Интегрированный урок по теме "Писатели и поэты XIX в. Солнце русской поэзии – А.С. Пушкин"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
  2. Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
  3. Создать условия для формирования устойчивого художественного интереса к литературному творчеству отечественных поэтов и писателей.
  4. Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Учебные универсальные действия:

1. Познавательные:

  • находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
  • осознанно читать тексты с целью овладения и использования информации.

2. Личностные:

  • интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;
  • умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

3. Регулятивные:

  • принимать роль в учебном сотрудничестве.

4. Коммуникативные:

  • воспринимать другое мнение и позицию;
  • задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения.

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня на уроке окружающего мира мы с вами начинаем большую тему:»Искусство России 19 века.» Его назвали «Золотым веком» русской культуры. Тему урока вы видите на экране.

Слайд 1

Формирование новых знаний.

Вступительное слово учителя.

6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана), «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр», - гласит запись в метрической церковной книге – первый документ, связанный с жизнью великого поэта.

(Работа со словариком: чтение непонятных слов.)

Слайд 2-3

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе и чинах. Он был, что называется»светский человек», острослов, страстный любитель поэзии», нрава пылкого и до крайности раздражительного».

Слайд 5

Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать, пользовалась успехом.

Слайд 6

Характер имела самый неровный, с резкими перепадами настроений: то гневалась так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в чёрную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало всё: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей.

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру любовь и ласку.

- Как вы думаете. Кто были эти женщины?

Это няня Арина Родионовна Матвеева (Яковлева), крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны,» была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком...»

Слайд 7-8

Это они спешили утешить и приласкать маленького Сашу, познакомили его с добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром народного вымысла.

- Кто учил и воспитывал мальчика?

Воспитывали маленького Сашу, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернёры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски. Учили его и танцам, возили на детские балы.

Что было главным источником знаний уже в то время?

Книги. Читал Александр много. «Не довольствуясь тем, что ему давали, - рассказывала сестра – он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги, библиотека же отцовская состояла из классиков французских и философов 18 века».

В доме часто собирались поэты, писатели, художники, т.е. люди искусства. Маленький Саша очень любил такие встречи. Большое влияние на мальчика оказал его дядя, брат отца, который сам был поэтом.

Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве:»На восьмом году возраста... - вспоминал позднее его брат Лев Сергеевич, он сочинял на французском языке маленькие комедии на моих учителей».

В 9 лет писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоминаний сестры поэта.

В 11 лет родители определили сына в только что открывшийся Царскосельский Императорский лицей.

Слайд 9

Эта пора сильно повлияла на становление Пушкина как поэта. Во многом начало этому становлению положил случай, когда 16-летний Пушкин в присутствии Державина (величайшего человека того времени) прочёл своё стихотворение « Воспоминание о Царском Селе» Державин кинулся обнимать Александра. Пушкин очень смутился и выбежал из зала. Впоследствии Пушкин писал «...старик Державин нас отметил и, в гроб сходя, благословил».

Слайд 10

По окончании лицея Пушкин в 1817 г был взят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он писал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетённый народ будет освобождён. За это царь сослал его в ссылку. В селе Михайловское Пушкин встретился со своей няней.

Слайд 11

И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений.

Вот некоторые из них:

Няне.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

Зимний вечер.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Одним из первых писателей обратился к жанру сказки А.С.Пушкин. В Михайловском он с благоговением слушал и записывал сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна. О впечатлении, какое они произвели на поэта, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки... Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В 30-е годы он создаёт пять стихотворных сказок. Назовите их.

  1. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
  2. «Сказка о царе Салтане.....»
  3. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  5. «Сказка о золотом петушке».

- Какими качествами А.С.Пушкин наделил своих героев? (У положительных героев: душевная простота, искренность, верность, честность, трудолюбие. У отрицательных героев: чёрствость, злоба, жадность, грубость, деспотизм, самодурство, глупость.)

А.М.Горький писал: «Великолепные сказки Пушкина были всегда ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их наизусть; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. Нередко я пересказывал эти сказки денщикам; они, слушая, хохочут, ласково ругаются».

Слайд 19

Викторина «Мир пушкинских сказок».

- Из каких произведений эти строки?

  1. «У лукоморья дуб зелёный...» ( Поэма «Руслан и Людмила».)
  2. «Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет...» («Сказка о царе Салтане...».)
  3. «Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч...» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
  4. «Вот пошёл он к синему морю;
    Видит – море слегка разыгралось».» (Сказка о рыбаке и рыбке».)
  5. «Ель растёт перед дворцом,
    А под ней хрустальный дом...» («Сказка о царе Салтане...».)
  6. «Жил – был поп,
    Толоконный лоб.
    Пошёл поп по базару
    Посмотреть кой – какого товару.» («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
  7. «Кири – ку- ку-
    Царству лёжа на боку!» («Сказка о золотом петушке».)

Игра.

- А сейчас я буду доставать из волшебной коробки разные предметы, а вы должны узнать, из какого они произведения А.С.Пушкины взяты?

(Предметы в коробке: яблоко, рыбка, орешек, верёвка, петушок, белочка, зеркальце.)

Работа в группе.

Задания для работы в группе.

  1. Сколько братьев у царевны – лебеди? (33)
  2. Сколько раз старик закидывал невод в море? (3)
  3. Сколько было богатырей в «Сказке о мёртвой царевне?» (7)
  4. Сколько раз превращался князь Гвидон? В кого? (Три раза. В комара, муху, шмеля.)
  5. Что потребовал работник за свой труд у попа? (Три щелчка в лоб.)
  6. Сколько девиц сидело под окном в «Сказке о царе Салтане?» (3)

Проверка.

Слайд 20

Работа в парах.

Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

  1. Комар, бабочка, шмель.
  2. Зеркальце, яблоко, груша.
  3. Заяц, белочка, орешки.
  4. Корыто, удочка, невод.
  5. Поп, князь Гвидон, Балда.
  6. Салтан, Чернавка, Елисей.

Проверка.

Слайд 22

Слава Пушкина росла. Он написал уже много произведений. В частности о своём любимом времени года.

- О каком? (Об осени.)

(Учебник чтения. Ефросинина Л.А., 4 класс, 1 часть, стр. 56-57.)

Осень (отрывки).

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила , читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт...

Прекрасное стихотворение было написано Пушкиным Ивану Ивановичу Пущину, другу лицейских лет. Участник декабрьского восстания 1885 года он был приговорён к пожизненной каторге.

И.И.Пущину.

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой друг уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Однажды поэт уехал по хозяйственным делам в имение Болдино. В это время в округе разразилась холера, и Пушкина не выпускали из имения три месяца. Он очень скучал по невесте Наталье Гончаровой и писал ей письма. А ещё написал около сорока произведений: и стихов, и поэм.

В феврале 1831 г. Пушкин и Наталья Гончарова обвенчались в Москве. Наталью Гончарову считали «первой красавицей России». Ею многие увлекались: даже царь Николай І желал чаще» видеть её при своём дворе».

Некий Дантес – француз, делавший при царском дворе удачную карьеру, ухаживал за молодой женщиной, она принимала его ухаживания, веселилась, как ребёнок. Недобрые люди, а врагов у поэта было много, раздули эту историю. Пушкин считал себя оскорблённым и послал Дантесу вызов на дуэль.

Это случилось ранним утром далеко за городом, на Чёрной речке. Было сыро, шёл снег, в небе плыли серые облака. Пушкин, готовясь делать выстрел, вдруг вспомнил о цыганке, которая нагадала ему, что он погибнет от высокого блондина. На минуту стало страшно. Первым выстрелил Дантес. Он попал в Пушкина, и пуля засела глубоко в животе.

Два дня Пушкин боролся со смертью и умер, тяжело мучаясь, у себя в доме на Мойке в Санкт-Петербурге.

К дому нельзя было подойти, толпа людей окружала его.

Поэт Василий Жуковский так назвал это время: «Солнце русской поэзии закатилось»

Похоронен поэт на кладбище Святогорского монастыря в 5 верстах от с. Михайловское.

Работа по учебнику стр. 99-101.

Самостоятельная работа в тетради, стр. 18.

Итог урока.

- Какое впечатление у вас осталось?

- Что особенно запомнилось?

- Какие чувства вы испытали?

Домашнее задани:

  1. Учебник стр.99-102, читать и пересказывать.
  2. Исценирование отрывка из любой сказки А.Пушкина (по желанию).
  3. Подготовить вопросы для литературной викторины (по желанию).