Цели урока: изучить структурные особенности односоставных предложений; научить различать двусоставное и односоставное предложения, видеть односоставное предложение в тексте, в структуре сложного предложения.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Краткий анализ результатов контрольного тестирования. Фронтальная работа над частотными ошибками.
II. Работа со словарным словом:
односоставное.III. Фронтальный устный опрос по материалу о простом предложении.
IV. Работа с электронными схемами-таблицами.
– Рассмотрите внимательно таблицы.
– Что вам уже известно?
– На какие группы делятся простые предложения и по каким параметрам?
– Какие виды односоставных предложений существуют?
– Как называются односоставные предложения с главным членом подлежащим?
– На какие подгруппы делятся односоставные предложения с главным членом сказуемым?
– От чего это зависит?
– Какое условие должно выполняться, чтобы предложение являлось определенно-личным? Неопределенно-личным? Безличным?
V. Фронтальная письменная работа по упражнению 170.
VI.
– Если слышите односоставное предложение – поднимите вверх левую руку, если двусоставное – обе руки.
- На морозном воздухе было трудно дышать.
- Мне не хотелось возвращаться.
- На востоке синело.
- За окном виднелось уже вспаханное поле.
- Дело словом не заменишь.
- Свод неба был тих и чист.
- От листьев пахло осенью.
- Мне нельзя ошибаться.
- Меня об этом попросили.
- Я не ошибся.
- Прошу повторить вопрос.
- С удовольствием перечитываем ваш роман.
VII. Конструирование односоставных предложений
(если останется свободное время)Каждый учащийся записывает в тетради 4 односоставных предложения (по количеству групп) и графически доказывает их принадлежность к тому или иному типу односоставных предложений. Устная презентация результатов работы.
Домашнее задание: выучить виды односоставных предложений. Словарное слово: зажженный.