Цели урока:
- Умение находить площадь фигуры.
- Сформировать навыки вычисления площади фигур.
- Развитие способностей начертить, вычислять, составить схемы.
- В интересной форме повторить, обобщить материал по данной теме (связь математики с технологией).
- Знакомство с русским ученым М.В. Ломоносовым.
- Развивать активность, инициативность, самостоятельность учащихся.
- Связь с жизнью.
Оборудование:
- портрет М.В. Ломоносова;
- мозаика «Петр I»;
- геометрические фигуры;
- шахматная доска.
Ход урока
I. Организация. Приветствие.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Готовы к работе?
- Какие геометрические фигуры знаете?
- В чем разница квадрата от прямоугольника?
Учитель показывает шахматную доску.
- Что это?
- Какая геометрическая фигура? Почему?
- Сможем ли вычислить площадь фигуры? Как?
- Из чего состоит? Способы вычисления площади (из квадратов).
- Выйдите составьте схему решения.
- Что мы находим? Как? Почему? Оцените? Контролируйте.
- Что показывает каждое число?
- Целая где? Части где? Объясните.
- Напишите формулу 8 * 8 = 64 кв.
III. Этап постановки учебной задачи.
(Учитель сложит доску пополам.)
- Какая фигура получилась?
- Сможем ли вычислить площадь прямоугольника?
- Как? Почему?
- Назовите способ вычисления площади?
- Выйдите начертите схему (ученик объясняет схему).
- А можно ли составить обратную схему? Как? Почему?
- Умеем ли вычислять площадь прямоугольника? (Формулировка правил нахождения площади.)
Практическая работа (самостоятельная).
Учитель пишет данные на доске:
а = 6 см
в = 3 см
S=?
Объясните записи учащимся: а – показывает длину, в – показывает ширину, S – площадь фигуры.
Задание – начертить прямоугольник с этими данными.
Учащиеся чертят в тетрадях прямоугольник.
- Кто начертил? Покажите.
- Найдите площадь прямоугольника.
- Начертите схему на доске. Оценка. Контроль учащихся.
6 * 3 = 18 см кВ
- Умеем ли находить площадь? (Ребята говорят правило.)
IV. Сюрпризный момент.
- У меня в коробке геометрические фигуры. Вы сами выберите фигуру.
- Найдите площадь фигуры (фигуры разные квадраты, неправильные, многоугольники, круги). У кого прямоугольник и квадрат вычисляют фигуру.
V. Ситуация разрыва.
Учащиеся с кругами, многоугольниками, неправильными фигурами не могут вычислять площадь фигуры.
Возникает вопрос:
- Как вычислить? Каким способом?
- Имеется ли другой способ?
Построение палетки учащимися. С помощью прозрачной пленки, линейки чертят палетку – из чего состоит палетка?
VI. Ситуация успеха.
Учащиеся убеждаются, что палетка состоит из квадратов.
- Сможем ли вычислить площадь, не вычисленных фигур.
- Способы наложения палетки на фигуру: 1 – Считываем целые квадраты; 2 – прибавляем не полные квадраты. То получим площадь.
- Сможем ли теперь найти площадь любой фигуры? Да.
VII. Этап перехода к уроку технологии.
Уточнение знаний о М.В. Ломоносове.
- Это какая фигура? Квадрат.
Учитель показывает квадрат мозаику.
- Как сделана? Из чего состоит? Мозаика из бумаг.
Беседа о М.В. Ломоносове.
Портрет М.В. Ломоносова.
- В прошлой неделе мы о ком говорили?
- Сколько лет ему?
- Чем славиться?
- Он не только физик, химик, писатель, но он впервые сделал мозаику. Мозаика из камней «Портрет Петра 1» показ портрета.
- А мы знаем о мозаике?
- Сможем ли сделать мозаику? Как? Из чего?
Соблюдение техники безопасности с ножницами, с клеем.
Учащиеся на раскрасках приклеивают цветные бумаги, делают мозаику фигур «Герои мультиков», «Самолеты».
- Получилась ли мозаика?
- Какая мозаика? Из чего?
- Сможете ли найти площадь фигур, игрушек, самолетов? Как?
- При помощи палеток будем вычислять площадь.
VIII. Рефлекция по уроку.
- Понравился ли урок?
- Что понравилось? Как ты ценишь себя?
- Какие успехи у тебя? Что получилось?
- Что не получилось?
- Теперь уверен ли в себе?
- Кто как работал на уроке? Почему так считаете?
- Благодарю вам. Я довольна вами.