Технология дифференцированного обучения в преподавании математики

Разделы: Математика


Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики является необходимым условием для успешного овладения математическими знаниями.

Если учитель в каждом своем ученике видит личность, индивидуальность, то и требования предъявляет к каждому согласно его индивидуальности. Ученик на уроке должен быть занят посильным трудом. Это дисциплинирует его и дает возможность каждому поверить в свои силы.

В своей статье я расскажу об использовании в работе карточек-заданий, карточек-консультантов, обучающих карточек.

При работе со слабоуспевающими учениками или с теми, кто по какой-либо причине пропустил урок, я применяю обучающие карточки.

Обучающие карточки состоят из нескольких частей. Первая часть – это необходимый теоретический материал, который должен знать ученик при изучении определенной темы.

Вторая часть – это примеры применения теории. Третья часть – это упражнения, которые должен выполнить ученик. Например, в 7 классе при изучении темы «Действия со степенями с натуральными показателями», можно использовать такую карточку.

Теория Образец решения Реши самостоятельно
1) am * an = am+n x5 * x7 = x5 + 7 = x12
y * y6 = y1 + 6 = y7
(-3)3 * (-3)2 = (-3)3+2 = (-3)5 = -243
(-ab)2 * (-ab)4 = (-ab)6 = (ab)6
x4 * x10 =
t3 * t =
(-a)4 * (-a)2 =
55 * 59 =
(-2)3 * (-2)7=
2) am : an = am-n x5 : x3 = x5-3 = x2
y7 : y = y7-1 = y6
311 : 39 = 311-9 = 32
0,212 : 0,212 = 0,212-12 = 0,20 = 1
(-4)6 : (-4)2 = (-4)4 = 44
75 :73 =
y8 : y =
1015 : 1014 =
610 : 610 =
(-b)7 : (-b)6 =
3) (am)n = amn (a5)3 = a5*3 = a15
(24)5 = 220
((-3)3)2 = (-3)6 =36
(x3)4 =
(75)7 =
((-a)3)5 =
4) (ab)n = an * bn (2x)3 = 23 * x3 = 8x3
(-3x4)2 = 32 x4*2 = 9x8
(4a2b5)2 = 42(a2)2(b5)2 = 16a4b10
(5x)3 =
(3a2)4 =
(x10y7)2 =
5) (a : b)n = an : bn (x2: y)3 = (x2)3 : y3 = x6 : y3
(2a : b3)4 = (24a4) : (b3)4 = (16a4) : b12
(2 : b)3 =
(x5 : y3)5 =
(a6 :2 x)2 =

Ученик, получив карточку, повторяет теоретический материал, просматривает образцы решения и выполняет предложенные задания.

Применяю в своей работе карточки-консультанты. В таких карточках содержатся узловые моменты изучаемой темы, а также алгоритм решения задачи. Сначала карточки составляет учитель, а затем привлекает к этому учеников. В процессе работы они приобретают ряд полезных навыков, учатся выделять главные моменты в теме, составлять алгоритмы решения задачи. Работа по составлению карточек учит творчеству, прививает интерес к предмету. Учителю такой вид деятельности учеников позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении школьников.

Например, в 7 классе, при изучении темы «Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными», а затем и при повторении этой темы при подготовке к экзамену в 9 классе, используется такая карточка.

Способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными

Графический способ Способ подстановки Способ сложения
1. Выразить y через x в каждом уравнении.
2. Построить график каждого уравнения.
3.Определить координаты точек пересечения графиков.
1. Из какого-либо уравнения выразить одну переменную через другую.
2. Подставить полученное выражение для переменной в другое уравнение и решить его.
3. Сделать подстановку найденного значения переменной и вычислить значение второй переменной.
1. Уравнять модули коэффициентов при какой-нибудь переменной.
2. Сложить (вычесть) почленно уравнения системы.
3. Составить новую систему: одно уравнение новое; другое – одно из старых.
4. Решить новое уравнение и найти значение одной переменной.
5. Подставить значение найденной переменной в старое уравнение и найти значение другой переменной.

Карточку-консультант можно использовать при решении систем уравнений и при ответе на вопросы учителя:

  1. Что значит решить систему уравнений с двумя переменными?
  2. Что называется решением системы линейных уравнений с двумя переменными?
  3. Сколько способов решения систем мы знаем?
  4. В чем заключается графический способ решения?
  5. Что можно сказать о решении системы двух линейных уравнений с двумя переменными, если графики уравнений не пересекаются?
  6. Что можно сказать о решении системы двух линейных уравнений с двумя переменными, если графики уравнений совпадают?
  7. В чем заключается способ подстановки?
  8. В чем заключается способ сложения?
  9. В каком случае оба уравнения системы почленно складывают?
  10. В каком случае оба уравнения системы почленно вычитают?
  11. Чем неудобен графический способ решения?
  12. В каком случае удобно применять способ сложения?
  13. В чем заключается геометрический смысл решения системы линейных уравнений с двумя переменными?

При обучении решению задач различными способами можно использовать карточки, на которых записана задача и указания к ее решению, служащие отправными пунктами к самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Карточки-задания составляются дифференцированно, с учетом индивидуальных способностей учеников. Одно и тоже задание может быть оформлено по-разному, с различным уровнем сложности. Одни ученики получают карточку только с заданиями, другие – с заданиями и со ссылкой на отдельные конкретные суждения – основания для решения, третьи – с чертежами, четвертые – с чертежами и словесными пояснениями.

Например, дана такая задача: дан прямоугольный треугольник ABC с прямым углом C. Угол A составляет 40 градусов.

С центром в точке С и радиусом BC проведена окружность, которая пересекает стороны AB и CA в точках D, E. Определите величину дуги BD или DE.

К задаче прилагается список суждений, опираясь на которые можно решить задачу.

  1. Сумма острых углов прямоугольного треугольника составляет 90°.
  2. Вписанный угол равен половине дуги, на которую он опирается.
  3. Вписанный угол, опирающийся на диаметр – прямой.
  4. Углы при основании равнобедренного треугольника равны.
  5. Сумма углов треугольника составляет 180°.
  6. Диаметр, перпендикулярный к хорде, делит ее и стягиваемые ею дуги пополам.
  7. Дуги, заключенные между параллельными хордами, равны.
  8. Угол, образованный касательной и хордой, выходящими из одной точки окружности, равен половине дуги, заключенной между его сторонами.
  9. Центральный угол равен дуге, на которую он опирается.

Другой ученик получает эту же задачу и конкретный план действий, что необходимо рассмотреть, чтобы получить ответ на вопрос задачи.

Наибольший эффект дает применение карточек-заданий сразу после изучения новой темы. Например, после объяснения формул приведения, ученик получает такую карточку:

Приведите к тригонометрической функции угла β cos(π/2 –β).
  1. В какой четверти находится угол (π/2 –β)?
  2. Какой знак имеет косинус в этой четверти?
  3. Сохраняется ли название исходной функции?
  4. Запишите ответ.

Пользуясь такой карточкой, ученик правильно применяет формулы приведения.

Имея под руками такой раздаточный материал, в виде карточек-консультантов, карточек-заданий, обучающих карточек, учитель может с большей эффективностью провести урок, плодотворно организовать самостоятельную работу каждого ученика, учитывая его индивидуальные способности.