Цель: учить работать с научно-популярным текстом.
Задачи:
- Учить видеть отличительные особенности художественного произведения.
- Развивать внимание к художественным средствам выразительности, умение видеть за развитием сюжета, развитие мысли.
- Воспитывать нравственность, терпимость, всеутверждающую силу добра и красоты.
Оборудование: книга для чтения в 4 классе «В океане света» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, рабочая тетрадь к данному учебнику, толковый словарь, слова-карточки с терминами
Литература: Е.Н. Бунеева, О.В.Чиндилова «Методические рекомендации для учителя», Е.А.Смирнова «Поурочные разработки уроков чтения».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Постановка целей и задач урока
1) Беседа с учащимися. Постановка проблемы
– Мы закончили читать отрывки из книги Юрия
Олеши «Три Толстяка».
– Кому понравилось данное произведение?
– Кто читал его полностью?
– А кто видел фильм?
– Может, кто-нибудь ещё захотелось прочитать его
полностью?
– К какому жанру относится данное произведение?
(роман). А к какому литературному стилю оно
принадлежит? (Художественному)
– Прочитайте имя на доске: Борис Галанов.
– Кто из вас уже встречался с этим автором? Когда?
Где?
– Какое произведение читали?
– Можно данное произведение также отнести к
художественному литературному стилю?
– Почему?
– А к какому стилю вы бы отнесли это
произведение? (К научно-популярному)
– Есть наука литературоведение, которая
занимается изучением стилей речи. И выделяет
среди них художественную и научно-популярную
литературу.
– Как вы понимаете название научно-популярный?
Чем он отличается от художественного стиля?
– Обратимся к толковому словарю:
Художественный – изображающий
действительность в образах, т.е. образы и события
выдуманы автором.
Научный – основанный на принципах науки,
отвечающий требованиям науки, т.е. образы и
события существуют или существовали на самом
деле.
Популярный – общедоступный, вполне
понятный по простоте, ясности изложения.
– Какой текст, на ваш взгляд, читать интереснее?
Почему?
– К какому же литературному стилю отнесём
произведение, которое будем изучать сегодня?
2) Сообщение темы урока, определение целей работы
– Ваши предположения по теме нашего урока? Чем мы займёмся сегодня?
3) Инструктаж
– Порядок работы мы найдём в рабочей тетради на стр. 80
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом
– Откройте тетради на стр. 80, прочитайте задание 1.
Чтение текста по учебнику на стр.128-130.
4. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение по абзацам.
– Прочитаем 1 абзац.
– Обратите внимание на подсказку, как надо
читать научно-популярный текст.
– О какой стороне таланта Ю. Олеши говорится в 1
абзаце? (Олеша – художник).
– С помощью чего Олеше удалось создать такую
яркую и образную сказку? (метафоры, юмор, образная
речь).
– Прочитаем 2 абзац.
– Какова его главная мысль? (Олеша –
сказочник).
– Найдите прилагательные, которые очень точно
характеризуют необыкновенный талант Олеши.
– Прочитайте 3 и 4 абзацы.
– Кто догадался, о каком Олеше идёт речь? (Олеша –
живописец, пейзажист).
– Прочитайте следующие абзацы, до описания Суок.
– Охарактеризуйте автора в этих отрывках.(Олеша
–портретист, сатирик).
– Как описывает появление Суок?
– Кто так может описать появление куклы? (Олеша –
поэт).
Физминутка
– Давайте покажем, как шагает Суок.
– А теперь, она плывёт, как цветочная корзина.
– Что вы можете сказать, обобщив сведения, о
талантливом писателе Юрии Олеше.
– Имена своих героев Олеша придумывал сам, их
звучание тоже передаёт отношение автора к герою,
характеризует его.
– Как зовут капитана гвардейцев? (Бонавентура)
– Составьте как можно больше слов из букв имени.
Это должны быть имена существительные в И. п., ед.
ч. (Работают по группам на листочках, 1 минуту).
– Прочитайте, что у вас получилось.
– Продолжим работу по заданиям в тетради, стр.
81(2-4).
– Теперь оформим в единую запись. Выполним
задание 5.
– Сделаем общий вывод, задание 6.
– А что вы взяли для себя? Ответьте на вопросы
задания 7.
5. Работа с текстом после чтения
– Мы прочитали отрывок научно-популярного
текста, где автор Б. Галанов говорит о таланте
Ю.Олеши на доступном материале.
– Проверим, как мы выполнили работу, стр. 82.
– Вернёмся на стр. 80, оцените точность выполнения
задания.
6. Рефлексия
– Что выполнили сами?
– Что вызвало затруднение?
– Кому помогли пометки, схемы?
– Что получилось хорошо? Чему надо ещё учиться?
7. Итог урока
– Кому понравилось работать с
научно-популярным текстом?
– Кому это показалось сложным?
8. Домашнее задание
– Прочитайте последний абзац.
– Это будет вашим домашним заданием.
– Готовимся к следующему уроку внеклассного
чтения, по книге Ю.Олеши «Три толстяка».