Цели:
- Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику;
- Дифференциация сходных букв Б, Д путём выработки чёткой зрительно-моторной координации, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах;
- Развивать у детей зрительное, слуховое внимание и память, логическое мышление,
- Совершенствовать оптико-пространственные представления, умение объяснять.
- Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук;
- Формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов.
- Способствовать развитию грамматической правильной речи;
- Закреплять знания о написании предложений, развивать умение анализировать предложение по словам.
Материал:
- Написанные на карточках элементы рукописных строчных букв Б, Д;
- Индивидуальные зеркала;
- Игра «Буквенные цепочки» (б ––> д ––> в ––> о ––> с ––> х);
- Карточка со словами (в прозрачном файле), маркеры с рукописными слогами (для каждого ребёнка);
- Таблица с рукописными слогами;
- Игра «Чей это хвостик?»,
- Игра «Предметные картинки», (картинки),
- Игра «Алфавит», шифровка слов,
- Игра «Путешествие по предложениям», карточки с таблицей, координаты + цветные кружки,
- Игра «Лабиринт», маркер (для каждого ребёнка),
- Цветные кружки.
План занятия
I. Организационный момент
II. Развитие оптико-пространственных представлений, уметь объяснять
III. Основная часть. Логопедическая часть занятия
1. Повторение артикуляции и характеристики
звуков (б), (д), написание букв
2. Развитие навыков чтения и письма, двигательных
способностей кисти руки.
3. Формирование навыков слогового анализа.
4. Динамическая пауза (физминутка).
5. Формирование навыков звукобуквенного анализа.
IV. Лексико-грамматическая часть занятия
1. Формирование оптико-пространственных
представлений, работа с деформированными
предложениями.
2. Анализ предложений с ориентацией на
координаты.
V. Развитие мелкой моторики
VI. Итог занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
1. Развитие зрительного восприятия букв.
Соберите из данных элементов буквы занятия. Слайд
1
Первая буква – строчная рукописная, обозначает
согласный твёрдый, звонкий звук. Для её
написания нужно два элемента: первый элемент –
овал, а второй хвостиком наверх. (б)
Вторая буква – строчная рукописная, тоже
обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для
её написания нужно два элемента: сначала, как у
первой буквы овал, а затем петелька идёт вниз. (д)
II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять
На стенд выставляется карточка из игры «Буквенные
цепочки». Слайд 2
Логопед предлагает детям назвать буквы,
написанные на карточке. Далее дети должны
объяснить, как из одной буквы получить другую.
– Что для этого нужно сделать? (Убрать верхний или нижний элемент, правый или левый элементы, добавить … элемент с правой или левой стороны, сверху или снизу)
Звуковая гимнастика.
III. Основная часть. Логопедическая часть занятия
1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (б), (д), написания букв
– Сегодня мы будем работать с буквами б
и д и соответствующим им звукам. Это
звуки (б), (д). Слайд 3
– Сегодня на уроке мы будем дифференцировать
буквы б и д. Слайд 4
– Давайте вспомним, чем буква отличается от
звука? Слайд 5
Сопоставление звуков, установление сходств и различия перед зеркалами.
Работа с зеркалом.
– Что общего у звуков (б), (д)? (это звонкие
согласные, т. е. в их произношении участвуют голос
и шум. Эти звуки могут быть твёрдыми или мягкими)
– Чем различаются звуки (б), (д)? (при
произношении звука (б) воздух встречает на своём
пути преграду – губы, а при произнесении звука (д)
– язык, поднимающийся к твёрдому нёбу)
– Сделаем вывод: Слайд 6
(б) – согласный, звонкий, взрывной, преградой
являются сомкнутые губы;
(д) – согласный, звонкий, взрывной,
преграда – язык смыкается с корнями зубов у
дёсен.
Сравнение букв занятия по начертанию. Нахождение сходств и различий (на партах лежат строчные буквы)
– Чем похожи буквыб и д? (в
их состав входит элемент «овал», обе буквы
состоят из двух элементов)
– Чем различается написание этих букв? (направление,
написание 2-го элемента у буквы «б»
второй элемент смотрит вверх, а у буквы «д»
– вниз. У буквы «б» второй элемент –
«вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у
буквы «д» – «прямая наклонная с петлёй
внизу»)
Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия
Слайд 7
– Давайте сравним букву б с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх, буква б вписывается в силуэт белки)
Слайд 8
– Теперь давайте сравним букву д с очертаниями дятла (хвост дятла направлен вниз, буква д вписывается в силуэт дятла).
Вывод: Слайд 9
По звуку б надо запомнить ориентир при
произношении это губы, при написании – белку. По
звуку д: при произношении это дёсны,
при написании – дятла.
Сегодня на занятии нашими помощниками будут
белка и дятел.
2. Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.
Логопед раздаёт карточки со словами. Слайд 10
– Перед каждым из вас карточка в прозрачном файле. Прочитайте слова. Обведите те слова, в состав которых входит буква б. Куда смотрит второй элемент у буквы б? (Вверх, вправо)
3. Формирование навыков слогового анализа
На доске находится таблица со слогами. Слайд 11
– Что написано в таблице? (Слоги с буквами «б»,
«д»)
– Что такое слог? (Часть слова, в которой
обязательно присутствует гласная)
Дети хором читают слоги, определяют в каком из них находится буква б, д.
Игра «Предметные картинки». Слайды 12-28 (Составь слова из слогов)
– Прочитаем слова, которые получились, четко
произнося звуки б, д
– Выделите в названиях этих слов слоги с буквами
б, д. (Дети называют).
ба-ры (рыба), ба-ка-боч (бабочка), блюд-вер (верблюд),бус-то-ав (автобус), ка-доч-у (удочка), ре-во-де (дерево), ло-ко-бок (колобок), ду-га-ра (раддуга).
Игра «Чей это хвостик?» Слайд 29
– Прочитайте загадочные слоги и отгадайте,
элементы каких букв пропущены в слогах. Слайд
30
Верните элементы и назовите слоги верно (точки,
расположенные над овалами, подскажут вам, чей это
хвостик).
– Откройте тетради и запишите число и месяц.
Дифференциация букв в словах
– Здесь зашифрованы слова, в которых встречается буква б или д. Отгадайте слова, нарисуйте хвости у этих букв. Самопроверка.
Слайд 31
оант оилет
оазар руоашка
оушно раоуга
оорога загаока
Слайд 32
(бант, базар, душно, дорога, билет, рубашка, радуга, загадка)
4. Динамическая пауза (физминутка)
– Поскольку отличительный элемент буквы б («хвостик») направлен вверх, а «хвостик» буквы д – вниз, вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слоги и слова со звуком (б), и будете наклоняться, когда звук (д) услышите в слогах или в словах: ба, ду, бе, ды, бро, дры, вбо, лбы, рда; банк, дом, боты, бант, духи, кеды, заботы, два, верба.
5. Развитие звукобуквенного анализа
Логопед выставляет на стенд карточку с игрой «Алфавит» Слайд 33
– А теперь поиграем. Перед вами игра «Алфавит».
Посмотрите, каждой букве алфавита соответствует
какое то число. Назовите число, которое
соответствует букве а (1), букве б (2),
букве д (5) и т. д., разгадайте шифр.
– Разгадайте слово, ориентируясь на числа в
таблице «Алфавита».
– Бельчонок подготовил вам таблицу
«Алфавит», которая находится в
зелёномконверте.
– На доске даны шифры к разгадке слов.
Например: Слайды 34-36
2, 16, 18 (бор) 5, 33, 20, 6, 13 (дятел)
18, 29, 2,1 (рыба) 5, 21, 19, 29 (бусы)
5, 16, 14 (дом) 4, 18, 10, 2 (гриб)
5, 29, 15, 33 (дыня) 13, 16, 5, 12, 1 (лодка)
– Молодцы! Слайды 37, 38
– А теперь вы сами загадайте слова. Помните, что в
них обязательно должны быть звуки (б), (д)
или (б`), (д`) (варианты ответов
детей).
IV. Лексико-грамматическая часть занятия
1. Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями с ориентацией на координаты.
– Дятел с бельчонком приготовили вам задание,
оно находится в зелёных конвертах.
Логопед раздаёт таблицы с деформированными
предложениями, обращает внимание на координаты
слева и сверху таблицы. Слайд 39
– Сейчас мы отправимся в путешествие по
предложениям. Слайд 40 Вам будут
названы координаты, на месте из пересечения
положите цветные кружки. Прочитайте найденные
слова, составьте из них предложения. Предложения
составляются на доске.
Например. Слайд 41
1. Г 1, Б 6, В 6, Б 2, В 5, А 5 – Бурый медведь осенью
ходит по лесу.
2. Г 2, А 1,В 2, В 1, Б 3, Б 5, Г 6 – Ещё рано ложиться
спать в тёплую берлогу.
3. В 3, А 3, Б 1, В 4, А 6, Г 3 – Медведь хочет запасти
под шкурой жир.
4. Г 4, А 4, Г 5, А 2, Б 4 – Косолапый ест ягоды, ищет
корешки.
2. Анализ предложений
Слайд 42
– Играя в «Путешествие по предложениям»,
про кого мы узнали? (про медведя) Что делал
медведь? Почему он не ложился спать? Как
называется место, где зимует медведь?
– Попробуйте на слух определить количество
предложений.
Например.
Поздняя осень. Бродит по лесу бурый
медведь. Косолапый ищет ягоды, корешки.
Мишке необходимо подкопить жиру. Всю зиму будет
спать медведь в тёплой берлоге. Без
запаса жира он проснётся. Голодный медведь
опасен и для человека, и для зверей.
– Сколько предложений в тексте? (7)
– Продолжаем работать в тетрадях.
– Прослушайте предложение. Из них выпишите в
тетрадь только те слова, в которых встречаются
буквы б-д. Напомните мне,
ещё раз, как вы будите различать на письме
буквы б, д (у буквы б
второй элемент смотрит вверх, а у буквы д
– вниз).
– Какие слова вы выписали? (дети перечисляют
слова)
V. Развитие мелкой моторики
Логопед раздаёт листы с игрой «Лабиринт». Слайд 43
– У каждого из вас лабиринт. Пройдите путь по лабиринту. Сначала зрительно определите путь прохождения, а потом обозначьте его с помощью карандаша.
VI. Итог занятия
– Какие звуки и буквы мы различали на
занятии? Слайд 44
– Что общего в написании букв? (В их состав
входит «овал») Слайд 45
– Чем различаются буквы б-д?
(У буквы б хвостик смотрит вверх, а у буквы д
вниз, в состав букв входят разные элементы)
– На кого из живых существ похожа буква б?
(На белку) А буква д? (На дятла) Слайд
46
– На этом наш урок закончен, спасибо за работу
на занятии!!! Слайд 51