Главное в управлении – четко видеть цель.
И. Герасимов
Внутришкольный контроль – это управленческая функция, которая предшествует всестороннему анализу процесса обучения. Осуществление внутришкольного контроля требует от руководителя и лиц, привлекаемых к экспертной оценке, теоретической, методической подготовленности и компетентности, ответственности в принятии решений по результатам контроля.
Внутришкольный контроль будет эффективен, если заместитель директора:
- имеет своевременную и точную информацию о положении дел в школе;
- выполняет программу контроля последовательно и объективно;
- оказывает по результатам контроля планомерную помощь учителю без акцента на его личностные качества;
- приглашает для осуществления контроля компетентных и грамотных экспертов;
- обобщает опыт и передовые достижения учителей по результатам ВШК.
Для того чтобы планирование ВШК давало реальные результаты, необходимо использовать различные методы, которые позволяют разносторонне изучить вопрос, стоящий на контроле:
- посещение уроков учителя;
- наблюдение за деятельностью учителя и учащихся с использованием специально разработанной программы наблюдений;
- анкетирование учителей, учащихся, родителей;
- контрольные срезы;
- собеседование с учителем;
- административные проверки.
По результатам ВШК заместитель директора готовит справочный материал. Справка зачитывается на совещании при завуче или директоре с приглашением учителя.
Справка имеет следующую структуру:
1. Цель и задачи проверки.
2. Ф.И.О. учителя, сроки проверки.
3. Исполнители, состав комиссии.
4. Описание объема проделанной работы с указанием реального положения дел по вопросу проверки.
5. Итоги, результаты проверки с указанием причин выявленных недостатков.
6. Выводы, предложения, конкретные рекомендации по совершенствованию работы учителя или педколлектива.
Справка
по итогам классно-обобщающего контроля в 5 классе
С 04.10. по 27.10.11 г. В рамках внутришкольного контроля проводилась проверка уровня ЗУН учащихся 5 класса, состояние организации учебно-воспитательного процесса, классного коллектива. С этой целью была проведена следующая работа:
1. Посещение уроков по всем предметам.
2. Проанализированы административные контрольные работы по русскому языку и математике.
3. Проверены рабочие тетради учащихся по русскому языку и математике.
1. Преподавание русского языка (учитель ... )
Содержание уроков соответствует изучаемой программе. Структура урока соответствует выбранному типу (урок – закрепление ранее полученных знаний). В начале урока учитель ставит четкие цели перед учащимися. Основная форма работы учащихся на уроке – коллективная. Учителем подобраны разные тренировочные упражнения: работа с деформированным текстом, зрительный диктант, работа с сигнальными карточками. В ходе выполнения тренировочных упражнений учащиеся не только закрепляли знания по основной теме урока, но также отрабатывали понятия: один-много, подбирали слова с противоположным значением. В конце урока учащимся была предложена самостоятельная работа на карточках. Учащимся необходимо было вставить в предложенные слова пропущенные буквы. Подобное упражнение позволило быстро проверить знания учащихся по изучаемой теме. Карточки для самостоятельной работы имели разный уровень сложности, что позволило учителю реализовать дифференцированный подход к учащимся. Время на уроке используется рационально, темп работы оптимален для учащихся данного класса. Выполняются валеологические требования к проведению уроков: проведена пальчиковая гимнастика, двигательная физкультминутка. В ходе работы по основной теме урока учащиеся показывают достаточно хорошие знания: четко называют парные глухие и звонкие согласные, знают правило правописания парных согласных в корне слова, без ошибок подбирают к предложенным словам проверочные слова. Стиль общения педагога с учащимися директивно- понимающий, учитель соблюдает нормы педагогической этики и такта. В конце урока учащиеся, совместно с учителем подводят итог урока, учитель аргументировано выставляет оценки учащимся.
2. Преподавание чтения. (учитель ...)
Содержание уроков чтения соответствует изучаемой программе. В начале урока учитель сообщает учащимся тему и цели урока, предлагает план его проведения. Далее каждый урок чтения продолжается дыхательной гимнастикой, упражнения которой учащиеся выполняют по показу учителя. На уроке по теме: "Ю. Яковлев "Колючка" учащиеся составляли сравнительную таблицу по сопоставлению характеров главных героев произведения. Данная работа предполагала хорошее знание текста рассказа, умений определить черты характера героев, через анализ их поступков, внешнего вида, отношений с окружающими, увлечений. Учащиеся активно отвечали на вопросы учителя, подтверждали свои ответы текстом произведения. В ходе анализа произведения учащиеся читали отдельные отрывки рассказа по ролям, стараясь передать характер героев. Работали учащиеся и с иллюстрациями рассказа, составляя пересказ. Содержание урока использовалось в воспитательных целях: учащимся показаны способы неконфликтного общения с одноклассниками, умения прощать, сопереживать. Время на уроке использовано рационально, в течение всего урока учащиеся заняты учебно-познавательной деятельностью. Темп работы оптимален для учащихся данного класса. На уроках чтения проводится большая работа по обогащению словарного запаса учащихся. Психологическая атмосфера уроков благоприятна. В конце уроков выставляются оценки обучающимся с учетом нормативов и их стимулирующей функции. Стиль общения педагога с учащимися – директивно- понимающий.
Результаты проверки техники чтения учащихся
Всего учащихся по списку – 10 человек.
Способ чтения:
- по слогам – 1 человек;
- слог+слово – 4 человека;
- целыми словами – 5 человек.
Ошибки, допущенные учащимися при чтении:
- замена, пропуск букв, слогов – 1 человек;
- повторение слогов и слов – 2 человека;
- в окончаниях – 1человек.
- Умеют выделять главную мысль прочитанного – 10 человек.
- Кратко пересказывают содержание прочитанного – 10 человек.
3. Преподавание математики (учитель ...)
Преподавание математики в 5-а осуществляет опытный, творчески работающий педагог. ... четко продумывает структуру урока, грамотно распределяет время между этапами урока.
Содержание уроков соответствует изучаемой программе. Этапы урока четко прослеживаются, логически связаны. Время между этапами урока распределено грамотно. Темп урока оптимален для учащихся данного класса. На этапе устного счета происходит актуализация знаний учащихся, необходимых для работы на основном этапе урока. При переходе к основному этапу урока проведена минутка чистописания. Задания для чистописания предлагаются не в готовом виде, например, "пропишите строчку цифры 8", а с математическим заданием: "1-ый ряд – число 4 увеличте в 2 раза, какой цифрой обозначается получившееся число? Пропишите эту цифру 1 строку. 2-ой ряд – число 4 увеличте на 2 единицы. Далее 1 – му ряду предложено записать цифру 8 в паре с нечетными числами; 2- му – с четными ". Подобная организация упражнений по чистописанию формирует познавательный интерес обучающихся, повышает интерес к выполнению предложенного задания. Основная форма работы учащихся на уроке – коллективная. После выполнения чистописания учащиеся перешли к решению задачи. Сначала задача была подробно разобрана устно. Далее один ученик записал условие и решение задачи на доске, остальные ученики работали в тетрадях. В конце урока учащимся предложена самостоятельная работа – решение примеров из учебника. В дополнение к заданию учебника учителем предложено учащимся выписать ответы примеров в порядке возрастания. Самостоятельная работа проверена на уроке. В ходе урока учителем не реализован дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Домашнее задание все учащиеся тоже получили одинаковое. Не включены в урок специальные коррекционно-развивающие упражнения. В конце урока учащимися, совместно с учителем подведен итог урока, учителем аргументировано выставлены оценки обучающимся за урок. Стиль общения учителя с учениками носит деловой, доверительный характер.
4. Преподавание природоведения (учитель О. В. Яблокова)
Содержание уроков природоведения соответствует изучаемой программе, уровню подготовленности учащихся. Уроки построены логически верно, прослеживаются "связки" между этапами уроков, время на уроках распределено рационально, темп уроков соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. На уроках прослеживается взаимосвязь образовательных, воспитательных и развивающих целей. Структура уроков соответствует выбранному типу. На уроках учитель использует новые информационные технологии (презентации к урокам). Урок по теме: "дом, в котором я живу – планета Земля" был проведен в игровой форме, что способствовало повышению познавательной активности учащихся. Объясняя новый материал, учитель постоянно опирался на уже имеющиеся знания учащихся. Логика изложения материала рациональна, правильно используются межпредметные связи. Отобранное содержание соответствует принципам научности, доступности, связи с жизнью, обеспечена воспитательная роль содержания. На уроках прослеживается рациональное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных методов обучения. Речь учителя информативна, выразительна, понятна. Требования учителя не вызывают негативной реакции учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции. Учитель способен мобилизовать внимание учащихся: через прямое требование, связывая изучаемый материал с жизнью школьников, с помощью использования занимательной информации. Стиль общения педагога с учащимися – деловой.
5. Преподавание музыки (учитель ...)
Содержание уроков музыки соответствует изучаемой программе. Этапы уроков четко прослеживаются. Структура урока соответствует выбранному типу урока. Классная доска содержит необходимые для урока записи. К урокам подготовлены нужные наглядные пособия и оборудование. Основная форма работы учащихся на уроке – коллективная. Учитель ставит четкие цели перед учащимися. На уроках педагог осуществляет межпредметные связи с уроками чтения, рисования, истории. В ходе уроков наблюдается частая смена видов деятельности: слушание музыки, беседа, разучивание и исполнение песен. Исполнению песен предшествует распевка, содержание которой всегда соответствует изучаемой теме. В уроки включаются музыкальные физкультминутки, непосредственно связанные с содержанием изучаемого материала. Содержание уроков используется в воспитательных целях: воспитывается толерантность, любовь к родине, уважение к людям старшего поколения. Активность учащихся на уроке была достаточно высокой. Учащиеся проявляют интерес к изучаемому предмету. Общение учителя с учениками носит деловой характер.
6. Преподавание уроков физкультуры (учитель ...)
Содержание уроков физической культуры соответствует изучаемой программе. Урок проходит стандартно, плотность урока достаточно высокая. В начале урока учитель ставит четкие цели перед учащимися. Время между этапами урока распределено грамотно. Учитель аккуратен, собран, уверенно владеет материалом урока. В начале урока проведена разминка, в которую было включено достаточное количество упражнений (ходьба на носках, на пятках; бег змейкой, с ускорением). Комплекс упражнений на уроке ученики проводят самостоятельно, по одному упражнению. Учитель следит за четкостью объяснения и выполнения упражнений, исправляет допущенные ошибки. В основной части урока учащиеся тренировались в прыжках через скакалку на двух ногах и сдавали норматив. Учителем дано ясное, образное, эмоциональное объяснение выполнения упражнения. Объяснение выполнения упражнения сочеталось с показом. Далее учащиеся самостоятельно тренировались в прыжках через скакалку, сдавали норматив. В ходе выполнения самостоятельной работы учитель внимательно следил за каждым учеником, обращая внимание на технику выполнения упражнения, координацию движений и внешние признаки утомления. В ходе урока учитель использует соревновательный метод обучения. Для учащихся проведена эстафета со скакалкой. На уроке поддерживается мажорный тон, что способствует проявлению со стороны учащихся активности при овладении упражнениями.
7. Преподавание трудового обучения (учителя ...)
На уроках трудового обучения первая подгруппа - девочек изучает швейное дело, вторая подгруппа - мальчиков – слесарное дело.
Уроки швейного дела проводит .... Содержание уроков соответствует изучаемой программе. Активность учащихся на уроке высокая, видна заинтересованность ребят. На этапе повторения учащиеся демонстрируют хорошие знания по изучаемому предмету: называют ткани, из которых шьют косынки, перечисляют хлопчато- бумажные ткани, определяют на образцах ткани долевую и поперечную нити. Долевую и поперечную нити учащиеся определяли самостоятельно, одной ученице в данное время было предложено другое задание: найти на образцах лицевую и изнаночную стороны. Таким образом, учителем был реализован дифференцированный подход к учащимся, что способствовало созданию ситуации успеха для каждого ученика. На основном этапе урока учащиеся работали с учебником, изучали порядок работы при обработке косого среза косынки долевой обтачкой. Далее записали в тетрадях алгоритм "проверки качества выполненной работы". При переходе к письменным заданиям необходимо было провести пальчиковую гимнастику, в ходе урока также не была проведена двигательная физкультминутка. К практической работе учащиеся перешли, вспомнив правила по технике безопасности при работе на швейных машинах, с электрооборудованием (утюгом), с инструментами (ножницы, швейные иглы). В ходе выполнения практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Стиль общения педагога с учащимися – демократический, в течение уроков доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции. Речь учителя информативна, выразительна, понятна.
Уроки слесарного дела преподает .... Содержание уроков соответствует изучаемой программе. Уроки построены логически верно, этапы уроков четко прослеживаются, структура урока соответствует выбранному типу. В ходе уроков прослеживается система работы учителя: у учащихся сформированы специальные знания, умения и навыки по изучаемому предмету; учащиеся понимают и выполняют инструкции учителя. На этапе повторения учащиеся показывают хорошие знания инструментов, необходимых в работе слесаря, объясняют их предназначение и правила работы с данными инструментами. Объяснение нового материала педагог выстраивает в форме беседы, опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания, практический опыт. Большое внимание в ходе уроков педагог уделяет расширению активного словарного запаса учащихся. При переходе к практической части урока учащиеся, совместно с учителем вспоминают общие правила техники безопасности при работе со слесарными инструментами, педагог знакомит учащихся с правилами по технике безопасности, относящимися непосредственно к теме урока. В ходе выполнения практической работы учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь, обращает внимание учеников на типичные ошибки в работе. Учитель использует директивно- понимающий стиль общения. Учащиеся на уроке активны, проявляют интерес к изучаемому предмету, задают педагогу уточняющие вопросы. Уровень достижения поставленных целей на уроках – оптимальный.
8. Преподавание СБО (учителя ...)
В 1-ой подгруппе уроки проводит .... Содержание уроков соответствует требованиям программы по предмету. В начале урока учащимся предложено отгадать загадки, подводящие к теме урока. Все загадки были про глаза. Таким образом, учащимся не составило труда назвать тему урока: "Гигиена зрения". Тип урока – сообщение и усвоение новых знаний. Изучаемая на уроке тема была частично знакома учащимся из их жизненного опыта. Проводя объяснение, педагог опирался на уже имеющиеся знания учащихся. Объяснение было выстроено в форме беседы. Таким образом, учащиеся на уроке имели возможность высказать свое мнение, проявить самостоятельность. На уроке учитель устанавливает межпредметные связи: с уроками развития речи (учащиеся подбирали эпитеты к глазам людей, изображенных на портретах). Содержание урока используется в воспитательных целях (уважение к людям старшего поколения); материал урока используется для формирования у учащихся потребности вести здоровый образ жизни. В ходе урока проведена зрительная гимнастика, однако этого оказалось не достаточно для учащихся класса, была заметна их повышенная утомленность, необходимо было провести двигательную физкультминутку. На протяжении всего урока учитель включал в урок эмоциональные разрядки: пословицы и поговорки, известные высказывания. На этапе закрепления полученных знаний учитель включает игровой момент: проведена игра "Полезно- вредно". Данный прием способствовал активизации познавательного интереса учащихся. При проведении уроков соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется его главное содержание.
Во 2-ой подгруппе уроки проводит .... Уроки построены логически верно, структура уроков соответствует выбранному типу. Чаще всего проводятся комбинированные уроки. Время между этапами уроков распределено грамотно, есть необходимая логика переходов от этапа к этапу. При обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание. На уроках используются методы обучения, которые соответствуют возрасту детей и особенностям их развития: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые. На этапе повторения пройденного материала учащиеся демонстрируют хорошие знания по изучаемому предмету. Этап повторения всегда организован по-разному: в виде фронтального опроса, работы по карточкам, тестирования, в виде практической работы. На уроке по теме: "поведение на улице" видна большая подготовительная работа учителя к уроку, в течение всего урока учитель использует дополнительный материал, для улучшения запоминания нового материала учитель предлагает его учащимся в стихотворной форме, на уроке устанавливаются межпредметные связи с уроками развития речи, чтения, ОБЖ. Объяснение нового материала построено учителем в форме беседы; педагог постоянно опирается на уже имеющиеся знания учащихся. На уроках учтены и выполнены валеологические требования к структуре урока: проводятся зрительная гимнастика, двигательные физкультминутки. Учитель использует директивно – понимающий стиль общения. Психологическая атмосфера уроков благоприятна.
Проверка рабочих тетрадей.
Тетради по русскому языку были предоставлены на проверку в количестве 9 тетрадей.
Тетради по математике были предоставлены на проверку в количестве 9 тетрадей. Ученики аккуратно ведут тетради, соблюдается единый орфографический режим. Работы учащихся проверяются регулярно, оценки выставляются объективно.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Учителя, преподающие в 5 классе, работают добросовестно, однако следует более широко включать в уроки специальные коррекционно – развивающие упражнения, выполнять валеологические требования к урокам.
2. Уровень ЗУН учащихся соответствует требованиям программы специальной (коррекционной) школы VIII вида.
3. Все педагоги сумели выработать единые требования к учащимся, что способствует установлению благоприятного психологического климата в классе.
Заместитель директора по УВР___________