Интегрированный урок (природоведение + экология + физика) по теме "Жизнь в морях и океанах". 5-й класс

Разделы: Физика, Биология, Экология

Класс: 5


Задачи урока:

Цель урока Для учителя Для ученика
1. Образовательная Создать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме. Познакомить учащихся c обитателями водной среды, их классификацией, особенностями строения в зависимости от условий их обитания и экологии Мирового океана, опираясь на полученные знания с уроков естественных наук, а также закрепить материал, используя игровые технологии.
2. Развивающая Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью. Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность (участвовать в общем полилоге), умения слушать и слышать другого человека (рецензирование и саморецензирование ответов).
3. Воспитательная Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Продолжить формирование мировоззрения учащихся, показав, что знания, полученные при изучении одного предмета, можно с успехом использовать для усвоения материала другого предмета естественного цикла. Продолжить формирование общеучебных навыков: внимания, аккуратности, умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности, воспитывать экологическое мышление.

Метод обучения:

  • словесный (беседа);
  • наглядный (иллюстрации);
  • частично-поисковый (под руководством учителя учащиеся овладевают отдельными этапами научного познания);
  • метод фронтального контроля;
  • информационно-развивающий метод (работа с книгой, опорным конспектом).

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: бинарный – включает материал из областей природоведения, экологии и физики.

Средства обучения:

  • учебник: Природоведение. 5 класс. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин;
  • музыка для релаксации «Шум морского прибоя»;
  • презентация к уроку;
  • видеоматериал для физкультурной минутки;
  • фрагмент фильма «Прогулки под водой».
  • раздаточные таблицы «Сравнение наземно-воздушной и водной среды обитания»;
  • заготовки таблиц «Основные характеристики сообществ водной среды»;
  • лото «Рыбы», пластилиновые модели рыб;
  • бумажные модели обитателей водной среды на магнитах;
  • карточки с понятиями «сообщества», «среда обитания»;
  • телевизор, ноутбук, проектор, экран.

Оформление доски:

  • рисунок аквариума;
  • экран;
  • домашнее задание.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение материала, пройденного на уроках экологии и природоведения «Среды обитания».
  3. Изучение нового материала по теме «Жизнь в морях и океанах».
  4. Закрепление материала по теме «Жизнь в морях и океанах».
  5. Рефлексия.

Ход урока

1. 0рганизационный момент.

Г.В.: Здравствуйте! Садитесь!

Сегодня у вас пройдёт урок, который проведут два учителя: Галина Васильевна – учитель природоведения и Наталия Валерьевна – учитель экологии. Как обычно; на уроке вы будете повторять уже пройденный материал, изучать новый. Разница лишь в том, что надо будет использовать знания следующих предметов – природоведения, экологии и физики.

2. Повторение.

Н.В.: Давайте, ребята, вспомним следующие понятия: «сообщество», «среда обитания» (на доску вывешиваются эти понятия, написанные на карточках). Дополнительный вопрос к среде обитания: Какие среды обитания вы знаете? (К понятию «среда обитания» докрепляются «наземно-воздушная, водная, почва, организменная среды.)

А сейчас сравним наземно-воздушную и водную среды обитания. У вас на столах лежат таблицы (Приложение 1). Возьмите, пожалуйста, таблицу №1, с которой сейчас мы будем работать (Приложение). В этой таблице представлены основные характеристики, по которым мы будем сравнивать среды (Слайд 1). (Учитель приводит пример первой характеристики в таблице, остальные характеристики озвучивают дети. К характеристикам «звук» и «содержание кислорода» задаются дополнительные вопросы: Как по поведению рыб можно увидеть, что скорость звука в воде достаточно большая? Как пополняют, например, рыбы нехватку кислорода? Учитель комментирует ответы учеников.)

3. Переход к новой теме.

Г.В.: Закройте глазки, расслабьтесь, сядьте поудобнее и послушайте звуки природы.

Играет музыка для релаксации на тему «Шум морского прибоя» (Слайд 2).

Н.В.: Раздаёт рыбок на подставке.

Г.В.: Звуки какой среды обитания вы сейчас прослушали? (Учащиеся дают ответ.)

Наша сегодняшняя тема связано с водой, а если быть точнее – то с водной средой обитания и с её обитателями. Открываем тетради и записываем тему урока «Жизнь в морях и океанах» (Слайд 3).

«Жизнь в морях и океанах».

Дети записывают тему в тетрадях, а в дневниках – домашнее задание (Слайд 4).

  • стр. 135-138, розовая бабочка (письменно);
  • предлагаем вам дома подумать и написать «Экологический кодекс жителей Земли», в котором будет отражено правильное поведение человека по отношению к водным богатствам Земли.

Физкультурная минутка (проводит Н.В.).

Н.В.: Окунаясь в водную среду, проведём физминутку (читает стихотворение и делает под музыку упражнения, напоминающие повадки морских обитателей).

Домик на дне океана.

На дне океана живет осьминог,
Его там и папа, и мама живет,
(Повороты головы в стороны.)
Живет там большая морская семья –
Отец Осьминогов и сыновья.
(Разводят руки в стороны.)
Они межу рифов в пещерке живут,
У них там и дом, и семейный уют,
(Ручки лодочкой, движения извилистые вверх.)
Там мама их любит и бережет,
Чтоб их не обидел большой кашалот,
(Наклоны вперёд с протягиванием рук.)
Чтоб их не застала акула врасплох,
Когда они водят большой хоровод,
Когда выплывают они погулять,
С морскими ежами в футбол погонять.
(Наклоны в стороны, руки делают извил.)
Они тоже дети, хоть в море живут,
И ценят, и любят домашний уют.
(Прыжки на разных ногах.)

Н.В.: Молодцы! Улыбнулись друг другу и тихонько сели на место.

Г.В.: Работа с учебником и таблицей №2 (Приложение 2).

У вас на столах кроме таблиц лежат модели рыбок (перечислить).

- Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждое сообщество занимает свой этаж, приспособлено и адаптировано к жизни на этом этаже. Этот дом у вас на партах представлен в виде таблицы №2 (Слайд 5), который мы сейчас и заполним, а на доске он представлен в виде аквариума (Приложение 3), который мы будем параллельно заселять представителями сообществ.

Чтобы нам было легче заселить этажи нашего водного дома, воспользуемся текстом учебника на cтp. 135-137.

- Итак, начинаем наше погружение. И сразу наше внимание привлекает сообщество поверхностных вод, Организмы этого сообщества занимают верхние слои водного пространства, где достаточно светло и тепло.

Среди представителей этого сообщества есть такие организмы, которые могут держаться на поверхности воды, как это делает Португальский кораблик – родственник медузы (Слайд 6). Португальский кораблик получил своё название благодаря внешнему сходству с военными кораблями Португалии ХV века – его треугольный парус, возвышающийся над поверхностью воды, может иметь окраску от ярко синего до ярко перламутрового цвета. Однако, это ядовитое существо, ожог которого вызывает судороги, тошноту и рвоту, и даже может привести к смертельному исходу, так как по силе равен яду кобры. На палубу португальского кораблика могут откладывать икру даже Летучие рыбы (Слайд 7). Доводилось ли вам слышать, что рыбный косяк улетел? Нет! Но оказывается такое явление можно встретить в природе, увидев эти летучие существа. Разогнавшись из воды. рыба выскакивает, плавники-крылья расплавляет и летит! Чем не птица? Летит несколько секунд, но может развивать скорость до 70 км/час.

Если опуститься чуть ниже поверхности воды, мы можем увидеть большое многообразие рыб: больших и маленьких, разных цветов, но у многих из них есть одна особенность – их тела с боков чуть-чуть приплюснутые, Посмотрите внимательно на рыбу-парусник, которая может «разрезать» своим плавником волны со скоростью более 100 км/час (Слайд 8). Её тело с боков приплюснутое. А почему? Давайте с помощью моделей рыб покажем это (учитель объясняет причину такой формы). Посмотрите в таблицу №2 (Слайд 9) и заполните графы, которые мы обсудили (учащиеся заполняют 5 и 7 столбики и в аквариум прикрепляют 2 представителя от сообщества). А теперь заполним остальные графы с характеристиками сообществ.

А мы с вами опускаемся вглубь океана и попадаем в сообщество толщи воды. Здесь можно увидеть и хищников и совсем безобидных маленьких рыбок. Среди рыб-хищников главенствующая роль принадлежит акулам, разнообразие которых достаточно велико:

китовая акула, серая акула, акула-молот, тигровая акула, акула-собака и много других (Слайды 10-12). Эти существа наводят страх только при одном их упоминании. А вот дельфины – это морские млекопитающие, которые не раз приходили на помощь человеку, спасая его от гибели после кораблекрушения, возвращали ему речь после, лечили душевные раны. Ведь не зря их называют «докторами» нашего сердца. А ещё говорят, что дельфины улыбаются. Не правда ли?! (Слайд 13) Обратите внимание на форму тела этих представителей толщи воды – они круглые (рукой показать цилиндрическую форму). А почему? – давайте опять обратимся к нашим моделям (учитель объясняет причину такой формы). На этом этаже мы можем увидеть также кальмаров, тунцов, планктон и растительность в виде водорослей.

Опускаемся всё ниже и ниже. Итак, донное сообщество небольших глубин или придонное сообщество. Животные малоподвижны, имеют для защиты крепкие панцири, уплощённое тело, могут менять свою окраску под цвет окружающей среды. Вот тихо почивает морская звезда (Слайд 14). Скатов (Слайд 15) иногда в шутку называют расплющенными акулами. Это плоские рыбы, которые плавают с помощью боковых плавников. Скат-манта – самый большой скат в мире, но он потребляет планктон. У них очень хорошее обоняние, чувство равновесия и слух. Снова заполняется таблица и работа с моделями.

Ну что же. Мы с вами заселили ещё один этаж. У нас остался последний этаж, в котором обитают представители глубоководного сообщества. Эти существа имеют причудливую форму (Слайд 16). Из-за отсутствия растительности все жители бездны питаются мёртвыми остатками, падающими из верхних слоёв воды, а также хищничают. Многие из них светятся. Заполняют таблицу. Учитель комментирует.

Таблица №2. Характеристики сообщества (Приложение 2).

В форме беседы разбирается и заполняется таблица №2. Последний столбик таблицы дети заполняют самостоятельно, используя текст учебника. Заполнение проверяется. На доске «аквариум», в который на магнитах в разных толщах прикрепляются представители разных сообществ.

Н.В.: Во всех перечисленных сообществах организмы взаимосвязаны:

  • образуют сеть питания (Слайд 17);
  • предоставляют уют, убежище (Слайд 18-19) и т.д. Например, рыба прилипала или посмотрите на подставки, где вы можете увидеть, как цветные кораллы создают для цветных рыбок убежище.

- Одним из видов животных на Земле является Человек разумный. К сожалению, он не всегда живёт в Гармонии с Природой, оказывая на неё прямое и косвенное влияние.

Для обитателей водной среды вода – это дом, в котором они живут. А что является самым главным для любого дома? (Чистота.) Что необходимо делать, чтобы дом для водных организмов был чистым? (Мусор, нефть, сточные воды, химикаты.) (Слайд 20)

Рассказать о водных животных, которые попали в Красную книгу, и показать Красную книгу (Слайд 21), «Стеллерову корову» (Слайд 22).

Г.В.: НРК В нашей местности чем представлена водная среда обитания? (Река, озеро, пруд, «квадрат», болото и т.д.) А какие представители её заселяют? (Учащиеся перечисляют.) Учитель вместе с учащимися анализируют форму представителей и её причину (Слайд 23).

4. Закрепление.

Н.В.: Сегодня на уроке вы увидели много интересных представителей морской среды обитания! А узнаете ли вы их – мы сейчас и посмотрим. У вас на столах находится игра-лото, с помощью которой вы ещё раз вспомните представителей водной среды обитания, отгадав загадки (Приложение 4). А как «играть» вы уже знаете.

5. Оценка.

Н.В.: Самым активным объявляются оценки (после совещания пока дети играют в лото), остальным – на следующем уроке с учётом выполненного домашнего задания. Оценка выставляется по двум предметам: природоведению и экологии.

6. Рефлексия.

Н.В. (устно): Что узнали нового, понравился ли урок, как вы считаете, лучше, когда урок ведёт один или два учителя? Спасибо всем за сотрудничество на уроке. И помните всегда – чтобы ваш дом под названием «Земля» был чистым и уютным», надо жить в гармонии с природой!

8. Дополнительно (если останется время).

Отрывок из фильма «Прогулки под водой» с его обсуждением.