Цели урока:
- Обучающая: научиться находить площадь многоугольника практически.
- Воспитательная: воспитывать познавательную активность и культуру общения; формировать отношения взаимной ответственности и культуру диалога.
- Развивающая: развивать логическое мышление, математически грамотную речь, сознательное восприятие учебного материала, творческую деятельность.
- Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (треугольники, многоугольники), треугольники, карандаши.
Класс: 5.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- «Открытие» новых знаний, их применение, формирование умений.
- Рефлексия.
Ход урока
Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас открывать неизведанное, рассуждать, фантазировать и творить.
Слайд 1 – жители Цветочного города, клумбы.
Учитель: Дети, а здесь ещё письмо. Кому – пятиклассникам. Вам? Читаем?
«Любознательные пятиклассники!
Пишем вам письмо из Цветочного города. У нас большая проблема: посмотрите, в
нашем городе есть клумбы. Сейчас они некрасивые, потому что на них нет цветов.
Чтобы клумбы зацвели, нужно посадить цветы, но вся беда в том, что мы не
можем получить семена, потому что семена выдают только тем, кто знает площадь
посадки: ведь семена рассчитываются строго по площади. А площадь наших клумб мы
не знаем, и вычислить не можем, так как ещё не умеем. Мы надеемся, что вы нам
поможете. Жители Цветочного города».
Поможем друзьям из Цветочного города? Итак, что же нам предстоит сделать.»
(Формулировка цели: найти площадь клумбы, которая является многоугольником.)
- Чтобы помочь, нам нужны знания по теме «Площадь», давайте их вспомним и повторим.
Слайд 2
1. Какие единицы измерения площадей вы знаете? (1 строка слайда.)
Дети отвечают, затем появляется весь материал слайда.
2. У меня в руках две фигуры (накладываю). Площадь одной из них – 220 кв. см. Чему равна площадь другой фигуры? Почему? (1 строка слайда.)
3. Посмотрите на рисунок, чему равна площадь всей фигуры? Почему? (2 строка слайда.)
Знания у нас есть, а сейчас, чтобы помочь, нужно потренироваться в вычислениях.
Слайд 3
Молодцы! Вижу, что вы готовы помочь. Но чтобы сделать какое-то дело или решить задачу, нужен план.
Слайд 4
По плану у нас «1.Нахождение площади прямоугольного треугольника». Что это за треугольник? Давайте выясним.
Слайд 5
Ребята, посмотрите, дан прямоугольник со сторонами 8см. и 4см. проведём диагональ. Диагональ – это отрезок, соединяющий две несоседние вершины многоугольника. Диагональ разделила прямоугольник на два равных прямоугольных треугольника. Как вы думаете, чему равна площадь одного? Почему?
Вот изображён прямоугольный треугольник, он прямоугольный потому, что у него один угол прямой, вот он (можно показать чертёжный инструмент –прямоугольный треугольник).
Слайд 6
(На слайде появляется обозначение прямого угла.) Найдите его площадь. Две стороны, которые образуют прямой угол, называются катетами (на слайде подписи). А сейчас попробуйте сформулировать правило нахождения площади прямоугольного треугольника (на слайде).
- Работа с раздаточным материалом (на партах конверты с разными треугольниками, разного цвета).
Задание. Ребята, найдите прямоугольный треугольник, измерьте нужные стороны и вычислите его площадь. (Музыка.) Чему она равна? (Ответы записывают на самом треугольнике.)
Молодцы! Возьмите синий треугольник и попробуйте догадаться, как найти площадь любого треугольника.
Слайд 7
Итак, разделите с помощью чертёжного треугольника синий треугольник на два прямоугольных треугольника ( учитель показывает, как нужно правильно разделить треугольник) и найдите площадь каждого. Ваши ответы.
Физкультурная минутка.
Ребята, мы близки к цели, нам осталось найти площадь клумбы, но ведь это многоугольник, а мы знаем лишь как находить площадь треугольника, что делать?
Слайд 8
(Делим многоугольник на треугольники, делим каждый треугольник на два прямоугольных треугольника.)
Теперь мы знаем, как находить площадь любого многоугольника. Сложите из своих треугольников на столе красивую клумбу и быстро вычислите её площадь.
Молодцы!
А сейчас вычислим площадь настоящей клумбы. Для этого нужно поделиться на группы по 4 человека: 1 – организует, 2 – чертит, 3 – измеряет, 4 – вычисляет (на полу из листов ватмана прикреплены «клумбы»).
Жители Цветочного города уже заждались.
Сообщите им площади получившихся клумб. Посмотрим, правильно ли мы вычислили, если правильно, то клумбы сразу расцветут.
Слайд 9 – цветущие клумбы.
Вы рады, что смогли помочь? Я тоже очень рада от общения с вами. Мы очень здорово с вами потрудились, подведём итог: чему вы научились на уроке?
- Находить площадь прямоугольного треугольника.
- Находить площадь любого треугольника.
- Находить площадь любого многоугольника.
Спасибо за урок.