ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, толерантной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: "Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек". Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности, толерантности и духовности. Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. Тогда можно надеяться, что в старшем возрасте дети смогут отстоять и утвердить эти ценности в своей деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Общая характеристика курса
Проект "Дружный класс" представляет собой комплексную программу, направленную на развитие установок толерантности и культуры мира у учащихся начальных классов. Проект включает в себя непосредственно программу занятий с детьми.
Необходимость создания такого проекта продиктована современной ситуацией в российском образовании. Так, изменился национальный состав школы в связи с усилением потока мигрантов. Как следствие, возникла необходимость дополнительных усилий образовательной системы по укреплению социального мира и межнационального согласия.
Мы пошли путём создания новых развивающих программ на основе психологических игр и упражнений, а также - культурного наследия народов (народных игр и сказок). Обращение к данным методам не случайно: грамотное сочетание психологического материала, выстроенного в соответствии с принципами системно - деятельностной педагогики и народных игр и сказок, обладающих огромным воспитательным и организующим потенциалом, на наш взгляд, обеспечивает позитивную динамику развития установок толерантности у всех участников процесса, включая педагогов, детей и их родителей. Создавая программу, мы учитывали востребованность такого рода методических разработок со стороны классных руководителей.
Занятия разработаны для учащихся начальной школы, начиная с первого класса. Данное обстоятельство продиктовано тем, что младший школьный возраст - благодатное время для начального этапа формирования этнокультурной компетентности.
Форма работы: групповая.
Величина группы : 12 - 15 человек.
Программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю)
Цель и задачи программы
Цель: развитие установок толерантности и культуры мира у учащихся начальной школы.
Задачи: достижение ребёнком элементарной грамотности в области собственной этнической культуры, а также этнических культур своей группы.
"Знать и понимать себя и свою культуру значит знать и понимать других и другую культуру"
- Чётко идентифицировать себя со своей этнической группой (основание - национальность родителей, родной язык)
- Иметь представления об укладе жизни, традициях, обычаях, фольклоре своего народа.
- Располагать сведениями о культуре детей, посещающих его класс.
- Видеть и распознавать отличия между людьми и их культурами.
- Освоить необходимый минимум знаний и умений в области межэтнического взаимодействия.
- Помощь детям - мигрантам в адаптации к новой социальной реальности, вхождения в новую культуру.
"Осваивая новую реальность, обогащая себя и эту новую реальность"
"Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь"
- Расширение кругозора.
- Увеличение опыта межкультурного , межэтнического общения.
- Принятие новых ценностей и моделей поведения.
- Развитие национального самосознания.
- Развитие психологической компетентности в условиях межэтнического взаимодействия (общения).
"Основанием взаимодействия и взаимопонимания является единство физической и психической природы людей, их антропологических и социальных потребностей и интересов"
- Психологическая наблюдательность в общении: владение средствами вербальной и невербальной коммуникации (получение информации о другом человеке по визуальным, аудиальным, тактильным каналам).
- Повышение самопонимания и понимания окружающих: навыки "активного слушания"; рефлексии своих чувств и их влияния на окружающих детей; развитие эмпатии.
- Способность к прогнозированию поведения других детей (проницательность и антипизация).
- Владение приёмами разрешения конфликта ненасильственными методами.
Методы, используемые в программе
Диагностические:
- Анкетирование учителей с целью изучения ситуации межэтнического взаимодействия учащихся в школе.
- Опрос классных руководителей с целью выяснения национального состава класса.
- Анкетирование родителей с целью изучения их отношения к проблеме межэтнического взаимодействия детей в условиях конкретной школы.
- Анкетирование учащихся с целью изучения отношения детей к данной проблеме и получения сведений о реальной грамотности в области собственной этнической культуры.
- Развивающие игры, в том числе народные подвижные, сюжетно - ролевые игры, психологические игры на развитие доверия, наблюдательности, понимания, уважения, сотрудничества.
- Арттерапевтические методы (сказки народов России, других стран, авторские сказки, игры - драматизации, рисование, музыка)
Обоснование и описание программы
- Программа называется "Дружный класс". В названии вынесены ключевые понятия "дружба" и "класс". Иными словами, программа работает на создание дружного сообщества детей независимо от их национальной принадлежности.
- Мы опираемся на сохраняющийся в этом возрасте у детей интерес к игре, а также - к сказке. Данные методы составляют основу программы, организуя процесс познания ребёнком реального мира.
Сказочный репертуар составляют:
- Народные сказки, специально подобранные в соответствии с национальным составом участников группы.
- Авторские сказки с богатым нравственным содержанием, в которых на разном материале отражена красота и сила человеческого добра и любви.
- Психологические сказки (авторские), помогающие участникам группы в сознании, в иногда и в решении какого-либо личного затруднения или проблемы.
Игры:
- Подвижные игры народов России и других государств.
- Психологические игры и упражнения. Направленные на создание команды, развитие сотрудничества, понимания, упражнения, принятия другого человека.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
- Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей.
- Ценность добра - осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности традиций родного края.
- Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.
- Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.
- Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
- Метапредметными результатами изучения курса "Дружный класс" является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности с помощью
учителя и самостоятельно.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других людей.
- Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Самоорганизация
- Самоорганизация - сложный и длительный процесс последовательной деятельности детей вместе с взрослыми через решение постоянно усложняющихся жизненных задач, поэтому в работе с детьми исхожу из понятий "сам", "самостоятельно". Самостоятельность - качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это, по мнению педагогов и психологов, способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
- Воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, ответственности и исполнительности. Развитие представления о чувстве собственного достоинства, об индивидуальных особенностях человека.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров.
- Воспитание своих моральных качеств, формирование потребности самовоспитания. Развитие умений понимать себя, свой внутренний мир.
- Формирование у учащихся культуры деятельности. Развитие навыков культуры общения (выполнение норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах).
Основные разделы программы:
- "Как общаться?"
- "Как дружить?"
- "Как не ссориться и не конфликтовать?"
- "Как сотрудничать?"
Формы организации внеурочной деятельности:
- Классные часы;
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки
- Тренинги общения
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Ролевые игры
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Этапы занятия
- Начало или разминка служит для установления позитивного эмоционального контакта между участниками, а также настраивает их на активную работу.
- Работа по теме включает в себя комплексный набор методов и приёмов. На данном этапе занятия происходит чтение, рисование, обсуждение сказок; обучение народным играм и непосредственно игры со сменой ведущего; задания тренингового характера.
- Завершающая часть занятия - подведение итогов. Отметим значимость и обязательность данного этапа, т.к. здесь учитель организует рефлексию - осознание детьми их деятельности в процессе занятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при
получении знаний в диалоге (высказывать свои
суждения, анализировать высказывания участников
беседы, добавлять, приводить доказательства); в
монологическом высказывании (рассказ, описание,
творческая работа);
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность "видеть" свои недостатки и желание их исправить.
1. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва, 2003.-253с.
2. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125
3. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы.-2004.-№4.-С.69-142
4. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы.-2004.-№5.-С.79 -131