Методическая разработка логопедического занятия по теме "Экскурсия в зоопарк. Звуко-буквенный анализ и синтез слова"

Разделы: Начальная школа


Цель занятия: совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  1. Совершенствовать навык составления звуковых схем, определять количество и последовательность звуков в слове.
  2. Расширять словарный запас учащихся.
  3. Формировать умения строить полные ответы на вопросы.
  4. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование:

  • мультимедийная установка, презентация (Приложение 1);
  • раздаточный материал: таблица, фишки, карточки-слова, карточки с предложениями.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Знакомство учащихся с темой занятия. Запись числа в тетрадь.

Доскажи словечко:

На гармошке кто играет,
С днём рождения поздравляет.
Он зелёный, добр и мил
Это Гена ... (Крокодил)! (Слайд 2)

Беседа о произведении Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

- Из какого произведения этот герой?

- Кто автор произведения?

- Кого из друзей Крокодила Гены вы помните?

- Какой был Гена?

- С кем Гена проводил время больше всего?

- Кто помнит, где работал Крокодил?

Экскурсия в зоопарк в сопровождении Крокодила Гены и Чебурашки.

II. Основная часть.

«Однажды крокодил Гена предложил Чебурашке пойти вместе с ним в зоопарк. И мы с вами отправимся вместе и ними.»

- Кто из вас был в зоопарке?

- Кого вы там видели?

- Давайте посмотрим, кто живет в нашем зоопарке.

«Чебурашка не умеет читать и писать, а ему очень хочется узнать, что написано на табличках рядом с клетками животных».

Упражнение 1. Запишите слова, вставляя недостающую букву в слове, проговаривая каждую букву. (Слайды 3-6)

- Какие буквы пропущены в словах? (Гласные.)

- Какие гласные вы знаете ещё.

Л_в В_лк Л_с_ Б_лк_

Упражнение 2. Отгадайте загадки, составьте из букв отгадки, запишите слова-отгадки в таблицу, заполните её. (Слайды 7-11)

Вопросы для работы с таблицей:

  1. Переставьте буквы и запишите слово в таблицу.
  2. Сколько букв в слове?
  3. Составьте звуковую схему, используя фишки. Сколько звуков в слове?
  4. Сколько гласных?
  5. Сколько согласных?
  6. Назовите твердые согласные.
  7. Назовите мягкие согласные.
  8. Сколько в слове слогов?
  9. Запишите слово по слогам для переноса.
  10. Назовите и подчеркните «опасное место» в слове.
  11. Подберите слово признак к данному слову. Запишите словосочетания в тетрадь.
слово ? букв ? звуков ? гласных звуков ? согласных звуков ? слогов перенос
заяц 4 5 2 3 2 за-яц
             
             
             

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета. (а, ц, я, з.)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (д, е, в, м, ь, е, д.)

Физкультурная минутка для глаз.

Упражнение бабочка, восьмерка, удержи дальнюю точку.

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (р, ж, а, ф, и.)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (л, ь, о, е, н.)

Упражнение 3. Подберите слово признак, Запишите словосочетания в тетрадь. Задание выполняется на основе лексического материала предыдущего упражнения. (Слайды 12-15)

Физкультурная минутка.

Под музыку «Зарядка» дети выходят из-за парт и становятся полукругом. (Слайд16)

Выполнение физминутки на основе стихотворения А. Барто «Звериная зарядка».

Запомнить названия животных по содержанию стихотворения, с которыми выполняется зарядка.

Раз – присядка, (Присесть.)
Два – прыжок. (Подпрыгнуть (повторить).)
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (Кулачками потереть глаза.)
Любят долго потянуться (Потянуться.)
Обязательно зевнуть (Зевнуть, прикрывая рот ладошкой.)
Ну и хвостиком вильнуть (Движение бедрами в стороны.)
А волчата спинку выгнуть (Прогнуться в спине вперед.)
И легонечко подпрыгнуть (Легкий прыжок вверх, руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса, ноги на ширине плеч.)
Медвежонок косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте (Переступание с ноги на ногу.)
А кому зарядки мало - (Раскачивание туловища в стороны.)
Начинает все сначала! (Развести руки в стороны на уровне пояса, ладонями вверх.)

Упражнение 4. Игра: «Чья мама?».

Дети перечисляют животных, о которых шла речь в стихотворении.

- Назовите взрослых животных, родителей этих малышей (игра с мячом):
лисенок – лиса, бельчонок – ..., медвежонок – ..., волчонок – ..., зайчонок – ..., моржонок – ..., тигрёнок – ..., олененок – ....

Упражнение 5. Игра «Хищники или травоядные». (Слайд17)

Наступило время обеда. Нам предложили покормить животных.

- Чебурашка еще не знает, все ли животные питаются одинаковой пищей? (Одни питаются растительной пищей, другие – мясом.)

- На какие 2 группы можно разделить животных в зависимости от употребляемой ими пищи? (Хищники и травоядные.)

Деление группы учащихся на 2 подгруппы. Одна подгруппа выбирает из набора слов, лежащего на столе, хищных животных, другая – травоядных.

- Назовите хищников. (Лев, волк, лиса, медведь.)

- Назовите травоядных животных. (Заяц, белка, жираф, олень.)

Упражнение 6. Работа с текстом.

В работе с текстом детям предлагается карточка с заданиями.

  1. Запишите название текста.
  2. Из слов первой строчки составить и записать предложение.
  3. В остальных предложениях добавить недостающее слово, соответствующее количеству букв, списать предложения в тетрадь. (Слайд 18)

(На экране картинки животных, необходимо выбрать нужные названия.)

В зоопарке.

Животных, в, много, разных, зоопарке, живёт.

Большой обливался водой.

Рыжая тихо лежала в клетке.

Маленький весело играл возле волчицы.

III. Подведение итогов.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Что такое зоопарк?

- Чем отличается жизнь животных в зоопарке от их жизни в естественных условиях.

- Какие упражнения мы выполняли сегодня на занятии?