Цели урока: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова; расширение представления учащихся о своеобразии басен Крылова; активизация творческой активности, развитие творческих способностей.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, рисунки учащихся. На доске запись: “В баснях Крылова всем есть уроки” Н.В.Гоголь.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.
Сегодня мы проводим литературную игру – викторину по произведениям И.А.Крылова. Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов, в результате которых будут выбраны лучшие знатоки басен.
1. Литературная разминка.
1. Назовите 5 басен, героем которых является лев. (“Лев и Барс”, “Лев и Мышь”, “Лев и Лисица”, “Лев и Волк”, “Лев, Серна и Лиса”, “Воспитание Льва” и др.)
2. В какой басне:
а) “Голодная кума – лиса
Залезла в сад…” (“Лисица и Виноград”)б) “И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло…” (“Ворона и Лисица”)в) “Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться…” (“Волк и Ягненок”)
г) “По улицам Слона водили…” (“Слон и Моська”)
д) “Васька – кот в углу, припав за уксусным бочонком
Мурлыча и ворча,
Трудиться за курчонком” (“Кот и повар”)
Чтение басни Крылова наизусть.
2. “Крылатые слова”
Многие слова и выражения из произведений И.А.Крылова стали “крылатыми”, т.е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.
Перед вами “крылатые” выражения, записанные на карточках и названия басен. Вы должны соединить название и “крылатое” выражение.
1 команда.
“А ларчик просто открывался” | “Ларчик” |
“А воз и ныне там” | “Лебедь, Щука и Рак” |
“За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?” | “Кукушка и Петух” |
2 команда.
“А Васька слушает да ест” | “Кот и Повар” |
“Хоть видит око, да зуб неймет” | “Лисица и Виноград” |
“Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на Слона!” |
“Слон и Моська” |
Инсценировка басни “Кукушка и Петух”
3. Конкурс капитанов.
В какой басне была следующая мораль?
А) “Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”. (“Ворона и Лисица”)
Б) “К несчастью то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит”. (“Мартышка и Очки”)В) “А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить”. (“Кот и повар”)Г) “Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку,
Кто делов истинно, – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу
Без шуму”. (“Две бочки”)Д) “Что ты посеял – то и жни” (“Волк и кот”)
Чтение басни наизусть.
Игра со зрителями
Детям предлагаются рисунки к различным басням. Они должны угадать к какой басне создан рисунок.
Пантомима – изобразить героев басни И.А.Крылова “Мартышка и Очки”
4. “Разгадай кроссворд”
Прочитав “крылатые” выражения, написав из каких они басен, вы узнаете их автора.
- Щуку бросили в реку.
- А ларчик просто открывался.
- Слона – то я и не приметил
- Как белка в колесе
- Все кажется в другом ошибкой нам.
- А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.
(1. “Щука”. 2. “Ларчик”. 3. “Любопытный” 4. “Белка” 5. “Обоз” 6. “Квартет” )
Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”
5. “Кто сказал?”
а) “– Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей!” (Стрекоза. “Стрекоза и Муравей”)б) “Васенька, мой друг! Скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной.” (Волк. “Волк и кот”)в) “А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!” (Петух. “Кукушка и Петух”)г) “Сосед, что за причина эта?
Деревья – таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?” (Медведь “Трудолюбивый медведь”)д) “Не стыдно ль, – говорит, средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело.” (Голубь. “Чиж и Голубь”)
Инсценировка басни “Слон и Моська”
Вопросы болельщикам
1. Какими строчками заканчиваются следующие басни:
“Лебедь, Щука и Рак” (“Да только воз и ныне там”)
“Стрекоза и Муравей” (“Так поди же, попляши”)
“Ворона и Лисица” (“Сыр выпал – с ним была плутовка такова”)2. Вставьте пропущенные слова в названия басен
“Мартышка и …”
“Слон и …”
“Кот и …”
“Стрекоза и …”
“Лисица и …”
“Волк и …”
6. “Угадай-ка”
Перед вами первые и последние строчки басен. Назовите басни.
1 команда:
а) “К кому-то принесли от мастера ларец…” (“Ларчик”)
б) “У сильного всегда бессильный виноват…” (“Волк и Ягненок”)
в) “Все в музыканты не годитесь” (“Квартет”)
г) “А ежели невежда познатней, так он ее еще и гонит…” (“Мартышка и Очки”)
2 команда:
а) “А польза в ней не так ,как в первой, велика…” (“Две бочки”)
б) “Тотчас оскомину набьешь” (“Лисица и Виноград”)
в) “Волк из лесу в деревню забежал..” (“Волк и кот”)
г) Прощай, хозяйские горшки… (“Обоз”)
Жюри подводит итоги.
Игра со зрителями
Заключительное слово учителя
Более 200 басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Познакомиться с басней Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. И наша литературная игра доказала, что вы настоящие знатоки басен И.А.Крылова.