ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Данный спецкурс включает в себя вопросы физики, химии и биологии, он поможет обобщить знания учащихся, полученные ими на уроках этих предметов, одновременно углубить их, расширить и показать возможность применения синтеза таких знаний для объяснения процессов жизнедеятельности человека.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ :
- развитие интереса к физике;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения;
Характерной особенностью данного спецкурса является его практическая направленность которая, с одной стороны обеспечивает учащегося практическими материалами необходимыми для изучения возможностей своего организма, с другой позволит им сориентироваться в адаптации организма к окружающей среде.
Спецкурс рассчитан на 34 часа из которых 1/3 теоретический курс, 2/3 практические занятия.
К программе прилагается "Задачник" (приложение 1) и сборник лабораторных работ (приложение 2)
ПРОГРАММА.
1. Введение 1 ч.
Взаимосвязь физики, химии, биологии. Биофизика и ее роль в создании целостной картины мира.
2. Механика 8 ч.
Антропологические параметры человека. Скорости движения живых существ. Ускорения, которые могут возникать в мире живых существ. Естественная защита организма от ускорений. Движение крови в организме. Измерение кровяного давления. Работа и мощность развиваемая человеком и его органами при различных условиях. Простые механизмы в организме человека.
3. Теплота и молекулярная физика 5 ч.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах, энергетический баланс организма. Биокалориметрия. Строение и функция органов дыхания. Испарение в живой природе, его значение для теплорегуляции организмов. Капилляры в кровообращении. Деформация и прочность тканей живых организмов.
4. Электричество 6 ч.
Действие тока на живые организмы. Электрическое сопротивление различных органов. Статическое электричество. Физиотерапия. Биопотенциалы в растительных и живых организмах, их регистрация. Электрокардиография.
5. Колебания и звук 5 ч.
Голосовые аппараты человека и животных. Частотный диапазон человеческого голоса. Звуки, сопровождающие работу сердца и легких, их запись. Органы слуха. Стетоскоп и фонендоскоп.
6. Оптика и строение атома 7 ч.
Строение органов зрения у человека. Биологические и медицинские оптические приборы: лупы, микроскопы, эндоскопы. Применение инфракрасных, ультрафиолетовых лучей в биологии и медицине, их воздействие на организм. Использование радиоактивных изотопов. Биологическое действие радиоактивных излучений.
7. Обобщающие занятия 2 ч.
Организация и проведение аттестации учеников
Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению практических приложений физики и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. Поэтому нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.
Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Зачет по выполненной лабораторной работе выставляется по письменному отчету, в котором кратко описаны условия эксперимента, в систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны выводы
По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий кроме письменных отчетов практикуются сообщения на общем занятии группы, в классе на уроке. Для подведения общих итогов занятий всей группы проводится конкурс творческих работ. Здесь приобретает большое значение умение оформить свой доклад графиками, таблицами, кратко и эмоционально рассказать о самом главном.
Учащиеся выступают с докладами в младших классах при проведении предметных недель по физике и биологии.
Задачи, составленные учениками, используются на уроках решения задач по соответствующим темам.
Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу выставляется по таким критериям: 1) выполнение не менее половины лабораторных работ; 2) выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского типа; 3) активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Обязательный минимум содержания образования.
2. Требования к уровню подготовки учеников.
З. Ц.Б. Кац "Биофизика на уроках физики" Москва. Просвещение 1988 г.
4. Енохович А.С." Справочник по физике и технике" М., Просвещение 1989 г.
5. Гандаева С.А. " Физика и человек" М., " Аспект-Пресс".
6. Газета " Физика - 1 сентября"
7. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.
8. Блудов М.И. " Беседы по физике" М., Просвещение 1985 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
- Физика и другие науки. Биофизика - ее роль в создании целостной картины мира.
- Практическая работа № 1 "Антропологические измерения".
- Скорости и ускорения в живой природе.
- Практическая работа № 2 " Определение скорости движения крови по капиллярам".
- Движение крови в организме. Сердце.
- Практическая работа № 3 " Определение частоты сердечных сокращений" Практическая работа №4 "Определение кровяного давления".
- Работа и мощность, развиваемая человеком при различных условиях. Простые механизмы в организме человека.
- Практическая работа № 5 " Определение мощности при взбегании по лестнице".
- Решение задач по теме "Механика человека".
- Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Энергетический баланс чело века.
- Практическая работа № 6 " Биокаллориметрия".
- Строение и функция органов дыхания. Испарение, его значение для терморегуляции человека.
- Деформация и прочность тканей.
- Решение задач на тему " Тепловые процессы в организме человека",
- Действие электрического тока на живые организмы. Электрическое сопротивление различных органов.
- Практическая работа № 7 " Исследование электрического сопротивления человеческого тела".
- Статическое электричество.
- Экскурсия в физиокабинет - " Применение статического электричества в физиотерапии".
- Биопотенциалы в растительных и живых организмах.
- Электрокардиография.
- Голосовые аппараты человека и животных. Частотный диапазон человеческого голоса.
- Звуки, сопровождающие работу сердца и легких. Стетоскоп. Фонендоскоп.
- Органы слуха. Уровень шума.
- Практическая работа № 8 " Определение роста человека с помощью часов".
- Решение задач на тему " Колебания и волны".
- Строение органов зрения человека и животных. Сравнение оптических систем.
- Практическая работа № 9 " Изучение медицинских оптических приборов".
- Воздействие инфракрасных и ультрафиолетовых лучей на живой организм.
- Практическая работа № 10 "Измерение уровня освещенности рабочего места школьника".
- Виды радиационных излучений, их биологическое действие.
- Методы регистрации заряженных частиц. Практическая работа №11 "Изучение счётчика Гейгера".
- Решение задач на тему "Оптика. Строение атома".
- Творческие отчёты учащихся.
- Творческие отчёты учащихся.