Классный час по теме "Мужество защитников и жителей блокадного Ленинграда"

Разделы: Классное руководство


Цель: способствовать воспитанию чувств сопереживания, душевной стойкости, сопричастности к судьбе Великого народа Великой страны, воспитанию чувства патриотизма – любви к Отечеству.

Оборудование: карта “Оборона Ленинграда”, аудиозапись седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, магнитофон, буханка хлеба, разрезанная на 8 частей, нож, на стенах - листки с объявлениями военного времени:

Н О Р М А В Ы Д А Ч И Х Л Е Б А с 24–го января 1942 года

  • РАБОЧИЕ 400 гр.
  • СЛУЖАЩИЕ 300 гр.
  • ИЖДИВЕНЦЫ 250 гр.
  • ДЕТИ 250 гр.

Н О Р М А В Ы Д А Ч И Х Л Е Б А с 1-го декабря 1941 года

  • РАБОЧИЕ 250 гр.
  • СЛУЖАЩИЕ 125 гр.
  • ИЖДИВЕНЦЫ 125 гр.
  • ДЕТИ 125 гр.

Н О Р М А В Ы Д А Ч И Х Л Е Б А с 11–го февраля 1942 года

  • РАБОЧИЕ 500 гр.
  • СЛУЖАЩИЕ 400 гр.
  • ИЖДИВЕНЦЫ 300 гр.
  • ДЕТИ 300гр.

Н О Р М А В Ы Д А Ч И Х Л Е Б А с 13–го ноября 1941 года

  • РАБОЧИЕ 300 гр.
  • СЛУЖАЩИЕ 300 гр.
  • ИЖДИВЕНЦЫ 150 гр.
  • ДЕТИ 150гр.

Н О Р М А В Ы Д А Ч И Х Л Е Б А с 10–го октября 1941года

  1. РАБОЧИЕ 400 гр.
  2. СЛУЖАЩИЕ 400 гр.
  3. ИЖДИВЕНЦЫ 200 гр.
  4. ДЕТИ 200гр.

1. Слово – классному руководителю.

Тема классного часа записана на доске. Вы уже познакомились с картой “Оборона Ленинграда”, с объявлениями, содержание которых полностью повторяет объявления в местах выдачи продуктов в блокадном Ленинграде. Некоторые ребята приняли участие в подготовке классного часа, подготовили стихи и небольшие рассказы.

Мы с вами будем говорить о защитниках и жителях Ленинграда, взрослых и детях, об испытаниях, которые выпали на их долю. О великом героизме нашего народа, о том, что он преодолел, защищая свою Родину и весь мир от фашизма.

На столе вы видите буханку хлеба, весом в 1 кг, разрезанную на 8 частей. Одна из них лежит отдельно. Один такой ломтик – “восьмушка” (одна восьмая часть от 1000 граммов) – был дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады. Блокадный хлеб... Из чего только его не приходилось выпекать!

Так, уже 15 сентября хлеб стали выпекать из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. С 20 октября к ржаной муке стали добавлять льняной жмых, отруби, солодовую, соевую и муку из затхлого зерна. В конце ноября хлеб выпекался из такой смеси: кора лиственных деревьев (целлюлоза), хлопковый жмых, обойная пыль, мучная сметка, вытряска из мешков, кукурузная, ржаная мука и семена дикорастущих трав, перемолотые до состояния муки. Сложно продукт, который могли приготовить из такой смеси, назвать хлебом. Но для изможденных жителей блокадного Ленинграда хлеб был заветной мечтой. “Как бы я сейчас поел хлеба… Хлеба… Хлеба, – записывал в своем дневнике один из героев знаменитой “Блокадной книги” Даниила Гранина и Алеся Адамовича, шестнадцатилетний подросток Юра Рябинкин. – Все мысли стремятся к одной еде да еще к теплу… И ведь дай мне съесть буханку хлеба!.. Я оживу, я засмеюсь, я запою песни, я… что говорить…”.

На листке объявлений самые скромные нормы выдачи хлеба (по 250 г – рабочему и по 125 г – всем остальным) датированы 1 декабря 1941 года. Только представьте себе: этот кусочек хлеба часто был единственной пищей за весь день в то время. Но народ выстоял. Как триумф силы духа защитников и жителей Ленинграда звучит седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, написанная в осажденном городе и названная в его честь “Ленинградской”.

Сейчас мы прослушаем фрагмент симфонии. Звучит музыка...

Свои чувства, переживания, обеспокоенность судьбой Родины и уверенность в нашей победе с потрясающей силой выразил Д.Д. Шостакович в своей седьмой симфонии, посвященной борьбе советского народа с фашистскими захватчиками. А какие ассоциации возникают у вас после прослушивания музыки?

Ребята делятся впечатлениями о музыке.

2. Рассказывают ребята.

Рассказ первого участника.

Девятьсот долгих дней и ночей длилась блокада, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942г.г. После того, как молниеносный захват Ленинграда был сорван его защитниками, в планах Верховного главнокомандования Германии было доведение защитников и жителей города до голодной смерти, капитуляция города, а затем его полное уничтожение.

Рассказ второго участника.

Бомбежки Ленинграда начались уже на второй день войны, то есть 23 июня. С немецкой педантичностью, словно по расписанию то ночью, то днем город бомбили самолеты, и обстреливала дальнобойная артиллерия. Гибли люди, разрушался город. Были уничтожены основные городские запасы продовольствия. Страшно горели огромные Бадаевские склады. Мука, крупа, сахар, масло - все перемешалось, плавилось, горело, растекалось во все стороны. Люди собирали эту смесь, вываривали, отстаивали и пили как “бульон”. Когда подморозило, землю, пропитанную расплавленной смесью продуктов, вырубали и продавали на рынках. Еще в середине августа были введены продовольственные карточки. К концу октября 1941 года запасов продовольствия практически не оставалось, по карточкам стали выдавать только хлеб. В ноябре в городе начался голод.

Рассказ третьего участника.

Ленинград был окружен, все пути из города были отрезаны врагом, поэтому вывезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно. И только зимой 1942 года, когда стал лед на Ладожском озере, по нему была проложена в Ленинград тридцатикилометровая трасса, названная дорогой жизни. По объявлениям вы можете проследить, как изменялись нормы выдачи хлеба в городе… Но Ленинград не сдавался. Героизм защитников города поражает нас по сей день. Вот что говорил об этом переживший все ужасы блокады, в то время школьник, Юрий Воронов.

3. Стихи наизусть читают ребята.

Выступление четвертого участника.

Из писем на Большую землю

Наш город в снег до пояса закопан.
Но если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть...
Но в то, что умер город наш, —
Не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сраженных смертью,
Что означает:
“Смертью
смерть
поправ”.
Мы знаем:
Клятвы говорить не просто.
Но если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг!

Выступление пятого участника.

Февраль

Какая длинная зима, как время медленно крадется!..
В ночи
Ни люди, ни дома не знают, кто из них проснется.
И поутру, когда ветра метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера, людская очередь за хлебом.
В нас голод убивает страх. Но он же убивает силы...
На Пискаревских пустырях всё шире
Братские могилы...

Выступление шестого участника.

В школе

Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла…
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья –
После похорон.

4. Слово – классному руководителю.

Ребята, давайте снова вспомним о блокадной восьмушке хлеба. В те 900 блокадных дней от того, на сколько пайков разделят килограммовую буханку хлеба в соответствии с очередной нормой, зависело, погибнут или останутся в живых конкретные люди, победит или будет порабощен великий город.

Вес “восьмушки” всего 125 граммов. Но даже этот маленький кусочек приходилось делить героям рассказа “Кусочек хлеба” из книги В. Воскобойникова “Девятьсот дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья — жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире девочки ждут прихода мамы. Слышат её шаги и верят в то, что они будут спасены.

Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой — самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб — на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок.

Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Как вы думаете, что матери нужно было сделать с этим кусочком?

(Некоторые ребята предположили, что мама разделила кусочек на части и раздала их дочерям.)

Но мать поступает иначе. Она решила сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Семья Карпушкиных выжила. Блокадный кусочек хранился в семье более 30 лет, а затем эта семейная реликвия была передана в музей.

Мы сегодня обратились к истории нашей Родины, может быть, к самым трагическим ее страницам. Голод, когда близкие, любящие друг друга люди делились последними крохами хлеба, смерть детей, родителей, наверное, были для них страшнее бомбежек, обстрелов, самой смерти…

Сейчас я разрежу все восьмушки на 3 части. Каждому из вас на салфетки я разложу по кусочку хлеба, который, конечно, не по содержанию, а по весу, соответствует ломтикам, что раздавала девочкам мама. Съешьте этот ломтик или унести его домой и обязательно расскажите дома обо всем, что узнали.

Минута молчания.

5. Слово ветерану – участнице блокады.

Приглашенная на классный час участница блокады Ленинграда делится своими воспоминаниями.

Осенью 1941 года мне было 3 года. Помню, что в эшелоне было много людей. Нас увозили из Ленинграда, подальше от войны. Ехали не долго, вдруг услышали гул. Это летели фашистские самолеты. Поезд разбомбили, горели вагоны, все кричали и плакали. Больше эшелонов не было. Всех оставшихся после бомбежки детей на машинах привезли в Ленинград и поместили в один детский дом.

Неподалеку от детского дома были расквартированы морской корпус и лётная часть.

И моряки, и летчики поддерживали нас продуктами из своих пайков.

Все дети ходили с мешочками и собирали траву, из которой варили суп. В него иногда добавляли картошку. Эту картошку старшие ребята чистили так, чтобы через шкурку все было видно. Весной картофельные глазки высаживали вместо картошки. Из гнилых очисток нам готовили лепешки – “тошнотики”, от которых тошнило, и часто болел живот.

Когда есть было совсем нечего, долго-долго варили ремни от старых станков, и можно было целый день жевать тоненькую полоску кожи. А так хотелось хлеба, того, блокадного хлеба. Сейчас, вспоминая то время, удивляюсь, почему он нам казался таким вкусным. Ведь на 80% он состоял из жмыха, 18% было в нем древесной коры и травы и только 2% мучной пыли. Но тогда кусочек черного блокадного пайка казался нам просто счастьем.

Когда кольцо блокады разомкнулось, детский дом вывезли в Ярославскую область. Нас положили в рядок на землю, многие не могли ходить, у кого-то выпали волосы. Мы уже не могли, не хотели есть. Я всегда с огромной благодарностью вспоминаю тех простых, русских женщин, которые на руках разносили нас по домам, отпаивали молоком, постепенно приучая к пище, спасали от смерти. Но выжили не все. Извините, мне очень трудно это вспоминать. Спасибо за внимание.

6. Завершение классного часа.

Ребята и учитель благодарят за рассказ и вручают гостье цветы.