Презентация урока изобразительного искусства во 2-м классе "Змеи, драконы. Образ злого животного"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


«Восприятие искусства – отзывчивость души на чувства и мысли художника.

Задача учителя – помочь детям осознать, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, ради изображения (иначе это не искусство). Через изображение художник всегда выражает свои чувства и мысли по поводу изображаемого… Задания строятся как контраст чувств (доброе – злое, тихое – бурное)»

(Из методической брошюры составители А.Г. Александрова, Н.В. Капустина)

Цель использования народного литературного произведения: познакомить с уникальным памятником культуры и использовать литературный материал как основу для выражения чувств и понимания необходимости поиска средств для выражения эмоционального состояния.

Урок «Змеи, драконы. Образ злого животного» из цикла уроков изобразительного искусства с использованием информационно-коммуникационных технологий. Он является продолжением разработок по эпосу «Урал-батыр». В 2011 году был разработан урок «Акбузат. Образ мифического животного», который был проведен во время республиканского научно-практического семинара по теме «Современные подходы к деятельности методических служб в условиях муниципального образования» для руководителей методических служб городов и районов Республики Башкортостан. Уроки изобразительного искусства органично переплетаются с программой духовно-нравственного воспитания «Вместе с Урал-батыром», награжденной благодарственным письмом министерства образования РБ в 2007 году.

Так как многие уроки из авторской тематики носят национальный характер, для участия в Фестивале педагогических идей «Открытый урок» разработка адаптирована и для российской аудитории. Поверхностное ознакомление с башкирской мифологией расширит кругозор школьников и познакомит детей с одной национальной культурой.

Цели:

  • познакомить с башкирским эпосом «Урал-батыр», в котором змеи, драконы, дивы противостоят человечеству;
  • побуждать интерес к чтению;
  • расширять кругозор;
  • учить работать над образом злого сказочного животного;
  • развивать воображение, память, мышление, речь;
  • воспитывать гордость за свой народ, сохранивший уникальное произведение – эпос «Урал-батыр», который является памятником мировой культуры ЮНЕСКО.

Оборудование:

1. Выставка: книг «Урал-батыр», русские народные сказки, мифы Древней Греции и т.д.
2. Диск со слайдами, отрывками фильма «В поисках Акбузата».
3. Текс для чтения – глава «Как началась война с дивами» из книги «Урал-батыр» башкирский народный эпос в прозаическом переложении Айдара Хусаинова.

Содержание слайдов.

№1: 2012 год – год Дракона по китайскому календарю
№ 2: Змеи, драконы в устном народном творчестве
№3: Сказки, мифы, легенды, эпос – виды устного народного творчества (фольклора), литературные жанры
№4: Ход работы.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка цели урока.
  4. Словарная работа.
  5. Показ отрывка фильма «В поисках Акбузата»
  6. Физминутка.
  7. Анализ предстоящей работы
  8. Постановка художественной задачи.
  9. Самостоятельная работа.
  10. Итог урока.

Этапы урока

Ход урока

Презентация

1. Оргмомент – Добрый день!  
2. Проверка домашнего задания – Я просила принести игрушки, рисунки, календари с изображением драконов.
– Как вы думаете, почему так появилось так много «драконов»?
– Правильно, по китайскому календарю 2012 год – год Дракона. По китайской легенде, каждый год имеет свой символ и свое значение. Но христиане и мусульмане не должны верить в гороскопы. Верующие люди верят богу.
Показ слайда 1 «Год Дракона»
  – Ребята, каждый пусть расскажет о своем драконе. Какой он? Рассказы детей
3. Постановка цели урока – Да, ваши драконы милые, добрые, веселые, симпатичные.
– Но вот в мифах, легендах, сказках разных народов мира драконы, змеи, гидры, дивы, аждаха – опасные, коварные и злые представители «темных сил». И только смелые и сильные герои могут сразиться и победить их. Вспомните, в каких сказках есть драконы?
– Правильно, Змей Горыныч в русских сказках, Гидра в древнегреческих мифах…
– В башкирском эпосе «Урал-батыр» есть дивы, змеи с которыми пришлось бороться Уралу.
– Сегодня мы будем работать над образом темных сил: изображать змеев, драконов.
Показ слайда 2 «Змеи, драконы, … в УНТ народов мира
4. Словарная работа – Ребята, вы услышали слова: сказки, мифы, легенды, эпос. Что объединяет эти слова?
– Правильно, это литературные жанры. Если быть точнее, это виды устного народного творчества-фольклора.
Показ слайда 3
УНТ
5. Показ отрывка из фильма «В поисках Акбузата» – Посмотрите отрывки из фильма. У вас будет представление об эпосе «Урал-батыр».  
6. Физминутка – Представьте, что вы драконы. Как вы будете двигаться?  
7. Анализ предстоящей работы – Продумаем ход работы.
– С чего будем начинать?
1. Голова: как у змеи – овал, пасть открытая, с острыми зубами, клыки, глаза змеиные – желтые с красными зрачками.
2. Внешний вид: похож на ящера, лапы с когтями, можно нарисовать крылья, как у летучей мыши, спина с шипами.
3. Поза: нападает, лапы с когтями вытянуты вперед или летит, вытянув шею.
4. Размер: на весь лист.
5. Цвет: зеленый, синий, темный.
Показ слайда 4 «Ход работы»
8. Постановка художественной задачи Создать образ дракона, змеи, чудища, показав его злым, коварным и враждебным.  
9. Самостоятельная работа   Для тех, кто закончит работу раньше, можно дать текст с отрывком из эпоса.
10. Итог урока Организация выставки рисунков.
– Какой дракон получился у вас?
Рассказы детей о созданном образе.

Используемая литература

  1. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: книга для учителя/Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул и др. - Москва «Просвещение» 1991
  2. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков изо в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского. Составители А.Г.Александрова, Н.В. Капустина – Волгоград издательство «Учитель» 2004
  3. Урал-батыр. Башкирский народный эпос в прозаическом переложении Айдара Хусаинова. – Уфа: Китап 2004.
  4. Как сделать презентацию к уроку? С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - «Первое сентября» 2011

Используемый фильм: «В поисках Акбузата» Фонд поддержки башкирского кинематографа, Министерство образования Республики Башкортостан, RI Production, реж. Рияз Исхаков, сцен. Шаура Шакурова

Приложение 1

Раздаточный материал

Как началась война с дивами

Недолго длились счастливые дни Урал-батыра и Хумай. В один из дней небо полыхнуло огнем, словно кто-то поджег все леса на свете. Послышался тяжелый удар, и тогда вся вода, какая была на свете, обрушилась на сушу. Это дивы начали войну.
Кругом была вода, а все небо горело в огне. Птицы не могли летать – их крылья опалял жар. Люди не могли найти сухого местечка – все на свете скрыла под собой морская вода. Люди и звери – все взывали к Урал-батыру, просили защитить их от этой напасти.
Урал-батыр не испугался воды затопившей землю, огня, охватившего небо, дивов, которые поползли из всех щелей губить все живое на свете. Попрощался он с Хумай, вскочил на Акбузата и поднял свой булатный меч, сверкнувший в небе, словно молния. Так началась кровавая война людей и змей.