Урок окружающего мира "Суровая Арктика"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Сформировать знания учащихся о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в условиях суровой Арктики.
  2. Обратить внимание учащихся на приспособленность растений, животных, коренного населения к местным природным условиям.
  3. Продолжать развитие экологического, рационально-логического и эмоционально-образного мышления; умения выявлять причинно-следственные связи, устанавливать зависимости между неживой и живой природой, между живыми организмами, между деятельностью человека и благополучием природы.
  4. Развивать умение работать с учебным текстом, способностей обобщать и систематизировать полученные знания.
  5. Воспитывать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родной край, Родину и чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Оборудование:

  • Поглазова О.Т.Окружающий мир. Учебник для 4 кл. в 2ч. Ч.1. – Смоленск: Ассоциация XXI век. 2006;
  • мультимедийная презентация;
  • карта природных зон России;
  • компьютерная установка.

Ход урока

1. Организация класса.

Добрый день, я рада вас видеть. Давайте поприветствуем гостей.

2. Постановка проблемного вопроса.

Сегодня мы отправимся в большое путешествие на вертолете по необъятной территории нашей страны. Мы будем знакомиться с климатом, растительным и природным миром каждой природной зоны.

Одинаковые почвы тянуться на сотни и тысячи километров, на них образуется одинаковый растительный покров. В результате на больших территориях Земли с близкими климатическими условиями и почвами вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. Такие территории получили название природной зоны. Природные зоны являются той окружающей средой, в которой мы живем.

Слайд 1

Почва – это связующее звено между неживой и живой природой. Если в местности изменится климат, значит изменится почва, следом поменяется растительность, следовательно и животный мир тоже изменится.

3. Изучение нового материала.

- Кто может назвать природные зоны нашей родины с севера на юг?

Слайд 2

Итак, в путь.

А куда именно, угадайте сами.

3. Новый материал.

Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды, а с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях, как алмаз блещу
При солнечных лучах. (Снег.)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед.)

Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.)

- Что объединяет все отгадки?

- Куда же мы отправимся, где все эти явления могут быт?

Слайд 3

Все зоны будем изучать по плану.

Слайд 4

- Где же находится зона Арктических пустынь?

Арктическая пустыня занимает острова в Северном Ледовитом океане – Врангеля, Новосибирские, Северная Земля, Новая Земля, Земля Франца – Иосифа, а также заходит частично на материк – на северную часть полуострова Таймыр.

Слайд 5

- Что мы знаем о Северном Ледовитом океане?

Северный Ледовитый океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Зимой часто бушуют метели, свирепствуют морозы. В это время солнце долго не показывается над горизонтом. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд и луны, а иногда и северного сияния освещает бескрайние снежные просторы.

На смену длиной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается не высоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лед взламывается и начинает таять.

Слайд 6

- Какова природа данной зоны?

В летнее время, когда температура в Арктике поднимается немного выше нуля, местами снеговой покров тает и обнажает небольшие участки каменистой почвы. Слой вечной мерзлоты, который находится под тонким слоем почвы, тоже начинает подтаивать, и образуются озерки ледяной воды. Скудная растительность оживает, и кое – где расцветают полярные маки. Господствуют же в Арктике мхи и лишайники. В южных районах можно встретить приземистые кустарнички полярной ивы.

Слайд 7

- Каков животный мир суровой Арктической пустыни?

Как ни сурова природа Северного ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные, например, тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лед. По ледяным просторам бродят белые медведи. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Медведь – прекрасный пловец, он охотится за рыбой и тюленями. Зимой у белых медведей рождаются детёныши. Через два месяца они выходят из заснеженной берлоги. Медведица приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.

На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики, чистики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах откладывают яйца и выводят птенцов. Гнезд эти птицы не устраивают. Одни из них откладывают яйца на голых карнизах скал (кайры), другие – в нишах (гагары), третьи – в щелях между камней (чистики). Подстилки или нет вовсе, или она представлена тонким слоем сухой травы.

На зиму птицы улетают к незамерзающим морям.

Слайд 8-9

Физкультурная минутка.

Напишите глазами слово «арктика».

4. Работа с учебником.

- Чем занимаются люди, живущие в этом крае? Об этом вы прочитаете в учебнике на странице 114.

Итак, чем же заняты люди на крайнем севере?

- Что такое рыболовство?

- А в нашей местности есть такой вид деятельности?

- Каким видом транспорта пользуются местные жители?

- Почему?

- Как называются дома, в которых живут местные жители?

- Почему в данной местности нет обычных многоэтажных домов?

Слайд 10

- Кто такие полярники?

- Чем они занимаются?

- В чём особенность куртки «аляски»?

5. Первичное закрепление.

- Какие острова и полуострова входят в зону Арктических пустынь?

- Именами, каких российских путешественников названы географические объекты Арктики?

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

- Какие полезные ископаемые можно добывать в данной зоне?

По последним данным на дне Баренцева моря и Карского моря найдены залежи нефти и природного газа. Сейчас идет разработка новых месторождений.

- А так холодно только в Арктике?

- Как называется область? Какие здесь обитают животные?

- Как называют местных жителей Антарктиды?

6. Рефлексия: минутка самооценки и самоконтроля.

Продолжи мысль:

  • Я научился ... (работать с картой)
  • Было ... (интересно)
  • Я понял, что ...
  • Урок показался ... (интересным)
  • Мне понравились задания ...
  • Меня удивило ...
  • Я сделал открытие ...
  • Я расскажу дома о том ...

7. Итог урока. Оценивание.

Если вы поработали отлично – возьмите красный квадратик.

Если были ошибки – зелёный.

Домашнее задание.

Слайд 11