Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Основным видом деятельности учреждений образования является создание и оказание образовательных услуг.

Наряду с понятием «образовательная услуга» в педагогической литературе существует категория «дополнительная образовательная услуга». Дополнительное образование органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.  В условиях дополнительного образования дети развиваются творчески, получают возможность заполнить своё свободное время с пользой для себя, самостоятельно реализовать свои знания, навыки и умения.

Многие педагоги, Е.Б.Евладова, С.А.Езопова, В.Ф.Березина, рассматривают дополнительное образование неотъемлемой частью общего образования. Л.В.Шинкарёва указывает «Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей».

МБ ДОУ «Детский сад №259» в соответствии с положениями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009 г.) разработал Образовательную программу, в вариативную часть которой включена модель дополнительного образования  детей, на основе кружковой работы.

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, педагоги выбрали следующие направления: художественно-эстетическое развитие, интеллектуальное развитие, экологическое образование и физическое воспитание.

Содержание программ кружковой работы,реализуемых в нашем дошкольном учреждении, соответствует пункту 5 статьи 14 Закона «Об образовании». Оно определяется программами, разработанными педагогами детского сада. Педагогам представилась возможность в своих разработках кружковой деятельности проявить творческую и авторскую позицию.

Учитывая приоритетное направление дошкольного учреждения, а именно социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, и положения Образовательной программы, педагогический коллектив поставил перед собой:

цель: раскрытие и развитие индивидуальных способностей дошкольников в различных видах детской деятельности, мотивация детей к познанию себя и своих возможностей,  творчеству через кружковые занятия;

задачи:

  • развивать  творческие способности и познавательную активность детей дошкольного возраста;
  • обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности;
  • создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители;
  • способствовать развитию конструктивного взаимодействия с семьей для обеспечения всестороннего развития ребёнка-дошкольника.

Кружковая работа с дошкольниками построена на основе следующих принципов:

  • интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
  • целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
  • постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий, решение проблемных ситуаций);
  • эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
  • взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Направление кружковой работы определяется увлечённостью педагога каким-либо разделом образовательного процесса, спецификой детского коллектива, желанием родителей.

Основными формами обучения и развития детей на занятиях кружка являются:

  • фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей;
  • занятия-инсценировки;
  • занятия-путешествия;
  • занятия-игры;
  • познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
  • соревновательные: соревнования, упражнения, игры-эстафеты;
  • контрольно-диагностические: беседы, викторины;
  • продуктивная деятельность;
  • исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты.

При введении кружковой работы в образовательный процесс учреждения была тщательно продумана учебная нагрузка на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для включения занятий кружков в существующий распорядок дня детского сада составлено единое по всему учреждению расписание.

Санитарными нормами предусмотрено (СанПиН 2.4.1.26-60-10 п.12.13.), что занятия по дополнительному образованию (кружки, студии, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.

Программы кружковой работы в ДОУ составлены для детей старшего дошкольного возраста.

Курс занятий рассчитан на 7-8 месяцев (с октября по апрель-май). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-30 минут во 2 половине дня. Нежелательны вечерние занятия по пятницам, так как к концу недели дети устают. Количество детей в кружке – 9-12 человек. Дети, посещающие кружки, имеют время для игр и прогулок. Такая организация кружковой работы в детском саду не приводит к нарушению режима и подмене обязательных занятий кружками.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Похвала в присутствии других детей приносит каждому ребёнку уверенность в своих силах и действиях, раскрепощённость. Индивидуальный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала.

Каждый из руководителей кружков проводит консультации, презентации, открытые занятия. В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки, вызывающие огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми. Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка.

Литература

  1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007.
  2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под. ред. Е.Б.Евладовой, А.В.Зоютаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006.
  4. Шинкарева Л.В. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации [Текст] / Л. В. Шинкарева, А. А. Воробьева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой.  – Пермь: Меркурий, 2011.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3