Цели и задачи:
- учить составлению и написанию письма по плану и опорным словам;
- учить самостоятельности в конструировании предложений и в выборе слов;
- познакомить с историей письма и его назначением;
- воспитание активности, интереса к родному языку;
- воспитание уважительного отношения к людям труда;
- воспитание каллиграфического навыка письма, аккуратности;
- развитие лексической и орфографической зоркости;
- развитие словарного запаса учащихся, расширение кругозора.
Ход урока
1. Мобилизирующий этап и формулирование темы урока
.Сегодня урок развития речи у нас необычный. А вот чему он будет посвящён, вы сейчас скажите сами.
Слайд 1.
Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит.
(Дети отгадывают загадку.)
– Да, речь пойдёт о письме. Мы не только поговорим, что такое письмо, но и попробуем его написать.
2. Беседа об истории письма, его назначении.
– А кто знает, что такое письмо?
(Ответы учащихся.)
– Научное определение этого, которое можно найти в толковом словаре С.И.Ожегов звучит так:
Слайд 2.
“Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь”.
С.И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”
– Для чего нужны письма?
(Это общение на расстоянии. Люди, живущие друг от друга далеко, общаются с помощью писем.)
– Особенно письма были необходимы раньше, когда не было ни телефонов, ни телеграфов и письма порой были единственной ниточкой, соединявшей родных и близких. Как же получали они эти весточки? Давайте перевернём страничку истории назад в прошлое.
(К доске выходят учащиеся с сообщениями.)
Слайд 3.
(Появляется 1-ая картинка и 1-ый учащийся начинает своё сообщение.)
Много-много лет назад, когда не было ни самолётов, ни пароходов, почту отправляли с гонцами. Спешат гонцы-всадники, передают друг другу письма-весточки, как бегуны палочку-эстафету.
Слайд 4.
(Появляется 2-ая картинка и 2-ой учащийся начинает сообщение.)
Зазвенела колокольчиками почтовая тройка. Пыль летела из-под копыт. Уставали кони. Скорее бы добраться до станции, сменить коней и мчаться дальше. Тройка лошадей еле тащит тяжёлую почтовую карету. Поёт почтовый рожок: “Ду-ду-ду”. А зимой почтовая кибитка еле пробирается среди сугробов. Метель, мороз, дороги не видно, холодно ямщикам.
Слайд 5.
(Появляется 3-я картинка и 3-ий учащийся начинает своё сообщение.)
Бушуют волны, тонет корабль-парусник. В бутылку запечатывают письма и бросают бутылку в море. Может доплывёт она до берега или другой корабль подберёт её. И в наши дни в самые дальние страны почту доставляют по морям и океанам пароходы. А по рекам почту доставляют катера.
Слайд 6, 7.
(Появляется 4-ая картинка и 4-ый учащийся начинает своё сообщение.)
Была и голубиная почта. Летят голуби, к лапкам трубочки привязаны, в трубках письма, на маленьком клочке бумаги. Доставляют почту и на воздушных шарах. А появились самолёты -– стала почта крылатая. В дальние горные сёла почта прилетала на вертолёте.
Слайд 8.
(Появляется 5-ая картинка и 5-ый учащийся начинает своё сообщение.)
На севере почту оленеводам и охотникам доставляют аэросани. По улицам городов едут автомобили с белой полосой на боку. Они возят газеты, журналы, посылки и письма.
– Итак, совершив путешествие в историю, мы вновь вернулись в наше время, где письма доставляют современные поезда, самолёты, корабли, автомобили.
Слайд 9.
С развитием общества, появлением компьютера, появилась электронная почта.
Электронная почта – современный и удобный способ обмена информации и человеческого общения. Принцип работы электронной почты сродни обычной. С той только разницей, что по электронной почте передаются не бумажные письма, а электронные, и направляются они по электронному адресу.
– Вернёмся непосредственно к письму. Здесь не обойтись без конверта.
3. Знакомство с конвертом, его оформление.
Слайд 10.
– Рассмотрим конверт. Какие вопросы написаны на нём?
– Что необходимо указывать, отвечая на вопрос куда?
– Что необходимо указывать, отвечая на вопрос кому?
– Индекс – цифровое обозначение места.
– Внизу, в случае возврата письма по каким-либо причинам, отправитель указывает подробно свой адрес,
– А что ещё есть на конверте, о чём мы не сказали?
(Почтовая марка.)
Почтовая марка – почтовый знак различной стоимости, обозначающий, что государственный сбор уплачен.
– Итак, мы с вами узнали, что такое письмо, как оно попадает к адресату, приоткрыли страничку истории, рассмотрели конверт, который поможет добраться до адресата.
4. Работа над составлением текста письма.
– А теперь попробуем сами составить и написать письмо.
Слайд 11.
“Написание письма сверстникам”.
– Прочтите, кому мы сегодня напишем письмо?
– Кто такие сверстники?
– Лучшее из ваших писем мы отправим. Так как данный вид работы мы выполняем впервые, поэтому нам нужен план.
Слайд 12.
Структура письма.
– Письмо, как любой другой текст имеет три части:
- Начало.
- Основная часть.
- Концовка.
– С каких слов начинается любое письмо?
(Здравствуйте.)
– Почему с этих слов?
(Пожелаем здоровья.)
Обращение.
– Какое обращение напишете вы?
(Здравствуйте, дорогие сверстники!)
Представление.
– Кто мы и для чего пишем.
(Мы, учащиеся 45 школы, хотели бы с вами переписываться.)
Основное содержание письма, сообщение о новостях.
– Как мы живём? Что узнаём на уроках? Что происходит после занятий?
(Ответы учащихся. Построение предложений.)
– Какие вопросы вы зададите адресату?
(Как вы поживаете? Какие у вас новости?)
– С какой просьбой вы обратитесь?
(Мы просим вас ответить на наше письмо.)
– Кому попросите передать привет?
(Передайте большой привет вашей учительнице.)
– Как вы попрощаетесь?
(До свидания. Ждём ваших писем.)
– Как подпишитесь?
(Ваши сверстники.)
– И в заключении укажите дату и место написания.
Устно 2-3 ученика рассказывают по плану текст письма.
5. Физ. минутка.
6. Словарно-орфографическая работа.
Слайд 13.
- Прорабатываются слова с “опасными” написаниями.
- Словарные слова.
– Вспомним и проговорим по слогам написание словарных слов:
Здравствуйте, класс, город, учительница, до свидания. - Написания с сочетаниями ча-ща, жи-ши, чк, чн.
- Красная строка.
7. Самостоятельное написание текста письма.
(План и опорные слова.)
8. Проверка работы.
9. Итог урока. Рефлексия.
– Что узнали?
– Чему учитесь?
– Что особенно понравилось?
– По пятибалльной шкале оцените свою работу, настроение на уроке.
10. Домашнее задание.
– Дома по аналогии устно составьте письмо бабушке (дедушке), сестре (брату) о себе. Хочется, чтобы ваше письмо было правильным, с умеренным набором слов и пожеланий, чтобы оно не получилось вот таким:
Слайд 14.
Бабуля, здравствуй!
Не грусти. Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу. Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе – пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил. Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.