Цель занятия: совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- Совершенствовать навык составления звуковых схем, определять количество и последовательность звуков в слове.
- Расширять словарный запас учащихся.
- Формировать умения строить полные ответы на вопросы.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
Оборудование:
- мультимедийная установка, презентация (Приложение 1);
- раздаточный материал: таблица, фишки, карточки-слова, карточки с предложениями.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Знакомство учащихся с темой занятия. Запись числа в тетрадь.
Доскажи словечко:
На гармошке кто играет,
С днём рождения поздравляет.
Он зелёный, добр и мил
Это Гена ... (Крокодил)! (Слайд 2)
Беседа о произведении Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
- Из какого произведения этот герой?
- Кто автор произведения?
- Кого из друзей Крокодила Гены вы помните?
- Какой был Гена?
- С кем Гена проводил время больше всего?
- Кто помнит, где работал Крокодил?
Экскурсия в зоопарк в сопровождении Крокодила Гены и Чебурашки.
II. Основная часть.
«Однажды крокодил Гена предложил Чебурашке пойти вместе с ним в зоопарк. И мы с вами отправимся вместе и ними.»
- Кто из вас был в зоопарке?
- Кого вы там видели?
- Давайте посмотрим, кто живет в нашем зоопарке.
«Чебурашка не умеет читать и писать, а ему очень хочется узнать, что написано на табличках рядом с клетками животных».
Упражнение 1. Запишите слова, вставляя недостающую букву в слове, проговаривая каждую букву. (Слайды 3-6)
- Какие буквы пропущены в словах? (Гласные.)
- Какие гласные вы знаете ещё.
Л_в | В_лк | Л_с_ | Б_лк_ |
Упражнение 2. Отгадайте загадки, составьте из букв отгадки, запишите слова-отгадки в таблицу, заполните её. (Слайды 7-11)
Вопросы для работы с таблицей:
- Переставьте буквы и запишите слово в таблицу.
- Сколько букв в слове?
- Составьте звуковую схему, используя фишки. Сколько звуков в слове?
- Сколько гласных?
- Сколько согласных?
- Назовите твердые согласные.
- Назовите мягкие согласные.
- Сколько в слове слогов?
- Запишите слово по слогам для переноса.
- Назовите и подчеркните «опасное место» в слове.
- Подберите слово признак к данному слову. Запишите словосочетания в тетрадь.
слово | ? букв | ? звуков | ? гласных звуков | ? согласных звуков | ? слогов | перенос |
заяц | 4 | 5 | 2 | 3 | 2 | за-яц |
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета. (а, ц, я, з.)Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (д, е, в, м, ь, е, д.)
Физкультурная минутка для глаз.
Упражнение бабочка, восьмерка, удержи дальнюю точку.
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (р, ж, а, ф, и.)Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (л, ь, о, е, н.)
Упражнение 3. Подберите слово признак, Запишите словосочетания в тетрадь. Задание выполняется на основе лексического материала предыдущего упражнения. (Слайды 12-15)
Физкультурная минутка.
Под музыку «Зарядка» дети выходят из-за парт и становятся полукругом. (Слайд16)
Выполнение физминутки на основе стихотворения А. Барто «Звериная зарядка».
Запомнить названия животных по содержанию стихотворения, с которыми выполняется зарядка.
Раз – присядка, (Присесть.)
Два – прыжок. (Подпрыгнуть (повторить).)
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (Кулачками потереть глаза.)
Любят долго потянуться (Потянуться.)
Обязательно зевнуть (Зевнуть, прикрывая рот ладошкой.)
Ну и хвостиком вильнуть (Движение бедрами в стороны.)
А волчата спинку выгнуть (Прогнуться в спине вперед.)
И легонечко подпрыгнуть (Легкий прыжок вверх, руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса, ноги на ширине плеч.)
Медвежонок косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте (Переступание с ноги на ногу.)
А кому зарядки мало - (Раскачивание туловища в стороны.)
Начинает все сначала! (Развести руки в стороны на уровне пояса, ладонями вверх.)
Упражнение 4. Игра: «Чья мама?».
Дети перечисляют животных, о которых шла речь в стихотворении.
- Назовите взрослых животных, родителей этих малышей (игра с мячом):
лисенок – лиса, бельчонок – ..., медвежонок – ..., волчонок – ..., зайчонок –
..., моржонок – ..., тигрёнок – ..., олененок – ....
Упражнение 5. Игра «Хищники или травоядные». (Слайд17)
Наступило время обеда. Нам предложили покормить животных.
- Чебурашка еще не знает, все ли животные питаются одинаковой пищей? (Одни питаются растительной пищей, другие – мясом.)
- На какие 2 группы можно разделить животных в зависимости от употребляемой ими пищи? (Хищники и травоядные.)
Деление группы учащихся на 2 подгруппы. Одна подгруппа выбирает из набора слов, лежащего на столе, хищных животных, другая – травоядных.
- Назовите хищников. (Лев, волк, лиса, медведь.)
- Назовите травоядных животных. (Заяц, белка, жираф, олень.)
Упражнение 6. Работа с текстом.
В работе с текстом детям предлагается карточка с заданиями.
- Запишите название текста.
- Из слов первой строчки составить и записать предложение.
- В остальных предложениях добавить недостающее слово, соответствующее количеству букв, списать предложения в тетрадь. (Слайд 18)
(На экране картинки животных, необходимо выбрать нужные названия.)
В зоопарке.
Животных, в, много, разных, зоопарке, живёт.
Большой обливался водой.
Рыжая тихо лежала в клетке.
Маленький весело играл возле волчицы.
III. Подведение итогов.
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Что такое зоопарк?
- Чем отличается жизнь животных в зоопарке от их жизни в естественных условиях.
- Какие упражнения мы выполняли сегодня на занятии?