«Восприятие искусства – отзывчивость души на чувства и мысли художника.
Задача учителя – помочь детям осознать, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, ради изображения (иначе это не искусство). Через изображение художник всегда выражает свои чувства и мысли по поводу изображаемого… Задания строятся как контраст чувств (доброе – злое, тихое – бурное)»
(Из методической брошюры составители А.Г. Александрова, Н.В. Капустина)
Цель использования народного литературного произведения: познакомить с уникальным памятником культуры и использовать литературный материал как основу для выражения чувств и понимания необходимости поиска средств для выражения эмоционального состояния.
Урок «Змеи, драконы. Образ злого животного» из цикла уроков изобразительного искусства с использованием информационно-коммуникационных технологий. Он является продолжением разработок по эпосу «Урал-батыр». В 2011 году был разработан урок «Акбузат. Образ мифического животного», который был проведен во время республиканского научно-практического семинара по теме «Современные подходы к деятельности методических служб в условиях муниципального образования» для руководителей методических служб городов и районов Республики Башкортостан. Уроки изобразительного искусства органично переплетаются с программой духовно-нравственного воспитания «Вместе с Урал-батыром», награжденной благодарственным письмом министерства образования РБ в 2007 году.
Так как многие уроки из авторской тематики носят национальный характер, для участия в Фестивале педагогических идей «Открытый урок» разработка адаптирована и для российской аудитории. Поверхностное ознакомление с башкирской мифологией расширит кругозор школьников и познакомит детей с одной национальной культурой.
Цели:
- познакомить с башкирским эпосом «Урал-батыр», в котором змеи, драконы, дивы противостоят человечеству;
- побуждать интерес к чтению;
- расширять кругозор;
- учить работать над образом злого сказочного животного;
- развивать воображение, память, мышление, речь;
- воспитывать гордость за свой народ, сохранивший уникальное произведение – эпос «Урал-батыр», который является памятником мировой культуры ЮНЕСКО.
Оборудование:
1. Выставка: книг «Урал-батыр», русские народные
сказки, мифы Древней Греции и т.д.
2. Диск со слайдами, отрывками фильма «В поисках
Акбузата».
3. Текс для чтения – глава «Как началась война с
дивами» из книги «Урал-батыр» башкирский
народный эпос в прозаическом переложении Айдара
Хусаинова.
Содержание слайдов.
№1: 2012 год – год Дракона по китайскому
календарю
№ 2: Змеи, драконы в устном народном творчестве
№3: Сказки, мифы, легенды, эпос – виды устного
народного творчества (фольклора), литературные
жанры
№4: Ход работы.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Постановка цели урока.
- Словарная работа.
- Показ отрывка фильма «В поисках Акбузата»
- Физминутка.
- Анализ предстоящей работы
- Постановка художественной задачи.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока.
Этапы урока |
Ход урока |
|
1. Оргмомент | – Добрый день! | |
2. Проверка домашнего задания | – Я просила принести игрушки, рисунки,
календари с изображением драконов. – Как вы думаете, почему так появилось так много «драконов»? – Правильно, по китайскому календарю 2012 год – год Дракона. По китайской легенде, каждый год имеет свой символ и свое значение. Но христиане и мусульмане не должны верить в гороскопы. Верующие люди верят богу. |
Показ слайда 1 «Год Дракона» |
– Ребята, каждый пусть расскажет о своем драконе. Какой он? | Рассказы детей | |
3. Постановка цели урока | – Да, ваши драконы милые, добрые,
веселые, симпатичные. – Но вот в мифах, легендах, сказках разных народов мира драконы, змеи, гидры, дивы, аждаха – опасные, коварные и злые представители «темных сил». И только смелые и сильные герои могут сразиться и победить их. Вспомните, в каких сказках есть драконы? – Правильно, Змей Горыныч в русских сказках, Гидра в древнегреческих мифах… – В башкирском эпосе «Урал-батыр» есть дивы, змеи с которыми пришлось бороться Уралу. – Сегодня мы будем работать над образом темных сил: изображать змеев, драконов. |
Показ слайда 2 «Змеи, драконы, … в УНТ народов мира |
4. Словарная работа | – Ребята, вы услышали слова: сказки,
мифы, легенды, эпос. Что объединяет эти слова? – Правильно, это литературные жанры. Если быть точнее, это виды устного народного творчества-фольклора. |
Показ слайда 3 УНТ |
5. Показ отрывка из фильма «В поисках Акбузата» | – Посмотрите отрывки из фильма. У вас будет представление об эпосе «Урал-батыр». | |
6. Физминутка | – Представьте, что вы драконы. Как вы будете двигаться? | |
7. Анализ предстоящей работы | – Продумаем ход работы. – С чего будем начинать? 1. Голова: как у змеи – овал, пасть открытая, с острыми зубами, клыки, глаза змеиные – желтые с красными зрачками. 2. Внешний вид: похож на ящера, лапы с когтями, можно нарисовать крылья, как у летучей мыши, спина с шипами. 3. Поза: нападает, лапы с когтями вытянуты вперед или летит, вытянув шею. 4. Размер: на весь лист. 5. Цвет: зеленый, синий, темный. |
Показ слайда 4 «Ход работы» |
8. Постановка художественной задачи | Создать образ дракона, змеи, чудища, показав его злым, коварным и враждебным. | |
9. Самостоятельная работа | Для тех, кто закончит работу раньше, можно дать текст с отрывком из эпоса. | |
10. Итог урока | Организация выставки рисунков. – Какой дракон получился у вас? |
Рассказы детей о созданном образе. |
Используемая литература
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: книга для учителя/Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул и др. - Москва «Просвещение» 1991
- Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков изо в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского. Составители А.Г.Александрова, Н.В. Капустина – Волгоград издательство «Учитель» 2004
- Урал-батыр. Башкирский народный эпос в прозаическом переложении Айдара Хусаинова. – Уфа: Китап 2004.
- Как сделать презентацию к уроку? С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - «Первое сентября» 2011
Используемый фильм: «В поисках Акбузата» Фонд поддержки башкирского кинематографа, Министерство образования Республики Башкортостан, RI Production, реж. Рияз Исхаков, сцен. Шаура Шакурова
Приложение 1
Раздаточный материал
Как началась война с дивами
Недолго длились счастливые дни Урал-батыра и
Хумай. В один из дней небо полыхнуло огнем, словно
кто-то поджег все леса на свете. Послышался
тяжелый удар, и тогда вся вода, какая была на
свете, обрушилась на сушу. Это дивы начали войну.
Кругом была вода, а все небо горело в огне. Птицы
не могли летать – их крылья опалял жар. Люди не
могли найти сухого местечка – все на свете
скрыла под собой морская вода. Люди и звери – все
взывали к Урал-батыру, просили защитить их от
этой напасти.
Урал-батыр не испугался воды затопившей землю,
огня, охватившего небо, дивов, которые поползли
из всех щелей губить все живое на свете.
Попрощался он с Хумай, вскочил на Акбузата и
поднял свой булатный меч, сверкнувший в небе,
словно молния. Так началась кровавая война людей
и змей.