Проект "Дружный класс"

Разделы: Начальная школа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, толерантной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: "Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек". Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности, толерантности и духовности. Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. Тогда можно надеяться, что в старшем возрасте дети смогут отстоять и утвердить эти ценности в своей деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

Общая характеристика курса

Проект "Дружный класс" представляет собой комплексную программу, направленную на развитие установок толерантности и культуры мира у учащихся начальных классов. Проект включает в себя непосредственно программу занятий с детьми.

Необходимость создания такого проекта продиктована современной ситуацией в российском образовании. Так, изменился национальный состав школы в связи с усилением потока мигрантов. Как следствие, возникла необходимость дополнительных усилий образовательной системы по укреплению социального мира и межнационального согласия.

Мы пошли путём создания новых развивающих программ на основе психологических игр и упражнений, а также - культурного наследия народов (народных игр и сказок). Обращение к данным методам не случайно: грамотное сочетание психологического материала, выстроенного в соответствии с принципами системно - деятельностной педагогики и народных игр и сказок, обладающих огромным воспитательным и организующим потенциалом, на наш взгляд, обеспечивает позитивную динамику развития установок толерантности у всех участников процесса, включая педагогов, детей и их родителей. Создавая программу, мы учитывали востребованность такого рода методических разработок со стороны классных руководителей.

Занятия разработаны для учащихся начальной школы, начиная с первого класса. Данное обстоятельство продиктовано тем, что младший школьный возраст - благодатное время для начального этапа формирования этнокультурной компетентности.

Форма работы: групповая.

Величина группы : 12 - 15 человек.

Программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю)

Цель и задачи программы

Цель: развитие установок толерантности и культуры мира у учащихся начальной школы.

Задачи: достижение ребёнком элементарной грамотности в области собственной этнической культуры, а также этнических культур своей группы.

"Знать и понимать себя и свою культуру значит знать и понимать других и другую культуру"

  • Чётко идентифицировать себя со своей этнической группой (основание - национальность родителей, родной язык)
  • Иметь представления об укладе жизни, традициях, обычаях, фольклоре своего народа.
  • Располагать сведениями о культуре детей, посещающих его класс.
  • Видеть и распознавать отличия между людьми и их культурами.
  • Освоить необходимый минимум знаний и умений в области межэтнического взаимодействия.
  • Помощь детям - мигрантам в адаптации к новой социальной реальности, вхождения в новую культуру.

"Осваивая новую реальность, обогащая себя и эту новую реальность"

"Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь"

  • Расширение кругозора.
  • Увеличение опыта межкультурного , межэтнического общения.
  • Принятие новых ценностей и моделей поведения.
  • Развитие национального самосознания.
  • Развитие психологической компетентности в условиях межэтнического взаимодействия (общения).

"Основанием взаимодействия и взаимопонимания является единство физической и психической природы людей, их антропологических и социальных потребностей и интересов"

  • Психологическая наблюдательность в общении: владение средствами вербальной и невербальной коммуникации (получение информации о другом человеке по визуальным, аудиальным, тактильным каналам).
  • Повышение самопонимания и понимания окружающих: навыки "активного слушания"; рефлексии своих чувств и их влияния на окружающих детей; развитие эмпатии.
  • Способность к прогнозированию поведения других детей (проницательность и антипизация).
  • Владение приёмами разрешения конфликта ненасильственными методами.

Методы, используемые в программе

Диагностические:

  • Анкетирование учителей с целью изучения ситуации межэтнического взаимодействия учащихся в школе.
  • Опрос классных руководителей с целью выяснения национального состава класса.
  • Анкетирование родителей с целью изучения их отношения к проблеме межэтнического взаимодействия детей в условиях конкретной школы.
  • Анкетирование учащихся с целью изучения отношения детей к данной проблеме и получения сведений о реальной грамотности в области собственной этнической культуры.
  • Развивающие игры, в том числе народные подвижные, сюжетно - ролевые игры, психологические игры на развитие доверия, наблюдательности, понимания, уважения, сотрудничества.
  • Арттерапевтические методы (сказки народов России, других стран, авторские сказки, игры - драматизации, рисование, музыка)

Обоснование и описание программы

  • Программа называется "Дружный класс". В названии вынесены ключевые понятия "дружба" и "класс". Иными словами, программа работает на создание дружного сообщества детей независимо от их национальной принадлежности.
  • Мы опираемся на сохраняющийся в этом возрасте у детей интерес к игре, а также - к сказке. Данные методы составляют основу программы, организуя процесс познания ребёнком реального мира.

Сказочный репертуар составляют:

  • Народные сказки, специально подобранные в соответствии с национальным составом участников группы.
  • Авторские сказки с богатым нравственным содержанием, в которых на разном материале отражена красота и сила человеческого добра и любви.
  • Психологические сказки (авторские), помогающие участникам группы в сознании, в иногда и в решении какого-либо личного затруднения или проблемы.

Игры:

  • Подвижные игры народов России и других государств.
  • Психологические игры и упражнения. Направленные на создание команды, развитие сотрудничества, понимания, упражнения, принятия другого человека.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

  • Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей.
  • Ценность добра - осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
  • Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  • Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности традиций родного края.
  • Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
  • Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
  • Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.
  • Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.
  • Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

  • Метапредметными результатами изучения курса "Дружный класс" является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
  • Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
  • Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других людей.
  • Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Самоорганизация

  • Самоорганизация - сложный и длительный процесс последовательной деятельности детей вместе с взрослыми через решение постоянно усложняющихся жизненных задач, поэтому в работе с детьми исхожу из понятий "сам", "самостоятельно". Самостоятельность - качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это, по мнению педагогов и психологов, способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
  • Воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, ответственности и исполнительности. Развитие представления о чувстве собственного достоинства, об индивидуальных особенностях человека.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров.
  • Воспитание своих моральных качеств, формирование потребности самовоспитания. Развитие умений понимать себя, свой внутренний мир.
  • Формирование у учащихся культуры деятельности. Развитие навыков культуры общения (выполнение норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах).

Основные разделы программы:

  • "Как общаться?"
  • "Как дружить?"
  • "Как не ссориться и не конфликтовать?"
  • "Как сотрудничать?"

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Классные часы;
  • Беседы, викторины;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки
  • Тренинги общения
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Ролевые игры
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Этапы занятия

  • Начало или разминка служит для установления позитивного эмоционального контакта между участниками, а также настраивает их на активную работу.
  • Работа по теме включает в себя комплексный набор методов и приёмов. На данном этапе занятия происходит чтение, рисование, обсуждение сказок; обучение народным играм и непосредственно игры со сменой ведущего; задания тренингового характера.
  • Завершающая часть занятия - подведение итогов. Отметим значимость и обязательность данного этапа, т.к. здесь учитель организует рефлексию - осознание детьми их деятельности в процессе занятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
  • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
  • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
  • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность "видеть" свои недостатки и желание их исправить.

1. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва, 2003.-253с.

2. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125

3.  Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы.-2004.-№4.-С.69-142

4. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы.-2004.-№5.-С.79 -131

Приложение.