Педагогический совет "Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского сознания"

Разделы: Администрирование школы


Цель: Обновление содержания и форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся согласно ступеням обучения с учетом возможностей взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей и социума.

Задачи:

1. Презентовать программу развития “Школа патриотического воспитания”.

2. Наметить пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

3. Составить план мероприятий по патриотическому воспитанию обучающихся.

Оформление, оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация по теме педсовета, раздаточный материал (ватман, маркеры, вырезки из газет и журналов).

Ход педсовета
(Педагогический совет начинается с выбора председателя, секретаря, а также инициативной группы для составления проекта решения).

Председатель педсовета знакомит коллектив с повесткой педсовета:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

2. Презентация программы развития “Школа патриотического воспитания”.

3. Перерыв.

4. Работа в творческих группах:

а) составление списка мероприятий, реализующих патриотическое воспитание в рамках программы развития школы (контекст: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ-ОБЩЕСТВО);

б) составление коллажей на патриотическую тему.

5. Решение педагогического совета.

I. Вступительная часть.

“Как нет человека без самолюбия,
– так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный ключ
к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский

Академик Д.С.Лихачёв писал: “Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству”.

Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.

В свете этой проблемы, в 2009-2010 учебном году было принято решение открыть на базе нашего образовательного учреждения профильный класс правовой направленности, который стал первым шагом в реализации патриотического воспитания наших школьников. Учебный план этого класса насыщен не только дисциплинами правовой направленности, но и множеством воспитательных мероприятий, реализующих гражданско-патриотическое направление.

Мы понимали, что школа не может и не должна узко и ограниченно реализовывать гражданско-патриотическое воспитание в системе только на обучающихся профильного класса правовой направленности, поэтому возникла не только идея, но и необходимость создания программы развития школы, в которой патриотическое воспитание стало бы основным стержнем ее содержания на всех ступенях обучения и воспитания. Сегодня мы представляем Вашему вниманию программу развития школы “Школа патриотического воспитания”, которая уже имеет одобренную рецензию ИИПКРО.

II. Основная часть.

Презентация программы развития “Школа патриотического воспитания”

“Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире”.
Д. Медведев “Наша новая школа”

Программа разработана на основе:

- анализа образовательной деятельности школы;

- изучения социального запроса;

- исследований мнений всех субъектов образовательной деятельности;

и определяет:

- цель, задачи;

- направления совершенствования образования в школе с учетом специфики и возможностей самого учреждения, окружающего социума.

Актуальность разработки программы развития “Школы патриотического воспитания” обусловлена необходимостью:

- возрождения авторитета армии, государства;

- понимания роли и места в жизни общества и Отечества;

- повышения воспитательного воздействия при насаждении культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.

Возникает  необходимость обеспечивать проникновение патриотизмом всех мероприятий учебно-воспитательной направленности.    Работа по патриотическому воспитанию поможет:

  • повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
  • раскроет понимание  истинного значения интернационализма;
  • проявится устойчивая тенденция повышения престижа образования для успешной социализации и конкурентноспособности в динамично развивающемся сообществе. 

В настоящих  условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движений, администрации школы, социальных партнеров, создающих основу патриотического воспитания школьников.

Основными направлениями развития системы патриотического воспитания образовательного учреждения (ОУ) являются:

  • создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания ОУ;
  • совершенствование деятельности администрации и педагогов ОУ по патриотическому воспитанию обучающихся;
  • информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников;
  • развитие детского самоуправления в рамках патриотического воспитания обучающихся;
  • необходимость определения и обоснованности общей стратегии, перспектив развития учреждения и существенного повышения его рейтинга на рынке образовательных услуг.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Перед образовательным учреждением возникла потребность в организации учебных, воспитательных, здоровьесберегающих и психолого-педагогических условий, позволяющих воплотить в практической деятельности идею Школы Патриотического воспитания.

Цель программы: Создание и развитие в школе единой системы патриотического воспитания, образования обучающихся на основе возрождения и сохранения традиционных нравственных и патриотических чувств, эффективного использования потенциала школы патриотической направленности.

Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать основные  задачи:

  • Создать условия для формирования духовно-богатой, социально-активной личности.
  • Снизить уровень правонарушений  и вредных привычек обучающихся средствами патриотического воспитания.
  • Разработать механизм, обеспечивающий координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий.
  • Обобщить и распространить передовой педагогический опыт педагогов по патриотическому воспитанию.
  • Разработать научно-методические рекомендации по проблемам формирования патриотизма у обучающихся.
  • Реализовать систему программных мероприятий патриотической направленности и проанализировать оценку их эффективности.

Настоящая Программа состоит из пяти разделов:

Раздел 1. Информационно-аналитический.

Раздел 2. Теоретико-концептуальные основания Программы.

Раздел 3. Основные направления и мероприятия по реализации Программы развития.

Раздел 4. Ожидаемые результаты от реализации Программы.

Раздел 5. Механизм реализации Программы развития.

Инновационными для нашей школы являются следующие положения:

1. Обновление содержания образования и воспитания:

1.1. введение стандартов второго поколения в начальной школе;

1.2. апробация учебной программы “Основы правоохранительной деятельности”;

1.3. создание и реализация программы “Здоровьесберегающие позиции педагогов - основа здоровья обучающихся”;

1.4. создание программы воспитания “Патриот”;

1.5. реализация программы “Мир вокально-хорового искусства” школьного хора “Ангарчаночка” (для обучающихся 1-4 классов);

1.6. апробация элективного курса “Подросток и закон”;

1.7. реализация программ факультативных и элективных курсов в предпрофильных и профильных классах;

1.8. участие в работе областной экспериментальной площадки “Апробация УМК “Байкаловедение”.

2. Обновление форм, методов и средств организации целостного педагогического процесса:

2.1. работа педагогов по учебным рабочим программам;

2.2. проект “Информационное обеспечение в области патриотического воспитания образовательного учреждения”.

3. Создание Ассоциации школ по патриотическому воспитанию молодежи.

4. Развитие ученического самоуправления “СПЕКТР” до уровня системы.

5. Создание пресс-центра в школе.

6. Школьная гражданско-правовая конференция “Фемида”.

7. Школьная научно-практическая конференция “Открытие”.

Реализация программы предусматривает три содержательных, преемственно связанных этапа преобразований организационной и управленческой структуры, методического обеспечения учебного процесса, материально-технической базы.

1 этап: подготовительный (2010–2011 гг.), основная задача которого – подготовка всех необходимых для реализации программы развития ресурсов и условий, включая проектирование новых инфраструктур, нормативно-правовую базу, материальную базу, профессиональную подготовку педагогического коллектива к решению поставленных в программе развития задач, разработка системы мониторинга модернизации образовательного процесса и развития инноваций.

2 этап: реализации (2012–2014 гг.), в течение которого происходит развитие инновационной деятельности ОУ, реализуются основные направления и мероприятия программы развития, корректируется их содержание, определяется их эффективность и при необходимости осуществляется коррекция, проводится ежегодный промежуточный мониторинг результатов преобразований.

3 этап: аналитический (2014–2015 гг.) – анализ результатов реализации программы развития, подготовка выводов и справки по итогам инновационной работы, обобщение полученного педагогического опыта, при необходимости проектирование дополнительных инновационных преобразований.

Финансирование программы: бюджетные и внебюджетные средства (гранты, благотворительная помощь, средства спонсоров).

Работа над программой осуществляется с 2010 г. За это время, с целью мотивации педагогического коллектива и повышения квалификации в проблеме модернизации российского образования, а также актуализации процесса перехода из режима стабильного функционирования в режим развития были проведены проблемно-ориентированный анализ, педагогические советы, цикл семинаров, курсы ПК.

Реализация программы “Школа патриотического воспитания” рассчитана на период с 2010 по 2015 гг.

III. Практическая часть.

1) Работа в творческих группах:

- составление списка мероприятий, реализующих патриотическое воспитание, в рамках программы развития школы:

  • 1 группа - “Учитель-Учитель” - руководитель: Меньшикова Е.Н.
  • 2 группа - “Учитель-Ученик” - руководитель: Нартова Т.И.
  • 3 группа - “Учитель-Родитель” - руководитель: Потапова А.Д.
  • 4 группа - “Учитель-Общество” - руководитель: Исаева Н.В.

- составление коллажей на патриотическую тему.

2) Обсуждение и защита проектов.

1 группа “Учитель-Учитель”

Наша группа предлагает следующие мероприятия, которые помогут реализовать патриотическое воспитание в рамках данной программы развития:

1. Организовать цикл встреч с преподавателями ВСИ МВД РФ по правовому образованию учителей, так как учителя являются теми проводниками правовых знаний для обучающихся, родителей, а в некоторых случаях и для учителей других образовательных учреждений.

2. Организовать “Круглый стол” (выбор названия и форма любые) по обмену опытом работы, направленной на развитие патриотизма в любом его проявлении среди учителей школ города Ангарска, которые небезразличны к данной проблеме.

3. Декады ШМО должны включать цикл, ряд мероприятий, направленных на воспитание любви к малой родине, к родному краю.

4. Ежегодные “Дни здоровья” для учителей сделать традиционными.

5. Организовывать экскурсии учителей по музеям, историческим местам Иркутской области.

6. Предлагаем развивать исследовательскую деятельность учителей по вопросам реализации программы развития школы. Работу можно организовать в ШМО. Результат: самообразование педагогов, активизация методической работы.

7. Взаимодействовать и помогать учителям-ветеранам педагогического труда.

8. Привлечь большее количество учителей-участников в различные муниципальные, дистанционные конкурсы и курсы.

9. Проводить методическую неделю “День педагогической мудрости”, когда будут проводиться тематические уроки патриотической направленности.

10. Разрабатывать элективные курсы по различным учебным предметам, направленные на патриотическое воспитание.

2 группа “Учитель-Ученик”

1. Проводить классные часы, викторины, краеведческие конкурсы, презентации, обобщающие проекты.

2. Начало классного часа начинать с прослушивания гимна России (начать с того, чтобы обучающиеся выучили слова гимна страны и школы).

3. Проводить регулярно экскурсии в музеи, воинские части, детскую колонию, центр профессиональной подготовки ГУВД.

4. Возродить традицию проведения игры “Зарница” в рамках школы.

5. Проводить тематические линейки по параллелям (23 февраля, 9 мая и т.д. с использованием государственной символикой: гимн, флаг, герб).

6. Проведение “Круглого стола” с приглашением социальных партнёров.

7. Принимать участие в учениях, сборах, эвакуациях по линии МЧС.

8. Увеличить количество Дней здоровья.

9. Пропагандировать волонтёрское движения и вовлечение широкого круга обучающихся.

10. Создание музея, уголка воинской славы выпускников школы, прошедших горячие точки.

11. Учителям-предметникам формировать гражданскую позицию обучающихся на своих уроках.

3 группа “ Учитель-Родитель”

Предлагаем ряд мероприятий, которые должны объединить родителей и учителей в реализации программы развития “Школа патриотического воспитания”:

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1. Фотовыставки на различные темы;

2. Конкурс сочинений;

3. Праздники “Традиции моей семьи”;

4. Выставки “Реликвии моей семьи”;

5. Спортивные мероприятия типа “Мама, папа, я…”

СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

1. Спортивные мероприятия “Мама, папа, я…”

2. Создание семейного клуба по интересам;

3. Фестиваль семейного творчества;

4. “Знакомьтесь, это мы!”

5. Серия классных часов на патриотическую тему.

СТАРШЕЕ ЗВЕНО

1. Диспуты, викторины, КВН с родителями;

2. Родительские собрания-консультации с привлечением необходимых специалистов.

4 группа “Учитель-Общество”

ВТГ поставила перед собой вопрос: Какую связь имеет и может иметь школа с существующим социумом?

1. Проводить научно-практические конференции по образовательным ступеням: начальная школа, среднее звено, старшее звено с приглашением узких специалистов по направлениям:

а) История города - музейный работник, почетных жителей Ангарска, первостроителей, библиотекарей;

б) Российская армия - военкомат, представителей из воинской части;

в) Закон и порядок - представители силовых структур, колонии.

2. Проводить школьные “Зарницы” с привлечением пейнтклуба, ДОСААФ.

3. В целях профориентации и привития любви к родному городу, знакомства с историей города и градообразующих предприятий согласовать выезды на предприятия города.

4. Организовать экологический десант на общественно-значимых территориях города.

5. Проводить “музейные” уроки с выездом в различные музеи области.

6. Проводить волонтёрские акции по международному календарю ООН.

7. Установить связь с печатными изданиями, телекомпаниями города для периодического освещения школьных событий.

8. Организовать общешкольный орган самоуправления с привлечением родителей.

IV. Решение педагогического совета.

Заслушав и обсудив выступления участников педсовета, педсовет постановил:

1. Утвердить программу развития “Школа патриотического воспитания” МОУ “СОШ№37” на 2011-2015 годы.

2. Определить основные пути развития системы патриотического воспитания на заседаниях ШМО и рассмотреть их на методическом совете в сентябре 2011года. Ответственные: Лапченко М.С., зам. директора по УВР; руководители ШМО.

3. Учителям-предметникам разработать серию уроков, рабочие программы по учебным дисциплинам, внеклассные воспитательные мероприятия по реализации программы развития школы на параллелях 1-11 классов в 2011-2012 учебном году. Ответственные: Лапченко М.С., зам. директора по УВР; учителя школы.

4. Классным руководителям разнообразить и активизировать работу с классными коллективами по патриотическому воспитанию. Больше проводить встреч с интересными людьми города, экскурсии на предприятия и в организации города. Ответственные: Тынчерова С.П., зам. директора по ВР; классные руководители, (в течение года).

5. Принимать активное участие во всех патриотических акциях города. Ответственные: Тынчерова С.П., зам. директора по ВР; классные руководители.

6. Активизировать работу в муниципальных НПК по защите рефератов, проектов, методических разработок обучающихся и учителей школы на патриотические темы. Ответственные: Лапченко М.С., зам. директора по УВР; руководители ШМО.

7. Организовать работу школьной гражданско-правовой конференции “Фемида” в 2011-2012 учебном году. Ответственные: Лапченко М.С., зам. директора по УВР; Тынчерова С.П., зам. директора по ВР.

8. Начать реализацию системы программных мероприятий патриотической направленности и проанализировать оценку их эффективности в конце учебного года. Ответственные: Лапченко М.С., зам. директора по УВР; Тынчерова С.П., зам. директора по ВР.