженно. Согласует эту работу головной мозг. Он находится внутри черепа, который защищает его от внешних воздействий. В него стекается вся информация от всех органов чувств. Мозг узнает, что мы видим, слышим, чувствуем. Мозг принимает информацию, обрабатывает ее, и принимает решение. Все это происходит за доли секунды. Образно мозг разделен на разные участки, каждый из которых отвечает за свою область деятельности (лобовая часть – мыслительная деятельность, височные – слуховая, затылочная – зрение, теменная – движение и ощущения). Мозг – командный пункт, который управляет всем организмом. Повреждение одного из участков головного мозга ведет к сбою работы всего организма. (Слайд 10)
Следующий внутренний орган – легкие. Они располагаются в грудной клетке. Легкие отвечают за дыхание. Без воздуха человек может прожить всего несколько минут. Мы вдыхаем воздух, а в легких из него извлекается кислород, необходимый организму, который потом кровь разносит по всему организму человека. Легкие похожи на две губки розового цвета. Розовые они потому, что обильно снабжены мельчайшими кровеносными сосудами. У взрослого человека легкие вмещают до четырех литров воздуха. (Слайд 11)
Чтобы узнать, какой орган отвечает за то, чтобы кровь разнесла кислород во все клетки человеческого организма, мы познакомимся со следующим внутренним органом – сердцем.
Сердце – это мускульный мешок размером с кулак. Давайте сожмем и разожмем кулак. Долго ли мы сможем так делать? Наверное, нет. А сердце работает без отдыха и перерыва круглые сутки и многие годы. Оно похоже на насос, который гонит кровь ко всем уголкам человеческого тела, разнося не только кислород, но и питательные вещества, которые мы получаем из пищи. (Слайд 12)
Следующий внутренний орган организма человека – желудок. Его еще называют «внутренней кухней».
Желудок – главное отделение пищеварительной системы. Пища, попавшая в желудок, остается там на 4-5 часов и переваривается. Желудок трудится медленно, но основательно. Его стенки сжимаются, пищевая масса пропитывается выделяемым желудком желудочным соком. Если торопиться при еде, то в желудок попадают большие куски плохопережеванной пищи, что может привести к желудочным заболеваниям. (Слайд 13)
Из желудка пища попадает в кишечник. В желудке пища переваривается лишь наполовину, далее в длинном и извилистом коридоре кишечника из нее извлекаются питательные вещества, которые кровь разносит по всем клеткам организма. Стенки кишечника медленно сокращаются, выделяемые им особые вещества – ферменты – расщепляют остатки пищи.
Помощником для переваривания пищи является печень.
Печень вырабатывает желчь, которая поступает в
кишечник и помогает переваривать пищу. Так же в
печени нейтрализуются все вредные для организма
вещества. Кровь обязательно проходит через
печень, очищаясь при этом.
(Слайд 14)
А теперь давайте познакомимся с последним органом, относящимся к выделительной системе – почками.
Почки – парный орган, расположенный симметрично слева и справа от позвоночника. Они похожи на две фасолины или два боба. Почки отвечают за регулирование количества воды и солей в организме. Помимо этого, почки удаляют попадающие в наш организм извне и скапливающиеся в нем после переработки пищи вредные вещества. Лишнюю воду, соли и вредные вещества они самостоятельно выводят из организма в виде мочи. (Слайд 15)
5. Итог урока
Повторение изложенного материала, ответы на вопросы по теме «Строение тела человека», зарисовывание схемы в тетради, для закрепления пройденной темы – кроссворд «Строение человека». Выставление оценок.
6. Домашнее задание: тесты стр. 146-149, тест № 37. (Слайды 16, 17,18)