Обучающиеся 3 ступени изучают предмет "Естествознание" в 10-11 классах социально-экономического профиля на базовом уровне. Программа предмета составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с учебным планом (УП) ОУ. Образовательная область УП - "естествознание".
Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ физики, химии и общей биологии. В ней отражены стоящие в данное время перед человечеством задачи, решение которых направлено на развитие гармонично развитой, компетентной личности, сохранение окружающей среды и здоровья человека. Изучение курса "Естествознание" основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении естественнонаучных дисциплин на I и II ступенях обучения, а также приобретённых на уроках истории, физической и экономической географии, на научности, актуальности и доступности.
Интегративный курс естествознания наполнен гуманистическим содержанием, приводящим в соответствие гуманитарные и естественнонаучные ценности современной цивилизации, способствующим формированию у учащихся единой естественнонаучной картины мира и формированию гармонически развитой личности.
Цели изучения:
- синтезировать на основе современных естественнонаучных знаний качественно новые системные подходы к познанию природы, столь необходимые для современного научного видения мира.
- образовательным стандартом по естествознанию данный курс позволяет совершенствовать профильное обучение на старшей ступени школы;
- нормализовать учебную нагрузку учащихся;
- привести в соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени развития;
- личностно ориентировать содержание образования;
- усилить деятельный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, творческой деятельности;
- усилить социально-гуманитарную направленность содержания образования, способствующую утверждению ценностей гражданского общества;
- формировать ключевые компетенции - готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Количество часов в каждом классе: 102 (в неделю 3). Итого 204 урока. Резервные часы запланированы в связи с корректировкой прохождения программы после длительных карантинов или в силу наличия актированных дней в районах Крайнего Севера. Плановых зачетных уроков в каждом классе: 5. Итого 10.
Актуальность: Не существует дидактических материалов печатного или электронного вида для проведения системного и разнообразного контроля знаний по данному предмету в силу малого количества классов соответствующего учебного плана как в городе, так и в республике, и в РФ.
Новизна: Впервые составлены апробированные на практике дидактические раздаточные материалы различного вида для проверки знаний по естествознанию в 10,11классах.
Планирование и набор зачетных работ для контроля знаний составлены на основе "Примерной программы среднего (полного) общего образования по естествознанию. Базовый уровень. \ Составители: Днепров Э.Д., А.Г.Аркадьев - М.:Дрофа,2008" [ 3 ] . В приложениях приведены некоторые примеры проверочных, зачетных работ, тренировочных вопросов. Количество вопросов и вариантов обусловлено объемом изучаемого по теме материала. При правильном и полном ответе на 50% заданий или исчерпывающем ответе на 3 задания из пяти предложенных обучающиеся получают оценку "3". Если сделано 75% или 4 из 5-ти заданий, тогда учитель выставляет оценку "4". При наличии 1-2 недочетов в полностью выполненной работе позволяет поставить оценку "5".
10 класс
Проверочная работа №1, 2, 3. <Приложение 1>
Вопросы. <Приложение 2>
№ | Тема | Часов | Примечание | Сроки |
1 | Структура естественно-научного знания: многообразие единства. | 17 | ||
Зачетная работа №1. | 1 | сентябрь | ||
2 | Структура мира природы: единство многообразия. | 29 | ||
Зачетная работа №2 (4 варианта). | 1 | < Приложение 3> | январь | |
3 | От структуры к свойствам. | 12 | ||
Зачетная работа №3 (4 варианта). | 1 | < Приложение 4> | февраль | |
4 | Природа в движении, движение в природе. | 16 | ||
Зачетная работа №4 (4 варианта). | 1 | < Приложение 5> | апрель | |
5 | Эволюционная картина мира. | 16 | ||
Зачетная работа №5 (5 вариантов). | 1 | < Приложение 6> | май | |
Резерв | 7 |
11 класс
Проверочная работа по теме "Свет". <Приложение 7>
Вопросы по теме №2. <Приложение 8>
№ | Тема | Часов | Примечание | Сроки |
1 | Развитие техногенной цивилизации | 11 | ||
Зачетная работа №1 (4 варианта). | 1 | < Приложение 9> | октябрь | |
2 | Взаимодействие науки и техники | 22 | ||
Зачетная работа №2 (7 вариантов). | 1 | < Приложение 10> | ноябрь | |
3 | Естествознание в мире современных технологий | 25 | ||
Зачетная работа №3 (8 вариантов). | 1 | < Приложение 11> | февраль | |
4 | Естественные науки и проблемы здоровья человека | 23 | ||
Зачетная работа №4 (8 вариантов). | 1 | < Приложение 12> | апрель | |
5 | Естественные науки и глобальные проблемы человечества | 13 | ||
Зачетная работа №5 (6 вариантов). | 1 | < Приложение 13> | май | |
Резерв | 3 |
В результате изучения естествознания ученик должен знать/понимать
- смысл понятий: естественнонаучный метод познания; электромагнитное поле и электромагнитные волны; квант; эволюция Вселенной; большой взрыв; Солнечная система, галактика; периодический закон, химическая связь, химическая реакция; макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус; биологическая эволюция; биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера;
- вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;
уметь
- приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества; существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей; волновые и корпускулярные свойства света; необратимость тепловых процессов; разбегание галактик; зависимость свойств вещества от структуры молекул; зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов; клеточное строение живых организмов; роль ДНК как носителя наследственной информации; эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе; взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; энергосбережения; безопасного использования материалов и химических веществ в быту; профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; осознанных личных действий по охране окружающей среды.
Литература:
- Алексашина И.Ю. Естествознание - 10. - М.: "Просвещение",2008
- Алексашина И.Ю. Естествознание - 11. - М.: "Просвещение",2008
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по естествознанию. Базовый уровень. \Составители: Днепров Э.Д., А.Г.Аркадьев - М.: "Дрофа",2008.
- Алексашина И.Ю. Естествознание - 11. Методика преподавания. - М.: "Просвещение",2009.
- Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания - М.: "Высшая школа", 2003.
- Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. Справочник. - М.: "Высшая школа", 2004.
- Горелов А. А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах. - М.: "Эксмо", 2006.
- А. П. Рымкевич. "Физика. Сборник задач. 9-11 классы. - М.: "Дрофа", 2002.
- Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Н.И. Останний, А. О. Татур. Тесты по химии 10-11. - М.: "Дрофа", 2000.
- В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. Общая биология 10-11 классы. - М.: "Дрофа", 2001.