Цели:
1). Формировать умение решать примеры в пределах 7 на основе знания состава числа и умения работать по числовому отрезку.
2). Формировать умение работать по плану.
3). Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Задачи:
1). Повторить представление о числе как о количественном свойстве групп.
2). Познакомить с числом 7 , с цифрой 7, с получением числа 7, изучить состав числа 7, упражнять в написании цифры 7.
3). Закрепить взаимосвязь между частью и целым, умение определять соотношение между целым отрезком и его частями.
4). Развивать внимание, математическую речь учащихся, память, логическое мышление.
5). Воспитывать интерес к математике.
Метод обучения - деятельностный.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности;
- определять содержательные рамки урока.
Организационный момент.
- Вспомните наше знакомство с числовым отрезком. С какими числами мы знакомы?
(Мы знакомы с числами 1, 2, 3, 4, 5, 6.)
- Стоит ли нам продолжить знакомство с числовым отрезком?
(Да.)
- Зачем?
(Чтобы узнать другие числа, научиться решать примеры с другими числами.)
- Пожелаем друг другу удачи, будем внимательны, активны, старательны и нас ждёт успех.
"Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача
И решалась легко трудная задача,
Повторим материал, закрепим уменья,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я !"
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цели:
- актуализировать представления о количестве как о свойстве предметов;
- повторить состав чисел в пределах 6 , схематическую и знаковую формы записи чисел в пределах 6;
- зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний ;
- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний
- Что поможет нам продолжить знакомство с числовым отрезком?
(Наши знания.)
Задание 1.
- Соотнесите, т.е. соедините количество предметов с нужной цифрой и графической моделью.
(На доске карточки с предметами, числами, графическими моделями чисел.)
(Цифру 1 соединяем с зайчиком и одной точкой.)
- Что мы сейчас повторили?
(Предметы можно посчитать, количество предметов можно записать цифрой или графической моделью).
Задание 2.
На доске: 1 2 4 3 6 5
- Числа заблудились. Расставьте числа по порядку.
1 2 3 4 5 6
- Как получить следующее число?
(+1)
- На сколько следующее число больше предыдущего?
(На 1).
Задание 3.
- Решите равенства, используя различные способы вычисления.
На доске:
- 2+2=
- 2+3=
- 2+4=
- Чему равна первая сумма? Как считали?
(Мы знаем, что 4=2+2, или по числовому отрезку от числа 2 сделаем 2 шага вправо.)
- Чему равна вторая сумма? Как считали?
(Мы знаем, что 5=2+3, или по числовому отрезку от числа 2 сделаем 3 шага вправо.)
- Чему равна третья сумма? Как считали?
(Мы знаем, что 6=3+3, или по числовому отрезку от числа 2 сделаем 4 шага вправо)
- Какие способы вычисления мы знаем? (По числовому отрезку и с помощью состава числа.)
- 2+2=4
- 2+ 3=5
- 2+4=6
- Что интересного заметили в равенствах?
(Первое слагаемое одинаковое, второе слагаемое увеличивается на 1, сумма увеличивается на 1.)
- Какое выражение следующее?
- 2+5=
- Сосчитайте и запишите ответ на листах бумаги.
3. Постановка проблемы.
Цель:
- выявить место и причину затруднения.
- У кого нет ответа?
- Кто не смог записать ответ?
- Кто получил ответ? Какой?
- Похожее задание мы только что выполняли. Почему же здесь возникло затруднение?
(Не можем объяснить. Не можем воспользоваться правилом. На числовом отрезке нет числа. Таких соседей нет ни в одном "домике".Не знаем нужной цифры.)
- Значит над каким вопросом мы сегодня подумаем?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
- согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
- построить план и определить средства достижения цели.
- Познакомимся с числом 7 и цифрой 7.
- Найдём место числу 7 на числовом отрезке. (Не можем объяснить решение по числовому отрезку. Нет числа 7.)
- Узнаем состав числа 7. (Не смогли воспользоваться "домиком". Такого "домика" нет).
- Научиться писать цифру 7. (Не смогли записать).
Какая будет тема урока?
"Число и цифра 7".
(На доске план.)
- Теперь мы будем работать по плану.
5. Реализация построенного проекта.
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать способы записи, образование числа, состав числа на эталоне.
1) Знакомство с числом 7.
- Ребята, ни одно число не имеет такой славы, популярности в нашей житейской культуре, в искусстве , как число 7. Люди с давних времён ощущали в нём какую-то магическую силу, красоту.
Недаром число 7 очень часто встречается в сказках и поговорках.
- Кто назовёт сказки, в названиях которых встречается число 7?
- "Белоснежка и семь гномов" Братья Гримм.
- "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
- "Волк и семеро козлят" Русская народная сказка.
- Семь подземных королей" Александр Волков.
- "Цветик-семицветик" Валентин Катаев.
- Какие поговорки вы знаете с числом 7.
- Семеро одного не ждут.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
- Семь бед - один ответ.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Один с сошкой- семеро с ложкой.
- Семеро ребят и барана съедят.
- А в жизни где мы встречаем число 7?
- Семь дней недели.
- Семь нот.
- Семь цветов радуги.
2.) Работаем по плану.
Нужно найти место числа 7 на числовом отрезке.
Помогут равенства.
- 2+2=4
- 2+3=5
- 2+4= 6
- 2+5=
Что мы интересного увидели в этих равенствах? (Первое слагаемое одинаковое, второе слагаемое увеличивается на единицу, значит и сумма увеличивается на единицу.)
- Где место числа 7 на числовом отрезке? (Число 7 стоит в числовом ряду за числом 6 и на единицу больше 6).
- Продолжим числовой отрезок на единичный отрезок и подпишем число 7.
3). Работаем по плану. Знакомимся с составом числа 7.
На каждой парте по7 кружков. Заселяем "домик".Откладываем один кружок 1 варианту, а остальные 2 варианту .Сколько осталось? Делаем вывод.
- 7=1+ 6 и т . д.
- 7=2+5
- 7= 3+4
- 7=4+3
- 7=3+4
- 7=5+2
- 7=6+1
- Открыли учебник на стр . 2
Смотрим на синий прямоугольник. Расскажите о числе 7 всё, что узнали ,работая по плану.
- Число 7 обозначает 7 предметов.(Видим 7 гномиков.)
- Число 7 на числовом отрезке стоит за числом 6 и на единицу больше 6)
- 7=1+6,
- 7=2+5,
- 7=3+4
4) Смотрим на план. Нам осталось научиться писать цифру 7.
- На что похожа цифра 7? (На косу)
Семь - точно острая коса.
Коси коса, пока остра.
(Начинаем писать чуть ниже середины верхней стороны клетки, волнистая линия до верхнего правого уголка, вниз прямая наклонная палочка до середины нижней стороны клетки и маленькая чёрточка).
- Прописали в учебнике строчку семёрок.
Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка.
Наклонитесь, раз- два, раз- два!
Распрямились, подтянулись.
А теперь назад прогнулись.Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Влево, вправо, раз и два,
Думай, думай, голова.Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
- зафиксировать во внешней речи состав числа 7 и вычисления с помощью числового отрезка.
Работаем по учебнику стр 2 №1.
- Что изображено сверху над каждым столбиком примеров? (Большой отрезок , который состоит из маленьких отрезков белого и красного цвета).
- Рассмотрим первый отрезок. Какой цифрой обозначено "целое"? (7)
- Объясните равенства к этому отрезку.(Если сложить "части" 6 и 1 , то получим " целое" 7 и наоборот. Если из всего отрезка "целого" взять часть 6, то останется другая часть1.)
Работаем по учебнику стр.2 № 2
- Вычислить по числовому отрезку 4+3-2=5 (Сделали по числовому отрезку 3 шага вправо и 2 шага влево.)
- Что повторили? (Способы вычислений).
Физкультминутка для глаз.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить сформированность представления о составе числа 7;
- проверить умение работать по числовому отрезку 1-7.
Работаем по учебнику стр. 2 № 1, 2 и 3 столбики.
Заполните "окошки".
Проверьте и оцените себя по эталону.
- 5+2=7
- 4+3=7
- 2+5=7
- 3+4=7
- 7-2=5
- 7-4=3
- 7-5=2
- 7-3=4
Работаем по учебнику стр.2 № 2 второй пример.
- 7-5+3=5
Проверьте и оцените себя по эталону.
- Кто нашёл ошибки?
- Кто все задания выполнил верно?
- Чему учились?
(Учились проверять и сравнивать с эталоном.)
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить свою работу и работу класса на уроке.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке?
(Смотрим по плану:
- изучить число 7;
- найти место числа 7 на числовом отрезке;
- изучить состав числа 7;
- научиться писать цифру 7)
- Что помогло нам успешно справиться с заданиями? (План.)
- Где нам пригодятся эти знания? (В решении примеров, в жизни.)
- Оцените свою работу на уроке. (кружки - зелёный, жёлтый, красный ).