Тема урока "Число и цифра 7"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1). Формировать умение решать примеры в пределах 7 на основе знания состава числа и умения работать по числовому отрезку.

2). Формировать умение работать по плану.

3). Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Задачи:

1). Повторить представление о числе как о количественном свойстве групп.

2). Познакомить с числом 7 , с цифрой 7, с получением числа 7, изучить состав числа 7, упражнять в написании цифры 7.

3). Закрепить взаимосвязь между частью и целым, умение определять соотношение между целым отрезком и его частями.

4). Развивать внимание, математическую речь учащихся, память, логическое мышление.

5). Воспитывать интерес к математике.

Метод обучения - деятельностный.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности;

- определять содержательные рамки урока.

Организационный момент.

- Вспомните наше знакомство с числовым отрезком. С какими числами мы знакомы?

(Мы знакомы с числами 1, 2, 3, 4, 5, 6.)

- Стоит ли нам продолжить знакомство с числовым отрезком?

(Да.)

- Зачем?

(Чтобы узнать другие числа, научиться решать примеры с другими числами.)

- Пожелаем друг другу удачи, будем внимательны, активны, старательны и нас ждёт успех.

"Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача
И решалась легко трудная задача,
Повторим материал, закрепим уменья,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я !"

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цели:

- актуализировать представления о количестве как о свойстве предметов;

- повторить состав чисел в пределах 6 , схематическую и знаковую формы записи чисел в пределах 6;

- зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний ;

- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний

- Что поможет нам продолжить знакомство с числовым отрезком?

(Наши знания.)

Задание 1.

- Соотнесите, т.е. соедините количество предметов с нужной цифрой и графической моделью.

(На доске карточки с предметами, числами, графическими моделями чисел.)

(Цифру 1 соединяем с зайчиком и одной точкой.)

- Что мы сейчас повторили?

(Предметы можно посчитать, количество предметов можно записать цифрой или графической моделью).

Задание 2.

На доске: 1 2 4 3 6 5

- Числа заблудились. Расставьте числа по порядку.

1 2 3 4 5 6

- Как получить следующее число?

(+1)

- На сколько следующее число больше предыдущего?

(На 1).

Задание 3.

- Решите равенства, используя различные способы вычисления.

На доске:

  • 2+2=
  • 2+3=
  • 2+4=

- Чему равна первая сумма? Как считали?

(Мы знаем, что 4=2+2, или по числовому отрезку от числа 2 сделаем 2 шага вправо.)

- Чему равна вторая сумма? Как считали?

(Мы знаем, что 5=2+3, или по числовому отрезку от числа 2 сделаем 3 шага вправо.)

- Чему равна третья сумма? Как считали?

(Мы знаем, что 6=3+3, или по числовому отрезку от числа 2 сделаем 4 шага вправо)

- Какие способы вычисления мы знаем? (По числовому отрезку и с помощью состава числа.)

  • 2+2=4
  • 2+ 3=5
  • 2+4=6

- Что интересного заметили в равенствах?

(Первое слагаемое одинаковое, второе слагаемое увеличивается на 1, сумма увеличивается на 1.)

- Какое выражение следующее?

  • 2+5=

- Сосчитайте и запишите ответ на листах бумаги.

3. Постановка проблемы.

Цель:

- выявить место и причину затруднения.

- У кого нет ответа?

- Кто не смог записать ответ?

- Кто получил ответ? Какой?

- Похожее задание мы только что выполняли. Почему же здесь возникло затруднение?

(Не можем объяснить. Не можем воспользоваться правилом. На числовом отрезке нет числа. Таких соседей нет ни в одном "домике".Не знаем нужной цифры.)

- Значит над каким вопросом мы сегодня подумаем?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

- согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

- построить план и определить средства достижения цели.

  1. Познакомимся с числом 7 и цифрой 7.
  2. Найдём место числу 7 на числовом отрезке. (Не можем объяснить решение по числовому отрезку. Нет числа 7.)
  3. Узнаем состав числа 7. (Не смогли воспользоваться "домиком". Такого "домика" нет).
  4. Научиться писать цифру 7.  (Не смогли записать).

Какая будет тема урока?

"Число и цифра 7".

(На доске план.)

- Теперь мы будем работать по плану.

5. Реализация построенного проекта.

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать способы записи, образование числа, состав числа на эталоне.

1) Знакомство с числом 7.

- Ребята, ни одно число не имеет такой славы, популярности в нашей житейской культуре, в искусстве , как число 7. Люди с давних времён ощущали в нём какую-то магическую силу, красоту.

Недаром число 7 очень часто встречается в сказках и поговорках.

- Кто назовёт сказки, в названиях которых встречается число 7?

- "Белоснежка и семь гномов" Братья Гримм.

- "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

- "Волк и семеро козлят" Русская народная сказка.

- Семь подземных королей" Александр Волков.

- "Цветик-семицветик" Валентин Катаев.

- Какие поговорки вы знаете с числом 7.

- Семеро одного не ждут.

- Семь раз отмерь, один отрежь.

- Семь бед - один ответ.

- У семи нянек дитя без глазу.

- Один с сошкой- семеро с ложкой.

- Семеро ребят и барана съедят.

- А в жизни где мы встречаем число 7?

- Семь дней недели.

- Семь нот.

- Семь цветов радуги.

2.) Работаем по плану.

Нужно найти место числа 7 на числовом отрезке.

Помогут равенства.

  • 2+2=4
  • 2+3=5
  • 2+4= 6
  • 2+5=

Что мы интересного увидели в этих равенствах? (Первое слагаемое одинаковое, второе слагаемое увеличивается на единицу, значит и сумма увеличивается на единицу.)

- Где место числа 7 на числовом отрезке? (Число 7 стоит в числовом ряду за числом 6 и на единицу больше 6).

- Продолжим числовой отрезок на единичный отрезок и подпишем число 7.

3). Работаем по плану. Знакомимся с составом числа 7.

На каждой парте по7 кружков. Заселяем "домик".Откладываем один кружок 1 варианту, а остальные 2 варианту .Сколько осталось? Делаем вывод.

  • 7=1+ 6 и т . д.
  • 7=2+5
  • 7= 3+4
  • 7=4+3
  • 7=3+4
  • 7=5+2
  • 7=6+1

- Открыли учебник на стр . 2

Смотрим на синий прямоугольник. Расскажите о числе 7 всё, что узнали ,работая по плану.

- Число 7 обозначает 7 предметов.(Видим 7 гномиков.)

- Число 7 на числовом отрезке стоит за числом 6 и на единицу больше 6)

  • 7=1+6,
  • 7=2+5,
  • 7=3+4

4) Смотрим на план. Нам осталось научиться писать цифру 7.

- На что похожа цифра 7? (На косу)

Семь - точно острая коса.
Коси коса, пока остра.

(Начинаем писать чуть ниже середины верхней стороны клетки, волнистая линия до верхнего правого уголка, вниз прямая наклонная палочка до середины нижней стороны клетки и маленькая чёрточка).

- Прописали в учебнике строчку семёрок.

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка.
Наклонитесь, раз- два, раз- два!
Распрямились, подтянулись.
А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Влево, вправо, раз и два,
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

- зафиксировать во внешней речи состав числа 7 и вычисления с помощью числового отрезка.

Работаем по учебнику стр 2 №1.

- Что изображено сверху над каждым столбиком примеров? (Большой отрезок , который состоит из маленьких отрезков белого и красного цвета).

- Рассмотрим первый отрезок. Какой цифрой обозначено "целое"? (7)

- Объясните равенства к этому отрезку.(Если сложить "части" 6 и 1 , то получим " целое" 7 и наоборот. Если из всего отрезка "целого" взять часть 6, то останется другая часть1.)

Работаем по учебнику стр.2 № 2

- Вычислить по числовому отрезку 4+3-2=5 (Сделали по числовому отрезку 3 шага вправо и 2 шага влево.)

- Что повторили? (Способы вычислений).

Физкультминутка для глаз.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

- проверить сформированность представления о составе числа 7;

- проверить умение работать по числовому отрезку 1-7.

Работаем по учебнику стр. 2 № 1, 2 и 3 столбики.

Заполните "окошки".

Проверьте и оцените себя по эталону.

  • 5+2=7
  • 4+3=7
  • 2+5=7
  • 3+4=7
  • 7-2=5
  • 7-4=3
  • 7-5=2
  • 7-3=4

Работаем по учебнику стр.2 № 2 второй пример.

  • 7-5+3=5

Проверьте и оцените себя по эталону.

- Кто нашёл ошибки?

- Кто все задания выполнил верно?

- Чему учились?

(Учились проверять и сравнивать с эталоном.)

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цели:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

- оценить свою работу и работу класса на уроке.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке?

(Смотрим по плану:

- изучить число 7;

- найти место числа 7 на числовом отрезке;

- изучить состав числа 7;

- научиться писать цифру 7)

- Что помогло нам успешно справиться с заданиями? (План.)

- Где нам пригодятся эти знания? (В решении примеров, в жизни.)

- Оцените свою работу на уроке. (кружки - зелёный, жёлтый, красный ).

Приложение.