Цели:
- Расширить знания детей о понятии дружба и об отношениях друзей
- Воспитывать уважительное отношение к другу
- Развивать умение работать в группах
Оборудование:
Проектор, ноутбук, сердце-кармашек, горох, рисунки с изображениями: камня, песка, солнца, планеты Земля,дерева, детских ладошек, коробочки, карточки с заданиями, памятки, приложение 1.
Ход занятия
Учитель: Добрый день всем! Я рада видеть вас! Сейчас каждому хочу подарить подарок. Каждому, но одинаковый (учитель раздает по горошине, вкладывая в раскрытую ладонь). Посмотрите внимательно и скажите, на что она похожа?
(Ответы детей)
Эта горошина похожа на нашу планету - Земля. Именно такой горошиной она видится из космоса. Это наш дом. Мы должны любить и беречь такую прекрасную и хрупкую планету.
Наш класс - это своеобразная планета, на которой мы живем вместе. Состояние планеты зависит от того, как мы себя чувствуем - тепло ли нам, удобно ли, кто нас окружает, какое у нас настроение.
Поэтому, чтобы поднять вам настроение, я хотела, чтобы вы, ребята, сейчас посмотрели друг другу в глаза, улыбнулись соседу слева, справа, пожали друг другу руки, взялись за руки со своим соседом; ведь дружба начинается с улыбки!
Сегодня наши улыбки должны светиться, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое доброе солнышко (на доске - солнышко). Его лучи - это вы, ребята!
- Сегодня мы поговорим о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем законы дружбы.
- Друг - это :
- Кого можно назвать другом :
(Ответы детей).
- А сейчас я зачитаю вам два стихотворения. Вы должны найти строки стихотворения, по которым мы можем сказать, что так поступает настоящий друг; кого нельзя назвать настоящим другом.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг
Всегда ему надёжный друг
В беде протянет руку.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
(Ответы на вопросы).
Учитель:
- Поднимите руку, у кого есть настоящий друг?
- Были случаи, когда вы ссорились?
(Ответы детей )
Игра "Кто с кем дружит?"
- Перед вами на экране разные герои, разные имена.
- Как вы думаете, кто с кем дружит?
- Кто кому нужен?
- Забавный Винни-Пух и :. (Пятачок)
- Добрый Малыш и :. (Карлсон)
- Зелёный крокодил Гена и :. (Чебурашка)
- Добрая Белоснежка и :. (Семь гномов)
Вывод:
ДРУГ - это человек, который тревожится, волнуется, переживает, радуется за своего друга.
"ДЕРЕВО ДРУЖБЫ"
Групповая работа
- А теперь на нашей планете мы с вами посадим "дерево Дружбы", но на нем нет листьев. Вам предлагаю карточки со словами, выберите те качества,которыми должен обладать друг
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: cкромность,доброжелательность, настойчивость, общительность, зависть, эгоизм, равнодушие, злоба, хвастовство, отзывчивость, готовность прийти на помощь в любую минуту)
Учащиеся пишут, прикрепляют листочки на дерево и комментируют.
- Посмотрите, какое крепкое, мощное получилось наше дерево, но на нашей планете можно встретить:
- Скалы страха и отчаяния;
- Завалы зависти и озлобленности;
- Глыбы одиночества;
- Туман равнодушия;
- Заросли обид и вины.
- Чтобы избавиться от них, нам необходимо решить задачу.
Притча о дружбе
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ни чего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину"
- Обидно?
Они продолжали идти, пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его спас друг. Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
Что ответил друг? (Ответы детей)
Учитель:Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы ни какой ветер не смог стереть это.
- Научись писать обиды на песке и гравировать радость на камне.
- Давайте с вами научимся писать обиды на песке: (пишем обиду на жёлтом листке, рвем его и бросаем в коробочку, а радость пишем на камне и приклеиваем к доске). Убираем заросли обид и вины.
- А теперь поработайте в группах и создайте правила (законы) дружбы. (Дети думают, пишут, комментируют )
Правила дружбы:
- Уступать
- Не бояться просить прощения, если сам обидел друга
- Не грубить
- Не злиться
- Помогать другу
- Быть честным в дружбе.
Дети:
Что такое дружба?
Это совесть чистая
И душа открытая
Так считают исстари.Что такое дружба?
Если станет туго
То во всем, как на себя,
Положись на друга.Что такое дружба?
Крепкая опора
Вместе верные друзья
Могут сдвинуть горы.Что такое дружба?
Это счастье, дети
Это небо чистое
Мир на всей планете.
Учитель: И если мы будем дружны, сплоченны, никакие скалы страха и отчаяния, глыбы отчуждения и одиночества нам не страшны!
- Посмотрите, какое огромное сердце у меня в руках. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно - не простое, а волшебное, это сердце-кармашек, вы опустите сейчас листочек с изображением вашей ладошки, на котором напишите пожелания своему другу.
(Дети работают. Звучит песня о дружбе В.Шаинского"Всё мы делим пополам".
Учитель раздает каждому ребенку памятку с правилами дружбы)
Заключительное слово учителя:
Чтоб солнышко светило,
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
- Наш классный час окончен. Удачи всем в поисках настоящего друга!
Литература.
1. Ильченко Л.П., Некрасова Е.А. Учимся толерантности. Учебное пособие.Новочеркасск, 2003.
2. Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Степанова Е.Н., М., 2003.
3. http:// www.it-n.ru/resource.aspx ?cat_no=201360.