Внеклассная работа «Интеллектуальная игра по экологии "Умная охота"»

Разделы: Внеклассная работа


Цель: обобщение и углубление экологических знаний учащихся; развитие любознательности, воспитание бережного отношения к природе.

1. Вступительное слово

– Сегодня мы с вами отправимся на охоту. Мы будем охотиться на зверей и птиц в разных уголках нашего родного края. Но от нашей охоты никто не пострадает, потому что оружием у нас будет острый ум и крепкие знания.
Вас ждет множество вопросов о животных и птицах. Стрелять вы будете своими ответами. И если выстрел попадет в цель, вы получите за это карточку с добычей. В конце игры мы подсчитаем, у кого добыча будет самая большая, та команда и будет «победитель».
На охоту выходят 3 команды. Название команды выбирают сами по природным зонам нашей страны, какая вам больше нравиться, но с условием, чтобы не повторялось.

– Какие знаете природные зоны? (Вопрос для всех.)

2. Разминка

Рассказать, что вы знаете о природной зоне, которую выбрали? (Какие растут деревья, живут животные, птицы…)

– Теперь послушайте правило игры. Я задаю вопрос по очереди каждой команде. Если команда не может ответить через 3 минуты, отвечает команда у которой готов ответ Они и получат добычу, если ответ будет правильный.

Первый гейм. «У дедушки Крылова»

В его баснях водится много животных и птиц. О них и будут вопросы первого гейма.
1. Послушайте отрывок из басни, что за красавица- птица здесь описывается?

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И верно, ангельский быть должен голосок!

(Ворона. Басня «Ворона и лисица»)

2. Угадай, какой трудолюбивый зверек говорит о себе такие слова:

Я по делам гонцом у барина большого;
Мне некогда, ни петь ни есть,
Ни даже духу перевесть.

(Белка. Басня «Белка»)

3. Еще одна цитата. В ней описывается пение соловья. А кто был слушателем и ценителем этого пения?

Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

(Осел. Басня» Осел и соловей»)

Второй гейм. « Животные в сказках»

Богатая добыча нас ожидает не только в баснях, но и в сказках. Во многих сказках рядом с героями действуют рядом животные и птицы. Внимание, начинаем второй гейм. Этот гейм мы назвали «Животные в сказках»

1. Наша охота начинается во Франции. В сказке Шарля Перро «Золушка». Помните, как Фея собирала Золушку на бал?
«Фея превратила их в выездных лакеев. Одетых в зеленые ливреи, украшенные золотым галуном. Все шестеро проворно вскочили на запятки кареты с таким важным видом. Словно всю жизнь служили выездными лакеями и никогда не были…»
– Каких животных, Фея превратила в лакеев? (Ящериц).

2. А теперь из Франции отправимся к А. С. Пушкину, в «Сказку о царе Салтане»
Вспомните, в каком трудном положении оказался князь Гвидон. Но ему помогла прекрасная птица. Она выполнила, все его мечты. Каждый раз она приветствовала князя Гвидона такими словами: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?»
– Что же это за птица? (Лебедь).

3. Охота продолжается на просторах матушки - России. В русской народной сказке Иван- царевич искал Жар-птицу. Ему помогал в этом один зверь. Вот что он говорил Ивану – царевичу: « Тебе на твоем добром коне в три года не доехать да Жар- птицы. Коня твоего я съел, буду я служить тебе верой и правдой. Садись на меня да держись крепче». Что это за зверь? ( Волк. Сказка « Иван – царевич и серый волк»).

Третий гейм. «Пернатые друзья»

– Необходимо найти такую отличительную черту птицы, которая сближает ее с объектом, указанным в вопросе. Внимание! Начинаем охоту!

1.Что общего между:

  • Сорокой и ювелиром? (Сорока так же любит блестящие вещи).
  • Зимородком и мышью? (Оба живут в норах).
  • Совой и человеком? (Бинокулярное зрение).
  • Иволгой и кошкой? (Крик иволги похож на крик кошки).

2. Какую птичку зовут так же, как и мальчишку? (Славка).
3. Колониальными птицами и колхозным рынком? (Многие колониальные птицы живут “птичьими базарами”. Колхозный рынок в простонародье также называется базаром).

Четвертый гейм. «Звери»

1.Какая корова сытнее живет: хвостатая или бесхвостая? (Хвостатая, потому что хвостом корова отгоняет от себя насекомых в то время, как щиплет траву, бесхвостой же корове нечем отмахиваться от оводов и мух. Ей приходится постоянно мотать головой и переходить с места на место, поэтому она меньше ест.)
2. Какие звери летают? (Летучие мыши. Расстояние в несколько десятков метров пролетает и летяга (полетуха) - живущая в наших лесах белка с кожистыми перепонками между лапками.)
3. Одинаковы ли глаза у кошки днем и ночью? (Неодинаковы. Днем, при солнечном свете, зрачки кошки маленькие, к ночи сильно расширяются).
4. Слепыми или зрячими родятся зайчата? (Зайчата родятся зрячими).
5. Что значит «волка ноги кормят»? (Волк не стережет добычу в засаде, как кошки, а догоняет ее бегом).
6. Почему весной не бьют пушных зверей? (Весной пушные звери линяют, теряют густой и теплый подшерсток, это обесценивает мех. Кроме того, весной у зверей детеныши).

Пятый гейм. « Красная книга»

– И, наконец, последний – пятый гейм нашей охоты. Животные на которых мы будем охотиться, находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу России. Итак, гейм – животные из Красной книги.

1. Это животное живет в горах, его добыча – косули, пятнистые олени, горные козлы и бараны. В названии его есть прилагательное «красный». Что это за зверь? (Красный волк)
2. Этот редкий зверь под названием « ирбис» обитает в горах Алтая. Какое второе имя есть у этого зверя? (Снежный барс)
3. Большой, красивый, полосатый, амурский. Что это за зверь? (Амурский тигр)
4. Этот крупный зверь – исконный житель лиственных и смешанных лесов. Чем-то он похож на буйвола. На спине у него большой горб. Сейчас этого зверя можно встретить только в Кавказском заповеднике. Что это за зверь? (Зубр)
5. Этого пятнистого красавца хищника, похожего на большую кошку, раньше часто можно было встретить в лесах Сибири. Но сейчас этих зверей осталось всего 15-35 особей. Что это за зверь? (Восточносибирский леопард)
6. Какая сова попала в Красную книгу? (Полярная сова)
7. Какой ежик попал в Красную книгу? (Даурский еж)
8. В названии этой птицы есть слово « красавка». На юге Украины и в Крыму этих красавок осталось около 60 пар. А что за птица такая? (Журавль-красавка).

Дополнительное задание:

Назовите животных и птиц, занесенных в Красную книгу Сибири. За каждый ответ – 5 баллов.

Виды, находящиеся под угрозой исчезновения:

  • Лебедь-кликун,
  • Сибирский гуменник,
  • Пеганка,
  • Скопа,
  • Орлан-белохвост,
  • Большой подорлик,
  • Орел-могильник,
  • Беркут,
  • Кречет,
  • Черный журавль,
  • Белый журавль,
  • Белокрылая крачка,
  • Филин.

Привал: Подведение итогов

– Наш охотничий день закончился. Я предлагаю каждой команде подсчитать свою добычу (карточки с названием животных) и выяснить какая команда была самой удачливой на охоте.