Цель: познакомить учеников с понятием деньги и их особенностями.
Дидактические задачи:
- мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества;
- способствовать формированию навыков жизни в условиях жизни рыночной экономики;
- формирование навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
- формирование критического мышления.
Методические задачи:
- сформировать представление о разных видах современных денег;
- научить определять меры защиты денег;
- формировать умения обобщать материалы и делать выводы;
- расширять кругозор учащихся.
Межпредметные связи: история, обществознание, информатика, экономическая география.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебники, методические пособия, справочники, фломастеры.
Техническое оснащение: компьютеры, мультимедиапроектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
И о новом всё узнать.
II. Определение темы урока. Вступительное слово учителя.
Учитель: Многие тысячи лет назад людьми было придумано то, что спустя короткое время стало цениться больше всего на свете. То, что произвело настоящую революцию в сфере движения материальных благ, а саму экономическую жизнь подтолкнуло на несколько этапов вперёд.
Чтобы определить, что это такое ответим на вопросы кроссворда (по горизонтали). Вопросы для кроссворда лежат на партах у ребят, кроссворд начерчен на доске.
- Название того, без чего человек не может обойтись.
- Обмен товарами.
- Наука, изучающая хозяйство людей.
- Хозяйство, при котором все необходимо делать самому.
- Какая отрасль сегодня развивается наиболее успешно?
- Где «родилась» экономика?
Учитель: Разгадав кроссворд, вы узнали, о чем мы сегодня на уроке будем вести беседу?
Ученики: Мы сегодня будем говорить о деньгах.
Учитель: Сегодня мы с вами погрузимся в мир денег, изучим историю появления денег, их функции и виды, определим платежеспособность купюр. Мир денег и будет темой нашего занятия.
Для работы на уроке класс будет разбит на 5 групп.
Учащиеся делятся на группы с помощью игры «Молекулы». По команде «начали» все учащиеся встают и начинают хаотично передвигаться по классу, по команде «молекулы 4» объединяются в четверки. Объединяться нужно с теми, кто находится ближе всех к ним, иначе можно не успеть, а здесь главное реакция и быстрота.
Каждая группа проводит свое исследование в мире денег, и решает свой проблемный вопрос.
Проблемные вопросы:
1 группа – Как появились деньги?
2 группа – Как деньги помогают нам в жизни?
3 группа – Современные деньги, какие они?
4 группа – Как доказать, что деньги могут себя защищать?
5 группа – Деньги, они и рваные – деньги?
Для проведения исследований группе предоставляется пакет документов по проблеме. Вам необходимо обработать документы и подготовить на их основе выступление по своему вопросу. На выступление группам дается по 3 минуты.
По результатам работы на уроке ученики создают 3 презентации и 2 буклета.
Презентации: современные деньги (Приложение 1), платежеспособные деньги (Приложение 2), новые признаки подлинности банкнот банка России (Приложение 3).
Буклеты: история денег (Приложение 4, Приложение 5), роль денег в жизни людей (Приложение 6, Приложение 7).
III. Закрепление изученного.
Учитель: Теперь на основе полученных знаний попробуем воссоздать рисунок одной из банкнот банка России с помощью мозаики.
На столе у учителя на карточках даны разные ответы на предлагаемые вопросы (правильные и не правильные). Ученики выбирают карточку (правильную с их точки зрения) и приклеивают на доску обратной стороной. В результате должна получиться банкнота 1000 рублей банка России.
Вопросы:
- Виды денег.
- Название современных бумажных денег
- Название первых металлических денег.
- Когда и где появились бумажные деньги?
- Принципы платежеспособности купюр в России.
- Перечислите функции денег.
- Существовали ли раньше квазиденьги?
- Что относят к электронным деньгам?
- Кто такой фальшивомонетчик?
IV. Итоги урока.
Учитель: Почему мы не можем обойтись без денег?
Ученики: Деньги принимают активное участие в товарном обороте, являются средством накопления и соизмерения, средством платежа, делают нашу жизнь более комфортной.
Учитель: Подводя итог нашей работе, вам необходимо составить синквейн о деньгах.
Учитель | Дети | |||
1 существительное | деньги | |||
2 прилагательных | ||||
3 глагола | ||||
Фраза |
V. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение «Деньги будущего».