Игра в жизни дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин.

  • Во-первых, как уже было сказано, игра стала средством обучения.
  • Во-вторых, большинство современных семей имеют по одному ребенку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению - с одной стороны, и развитию коммуникабельности дошкольника - с другой.
  • В-третьих, в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребенка свободного проявления творческих способностей.

И, наконец, последнее - снижение интереса к творческой игре у детей объясняется, отчасти, стремлением педагогов детских садов выполнить "социальный заказ" родителей. В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, проецирующей дальнейшую успешность ребенка в жизни.

Проблема детской игры оказалась в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. В игре, больше чем в какой-либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность, независимость, реализовать свои желания и интересы. Проблема усугубляется тем, что ребенка могут приводить к завтраку и рано забирать. Он часто болеет, медленно ест, долго одевается... Такие дети не успевают поиграть в саду со своими сверстниками. Забрав малыша из детского сада, родители ведут его в секции, творческие кружки, подготовительные классы или домой к телевизору. Когда же развивать игровые навыки маленького человека?

Кроме того, теряется культура передачи опыта игры в процессе разновозрастного общения детей:

В семье...- большинство семей имеет одного ребенка.

Во дворе...- детей не отпускают играть во двор со сверстниками по разным причинам.

Почему взрослые лишают ребенка возможности играть со сверстниками?

Почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? На все эти вопросы необходимо найти ответ.

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Игру зачастую сворачивают в угоду занятиям, чтению художественной литературы, подготовке к праздникам и т.п. Но значительное место в режиме дня необходимо отвести самостоятельным играм. Поэтому, необходимо постоянно обновлять предметно - развивающую среду, тщательно отбирать игровое оборудование, художественную литературу. Но этого ещё не достаточно, чтобы дети много и хорошо играли. Практика работы наших воспитателей показала, что пока ребёнок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому в любом виде детской деятельности, ребятам надо представить как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Естественно, не надо навязывать своим воспитанникам игру, но и нельзя оставлять её без руководства.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.

Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.

Обращаясь к истории, мы видим, что современные игры вышли из народной педагогики. Отмечая педагогическую ценность народных игр, К. Д. Ушинский писал: "...Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики", то есть наша с вами.

В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка - в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. Они привлекают еще и тем, что допускают конструирование новых правил, новой игры на традиционной фольклорной основе, позволяют ребенку ощутить себя не только участником игры, но и ее творцом.

Народные игры широко используются на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: "верно - неверно". Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребенка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребенок "увязает" в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Каждая игра - это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А еще лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Маленькие дети - очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет массу удовольствий. Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной для них деятельности - игре. И игра вдвойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей - родителей! Но, к сожалению, папы с мамами, как показывает опыт, редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому, другие не знают, как играть с ребенком, а третьи свободное время детей отводят на то, чтобы позаниматься с ними.

Отсюда нередко возникает конфликт: придя за ребёнком в детский сад, родители слышат: "Я не хочу идти див мой, я хочу поиграть в садике!" В такой ситуации необходимо вмешательство педагога, которое должно быть ненавязчивым и доброжелательным.

Одной из основополагающих задач, стоящих перед педагогом - формирование взаимоотношений родителей с детьми в процессе игры.

Важно:

Создать у родителей представления об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.

Учитывая, с одной стороны, чрезмерную занятость взрослых, а с другой - их искреннее желание вырастить детей здоровыми и счастливыми, мы сочли необходимым повести родительское собрание на темы "Роль дидактических игр в умственном развитии детей", "Разнообразие детских игр".

Но такая односторонняя работа, какой бы насыщенной она, ни была, мало способствует созданию единого коллектива "дети - родители - педагоги". Здесь особую роль играет правильная организация игровой деятельности в детском саду. Она позволяет создать в группе благоприятную психологическую атмосферу, пробудить у наших воспитанников желание общаться друг с другом и взрослыми. В то же время игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей.

Образовательную ценность проводимых в детском саду игр мы видим в развитии у детей способности к общению, наблюдательности, критического восприятия, воображения, любознательности, умения выражать свои мысли. Игра пронизывает почти все формы организации жизнедеятельности ребят в дошкольном учреждении: занятия (как часть их), режимные моменты, прогулки и т. п.

Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребенок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать еще больше. Наша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника главное - это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребенка.

Игры-занятия, которые мы предлагаем детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребенка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребенку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимания на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.

Занимаясь с ребенком, необходимо помнить, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, для организации развивающих игр-занятий, необходимо помнить три правила.

Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца.

Ребенку пятый год. Это - возраст дальнейшего развития его способностей. Малыш, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше, его игры становятся более длительными и сложными. Ребенок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктует он сам, вырабатывает для себя, учитывая собственный жизненный опыт. Он лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у нас улыбку, но они говорят о том, что ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него. Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая, их друг с другом, замечать сходство и различие между ними.

Не нужно бояться идти тем, путем, который подсказывает сам ребенок, ведь наша цель - добиться, чтобы малыш принял предложенную вами программу как свою собственную. Игры-занятия должны длиться не более 20 минут.

Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика - это искусство. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека.