Урок развития речи с использованием ИКТ. Тема: "Написание коллективного письма сверстникам"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • учить составлению и написанию письма по плану и опорным словам;
  • учить самостоятельности в конструировании предложений и в выборе слов;
  • познакомить с историей письма и его назначением;
  • воспитание активности, интереса к родному языку;
  • воспитание уважительного отношения к людям труда;
  • воспитание каллиграфического навыка письма, аккуратности;
  • развитие лексической и орфографической зоркости;
  • развитие словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Ход урока

1. Мобилизирующий этап и формулирование темы урока.

Сегодня урок развития речи у нас необычный. А вот чему он будет посвящён, вы сейчас скажите сами.

Слайд 1.

Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит.

(Дети отгадывают загадку.)

– Да, речь пойдёт о письме. Мы не только поговорим, что такое письмо, но и попробуем его написать.

2. Беседа об истории письма, его назначении.

– А кто знает, что такое письмо?

(Ответы учащихся.)

– Научное определение этого, которое можно найти в толковом словаре С.И.Ожегов звучит так:

Слайд 2.

“Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь”.

С.И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”

– Для чего нужны письма?

(Это общение на расстоянии. Люди, живущие друг от друга далеко, общаются с помощью писем.)

– Особенно письма были необходимы раньше, когда не было ни телефонов, ни телеграфов и письма порой были единственной ниточкой, соединявшей родных и близких. Как же получали они эти весточки? Давайте перевернём страничку истории назад в прошлое.

(К доске выходят учащиеся с сообщениями.)

Слайд 3.

(Появляется 1-ая картинка и 1-ый учащийся начинает своё сообщение.)

Много-много лет назад, когда не было ни самолётов, ни пароходов, почту отправляли с гонцами. Спешат гонцы-всадники, передают друг другу письма-весточки, как бегуны палочку-эстафету.

Слайд 4.

(Появляется 2-ая картинка и 2-ой учащийся начинает сообщение.)

Зазвенела колокольчиками почтовая тройка. Пыль летела из-под копыт. Уставали кони. Скорее бы добраться до станции, сменить коней и мчаться дальше. Тройка лошадей еле тащит тяжёлую почтовую карету. Поёт почтовый рожок: “Ду-ду-ду”. А зимой почтовая кибитка еле пробирается среди сугробов. Метель, мороз, дороги не видно, холодно ямщикам.

Слайд 5.

(Появляется 3-я картинка и 3-ий учащийся начинает своё сообщение.)

Бушуют волны, тонет корабль-парусник. В бутылку запечатывают письма и бросают бутылку в море. Может доплывёт она до берега или другой корабль подберёт её. И в наши дни в самые дальние страны почту доставляют по морям и океанам пароходы. А по рекам почту доставляют катера.

Слайд 6, 7.

(Появляется 4-ая картинка и 4-ый учащийся начинает своё сообщение.)

Была и голубиная почта. Летят голуби, к лапкам трубочки привязаны, в трубках письма, на маленьком клочке бумаги. Доставляют почту и на воздушных шарах. А появились самолёты -– стала почта крылатая. В дальние горные сёла почта прилетала на вертолёте.

Слайд 8.

(Появляется 5-ая картинка и 5-ый учащийся начинает своё сообщение.)

На севере почту оленеводам и охотникам доставляют аэросани. По улицам городов едут автомобили с белой полосой на боку. Они возят газеты, журналы, посылки и письма.

– Итак, совершив путешествие в историю, мы вновь вернулись в наше время, где письма доставляют современные поезда, самолёты, корабли, автомобили.

Слайд 9.

С развитием общества, появлением компьютера, появилась электронная почта.

Электронная почта – современный и удобный способ обмена информации и человеческого общения. Принцип работы электронной почты сродни обычной. С той только разницей, что по электронной почте передаются не бумажные письма, а электронные, и направляются они по электронному адресу.

– Вернёмся непосредственно к письму. Здесь не обойтись без конверта.

3. Знакомство с конвертом, его оформление.

Слайд 10.

– Рассмотрим конверт. Какие вопросы написаны на нём?

– Что необходимо указывать, отвечая на вопрос куда?

– Что необходимо указывать, отвечая на вопрос кому?

Индекс – цифровое обозначение места.

– Внизу, в случае возврата письма по каким-либо причинам, отправитель указывает подробно свой адрес,

– А что ещё есть на конверте, о чём мы не сказали?

(Почтовая марка.)

Почтовая марка – почтовый знак различной стоимости, обозначающий, что государственный сбор уплачен.

– Итак, мы с вами узнали, что такое письмо, как оно попадает к адресату, приоткрыли страничку истории, рассмотрели конверт, который поможет добраться до адресата.

4. Работа над составлением текста письма.

– А теперь попробуем сами составить и написать письмо.

Слайд 11.

“Написание письма сверстникам”.

– Прочтите, кому мы сегодня напишем письмо?

– Кто такие сверстники?

– Лучшее из ваших писем мы отправим. Так как данный вид работы мы выполняем впервые, поэтому нам нужен план.

Слайд 12.

Структура письма.

– Письмо, как любой другой текст имеет три части:

  1. Начало.
  2. Основная часть.
  3. Концовка.

– С каких слов начинается любое письмо?

(Здравствуйте.)

– Почему с этих слов?

(Пожелаем здоровья.)

Обращение.

– Какое обращение напишете вы?

(Здравствуйте, дорогие сверстники!)

Представление.

– Кто мы и для чего пишем.

(Мы, учащиеся 45 школы, хотели бы с вами переписываться.)

Основное содержание письма, сообщение о новостях.

– Как мы живём? Что узнаём на уроках? Что происходит после занятий?

(Ответы учащихся. Построение предложений.)

– Какие вопросы вы зададите адресату?

(Как вы поживаете? Какие у вас новости?)

– С какой просьбой вы обратитесь?

(Мы просим вас ответить на наше письмо.)

– Кому попросите передать привет?

(Передайте большой привет вашей учительнице.)

– Как вы попрощаетесь?

(До свидания. Ждём ваших писем.)

– Как подпишитесь?

(Ваши сверстники.)

– И в заключении укажите дату и место написания.

Устно 2-3 ученика рассказывают по плану текст письма.

5. Физ. минутка.

6. Словарно-орфографическая работа.

Слайд 13.

  1. Прорабатываются слова с “опасными” написаниями.
  2. Словарные слова.
    – Вспомним и проговорим по слогам написание словарных слов:
    Здравствуйте, класс, город, учительница, до свидания.
  3. Написания с сочетаниями ча-ща, жи-ши, чк, чн.
  4. Красная строка.

7. Самостоятельное написание текста письма.

(План и опорные слова.)

8. Проверка работы.

9. Итог урока. Рефлексия.

– Что узнали?

– Чему учитесь?

– Что особенно понравилось?

– По пятибалльной шкале оцените свою работу, настроение на уроке.

10. Домашнее задание.

– Дома по аналогии устно составьте письмо бабушке (дедушке), сестре (брату) о себе. Хочется, чтобы ваше письмо было правильным, с умеренным набором слов и пожеланий, чтобы оно не получилось вот таким:

Слайд 14.

Бабуля, здравствуй!
Не грусти. Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу. Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе – пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил. Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

Презентация