Цель:
- Расширять представления детей о растительном мире, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях: рост растения зависит от влаги, тепла, света.
- Формировать диалектические представления о предметах, учить находить противоречия и расширять их.
- Дать понятия о свойствах дерева: легкое, мягкое, не тонет в воде, легко пилится.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, желание ухаживать за ними; развивать творческое воображение, логическое мышление.
- Формировать желание отражать красоту природы в продуктивной деятельности.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке, экскурсия в лес, заучивание стихотворения В. Берестова.
Организация пространства:
- экран для системного анализа;
- иллюстрации дерева, его части, леса;
- таз с водой, пила, молоток;
- куски дерева, железа, деревянные доски;
- гуашь, кисти, коробочки с песком;
- модели деревьев, кусочки марли;
- стаканчики с окрашенной водой.
Методические приемы:
- Решение проблемных ситуаций.
- Алгоритмические действия.
- Дидактическая игра.
- Опыты с деревом.
- Поисковые вопросы.
- Наблюдение.
- Художественное слово.
Ход занятия
Воспитатель загадывает детям загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)
- Ребята, подойдите к окошку и скажите, что вы видите за окном? Как называются деревья, которые вы видите? (Береза, тополь, рябина и др.) Вам нравятся эти деревья? За что они вам нравятся? (Они красивые, высокие.) А как вы думаете, деревья и кусты живые существа? (Да живые. Они растут, размножаются, умирают.) Почему? (Если дети затрудняются, сравнить с зимним состоянием деревьев.) В какое время года появляются листочки? (Весной.) Почему? (Подвести детей к выводу: для роста растений нужен свет, тепло, вода.) Без чего дерево не может расти? (Корня.)
- Ребята сейчас мы с вами проведем опыт. Возьмите коробочку с песком, поставьте в нее модель ствола дерева без разветвленных корней, подуйте так, чтобы палочка упала. После этого возьмите другую модель дерева с корневой системой , укрепите в песке. Подуйте. Обратите внимание, что во втором случае палочка более устойчива. А сейчас рассмотрим, как через корень по стволу поднимается вода. Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда кусочек марли. Понаблюдайте, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода.
- Что еще есть у дерева? (Использовать «волшебный экран».) Дети называют и выкладывают дерево, его составные части и картинку – лес. А если за деревьями ухаживать, то вырастет их много. Где вы видели много деревьев? (В лесу, парке.)
- А что было бы, если бы на земле не было деревьев, лесов? Чем же дерево полезно? (Деревья очищают воздух, создают прохладу, некоторые – дают вкусные плоды. Из деревьев делают мебель, игрушки, фанеру, бумагу. Деревья служат пищей для насекомых, животных.) Чем неудобны вещи, сделанные из дерева? (Они могут сгореть.)
- Подойдите к столу. (Показ деревянного бруска.) Ответьте какими свойствами обладает дерево? (Оно твердое, тяжелое, легкое, мягкое.) Давайте проведем опыты и убедимся в свойствах дерева.
1 опыт. Вот у меня кусочек дерева и железа. Опускаем их в таз с водой. Что мы видим? Какой можно сделать вывод? Значит дерево легкое, а железо тяжелое.
2 опыт. Попробуем вбить гвоздь в дерево. Что случилось с гвоздем? Вывод: дерево – мягкое, железо – твердое.
3 опыт. Распилим дерево. Что сыплется из-под пилы? Опилки. Они тоже используются для нужных целей. На заводе опилки собирают, прессуют и используют для изготовления мебели. Обратите внимание на столы, шкафы, которые изготовлены из прессованных опилок. Значит, мы выяснили, что дерево мягкое, легкое, поэтому из него изготавливают мебель, игрушки посуду и другие вещи.
- Давайте превратимся в деревья, покажите это при помощи рук и ног.
(Дети изображают.)
- Вот подул ветер, закачались деревья, ветер стал еще сильнее, налетел ураган и сломал дерево. (Дети изображают качающиеся деревья и поломанное дерево.)
Ветром дерево качало,
Ветром дерево ломало,
Ранка на его стволе
И макушка на земле.
(Воспитатель поднимает «веточки», «упавшие деревья», лечит.)
- Ребята, а вам жалко, когда ветер рвет листья с дерева, ломает их? Кто еще может принести вред дереву? (Насекомые, животные, люди.)
- Пройдите, пожалуйста, за столы. Перед вами лежат деревянные дощечки и гуашь. Нарисуйте на своих дощечках красивые и ветвистые деревья, а затем мы поставим их вместе и у нас получится настоящий лес. (Расписываем и составляем свой «лес».)
- Как защитить деревья? (Высказывания детей.)
- Предлагаю поиграть в игру «Дерево это…». Я буду начинать, а вы продолжать. Надо придумать для кого чем служит дерево.
- Для птицы дерево – это (жилище).
- Для художника дерево – это ...
- Для жука дерево – это ...
- Для мебельщика дерево – это ...
- Для зайца дерево – это ...
- Для горожанина дерево – это ...
- В заключении нашего занятия я хочу прочитать стихотворение В. Берестова:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
- А сейчас мы пойдем на прогулку и посмотрим, не нуждаются ли деревья в нашей помощи?