Цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать знания об изученных орфограммах.
- Развивать орфографическую зоркость, умение работать в группе.
- Формировать умения распознавать опасные места-орфограммы.
- Создать условия для развития мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
- Воспитывать познавательный интерес, прививать навыки дружеского общения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами для работы в группах, таблички для схемы на доске, карточки с домашним заданием.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.
– Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и успех.
2. Словарная работа
– Послушайте описание одного важного для уроков русского языка слова и попробуйте догадаться, что это за слово.
«Это – условие, которое необходимо соблюсти,
чтобы чего-то достичь.
Их нужно знать, чтобы избежать ошибок в
письменной речи, чтобы верно понимать смысл
прочитанного. Усвоив их, вы не будете испытывать
затруднений при письме. Словом, нам без них не
обойтись. Не знать их – значит не любить и не
уважать себя».
Это слово – «правило». Слайд 2
Для чего нам необходимо знать правила?
Подберите родственные слова: правильно,
правильный.
Запишите слово и обозначьте орфограмму.
3. Сообщение темы урока
Какую орфограмму вы обозначили в записанных
словах? (непроверяемую безударную гласную)
Как вы ее нашли? (Поставили ударение)
По каким признакам можно обнаружить орфограммы?
Где они могут находиться? – На эти вопросы мы
постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке,
тема которого «Систематизация знаний об
орфограммах».Слайд 3,4
4.Актуализация знаний
Вспомните, что такое орфограмма. (написание,
соответствие орфографическим правилам, место в
слове, где при письме нужно выбирать букву) Слайд
5
Прочитайте текст. Какие знакомые орфограммы
встретились?
Слайд 6
Облетели листья клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
(Е. Адиенко)
Текст в упр. 10, с.12 (учебник Русский язык,3 кл, 1 ч,
авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)
Спишите текст, обозначьте орфограммы.
Проверьте, все ли орфограммы нашли. Слайд 7
Физкультминутка
Упражнение для активизации всех систем организма: растирание пальцев рук и ушных раковин. Слайд 8
5. Систематизация знаний об орфограммах
Составление схемы на доске.
– Где же «прячутся» орфограммы? (в словах и между словами)
Слайд 9, табличка на доске
1) Найдите в тексте стихотворения орфограммы между словами. Как называется такая орфограмма? (пробел между предлогом и словом)
Слайд 10
2) Прочитайте слова, в которых есть орфограммы – Слайд 11
Назовите буквы-орфограммы в словах.
На какие группы их можно разделить? (гласные,
согласные, ъ/ь)
Слайд 12, таблички на доске
3) Орфограммы-гласные буквы.
По каким признакам можно обнаружить орфограммы-гласные?
Слайд 13
Для этого разделите слова на группы. Листва, трава, лужи, дерево, чаща, чайка
Вывод: Орфограммы – гласные буквы
находятся
– в безударных слогах;
– после шипящих ж, ш, ч, щ под ударением.
Запишите два любых слова и обозначьте
орфограмму.
4) Орфограммы-согласные буквы. Слайд 14
Распределите слова на группы.
Аллея, масса, гладкий, рукав, солнце, звездный
Вывод: Орфограммы-согласные буквы
обозначают
– парные звуки и глухие согласные звуки на конце
и в середине слова;
– непроизносимые согласные звуки;
– удвоенные согласные
Запишите по слову из каждой группы.
5) Орфограммы ь и ъ. Слайд 15
Распределите слова в группы.
День, коньки, ручьи, друзья, объем, подъехал
Вывод: Орфограммы ь и ъ знаки
находятся
– в словах, где есть мягкие согласные звуки на
конце или в середине;
– в словах, где есть звук [й'] после согласного,
перед гласными в корне;
– или между приставкой и корнем.
Запишите по слову из каждой группы.
6. Закрепление изученного
Работа в группах
Вспомним правила работы в группе: работать дружно, быть внимательным и вежливым, выслушивать мнение каждого, находить общее решение, помогать друг другу. Слайд 16
Каждая группа получает лист с заданием: выбрать из предложенных слов
1 группа – слова с орфограммами – гласными
буквами.
2 группа – слова с орфограммами – согласными
буквами.
3 группа – слова с ъ и ь знаками.
4 группа – слова с орфограммой пробел.
Карточка со словами для работы в группах:
Роща, за деревом, дождь, чудо, семья, у сосны, лень, льет, рыбка, солнце, огоньки, поздний, вьюга, над рекой, съехал, ежи, объявления, туча, жизнь, сказка, суббота, терраса, легкая, запах, холод.
Представители от групп записывают на доске
выбранные слова.
Проверка: чтение слов с доски, обозначение
орфограмм.
Еще раз внимательно посмотрите на слова, с
которыми работали.
Какие из них можно отнести к нескольким группам?
Найдите слова, в которых несколько орфограмм.
Слайд 17
Запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму.
7. Итог, рефлексия.
– По каким признакам можно обнаружить
орфограммы в словах и между словами?
– Сегодня на уроке мы повторили и
систематизировали Слайд 18
- орфограммы – гласные буквы,
- орфограммы – согласные буквы,
- орфограммы ь и ъ ,
- орфограмма – пробел.
На доске мы составили схему.
2) Блиц: Определи орфограмму.
Слайды 19-26
3) Продолжите предложения.
Слайд 27
Сегодня на уроке:
- Я научился…
- Мне было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Мне больше всего понравилось задание…
8. Домашнее задание
– В начале урока мы работали с текстом Е.
Адиенко, но это был только отрывок из
стихотворения. Хотите послушать стихотворение
целиком? Оно называется «Осень».
Слайд28
Облетели листья клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.Ставит дождь на окна точки,
А по крыше без конца
Барабанят молоточки,
Лужи зябнут у крыльца.
Задание: списать вторую строфу стихотворения и обозначить орфограммы.
(Стихотворение выдаётся каждому ученику на карточке.)