Цель: обобщение и углубление экологических знаний учащихся; развитие любознательности, воспитание бережного отношения к природе.
1. Вступительное слово
– Сегодня мы с вами отправимся на охоту. Мы
будем охотиться на зверей и птиц в разных уголках
нашего родного края. Но от нашей охоты никто не
пострадает, потому что оружием у нас будет острый
ум и крепкие знания.
Вас ждет множество вопросов о животных и птицах.
Стрелять вы будете своими ответами. И если
выстрел попадет в цель, вы получите за это
карточку с добычей. В конце игры мы подсчитаем, у
кого добыча будет самая большая, та команда и
будет «победитель».
На охоту выходят 3 команды. Название команды
выбирают сами по природным зонам нашей страны,
какая вам больше нравиться, но с условием, чтобы
не повторялось.
– Какие знаете природные зоны? (Вопрос для всех.)
- Зона арктических пустынь
- Зона тундр
- Лесотундра
- Зона тайги
- Зона смешанных и широколиственных лесов
- Лесостепная зона
- Степная зона
- Зоны полупустынь и пустынь
2. Разминка
Рассказать, что вы знаете о природной зоне, которую выбрали? (Какие растут деревья, живут животные, птицы…)
– Теперь послушайте правило игры. Я задаю вопрос по очереди каждой команде. Если команда не может ответить через 3 минуты, отвечает команда у которой готов ответ Они и получат добычу, если ответ будет правильный.
Первый гейм. «У дедушки Крылова»
В его баснях водится много животных и птиц. О
них и будут вопросы первого гейма.
1. Послушайте отрывок из басни, что за красавица-
птица здесь описывается?
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И верно, ангельский быть должен голосок!
(Ворона. Басня «Ворона и лисица»)
2. Угадай, какой трудолюбивый зверек говорит о себе такие слова:
Я по делам гонцом у барина большого;
Мне некогда, ни петь ни есть,
Ни даже духу перевесть.
(Белка. Басня «Белка»)
3. Еще одна цитата. В ней описывается пение соловья. А кто был слушателем и ценителем этого пения?
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
(Осел. Басня» Осел и соловей»)
Второй гейм. « Животные в сказках»
Богатая добыча нас ожидает не только в баснях, но и в сказках. Во многих сказках рядом с героями действуют рядом животные и птицы. Внимание, начинаем второй гейм. Этот гейм мы назвали «Животные в сказках»
1. Наша охота начинается во Франции. В сказке
Шарля Перро «Золушка». Помните, как Фея собирала
Золушку на бал?
«Фея превратила их в выездных лакеев. Одетых в
зеленые ливреи, украшенные золотым галуном. Все
шестеро проворно вскочили на запятки кареты с
таким важным видом. Словно всю жизнь служили
выездными лакеями и никогда не были…»
– Каких животных, Фея превратила в лакеев? (Ящериц).
2. А теперь из Франции отправимся к А. С. Пушкину,
в «Сказку о царе Салтане»
Вспомните, в каком трудном положении оказался
князь Гвидон. Но ему помогла прекрасная птица.
Она выполнила, все его мечты. Каждый раз она
приветствовала князя Гвидона такими словами:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты
тих, как день ненастный? Опечалился чему?»
– Что же это за птица? (Лебедь).
3. Охота продолжается на просторах матушки - России. В русской народной сказке Иван- царевич искал Жар-птицу. Ему помогал в этом один зверь. Вот что он говорил Ивану – царевичу: « Тебе на твоем добром коне в три года не доехать да Жар- птицы. Коня твоего я съел, буду я служить тебе верой и правдой. Садись на меня да держись крепче». Что это за зверь? ( Волк. Сказка « Иван – царевич и серый волк»).
Третий гейм. «Пернатые друзья»
– Необходимо найти такую отличительную черту птицы, которая сближает ее с объектом, указанным в вопросе. Внимание! Начинаем охоту!
1.Что общего между:
- Сорокой и ювелиром? (Сорока так же любит блестящие вещи).
- Зимородком и мышью? (Оба живут в норах).
- Совой и человеком? (Бинокулярное зрение).
- Иволгой и кошкой? (Крик иволги похож на крик кошки).
2. Какую птичку зовут так же, как и мальчишку? (Славка).
3. Колониальными птицами и колхозным рынком?
(Многие колониальные птицы живут “птичьими
базарами”. Колхозный рынок в простонародье
также называется базаром).
Четвертый гейм. «Звери»
1.Какая корова сытнее живет: хвостатая или
бесхвостая? (Хвостатая, потому что хвостом
корова отгоняет от себя насекомых в то время, как
щиплет траву, бесхвостой же корове нечем
отмахиваться от оводов и мух. Ей приходится
постоянно мотать головой и переходить с места на
место, поэтому она меньше ест.)
2. Какие звери летают? (Летучие мыши. Расстояние
в несколько десятков метров пролетает и летяга
(полетуха) - живущая в наших лесах белка с
кожистыми перепонками между лапками.)
3. Одинаковы ли глаза у кошки днем и ночью? (Неодинаковы.
Днем, при солнечном свете, зрачки кошки
маленькие, к ночи сильно расширяются).
4. Слепыми или зрячими родятся зайчата? (Зайчата
родятся зрячими).
5. Что значит «волка ноги кормят»? (Волк не
стережет добычу в засаде, как кошки, а догоняет ее
бегом).
6. Почему весной не бьют пушных зверей? (Весной
пушные звери линяют, теряют густой и теплый
подшерсток, это обесценивает мех. Кроме того,
весной у зверей детеныши).
Пятый гейм. « Красная книга»
– И, наконец, последний – пятый гейм нашей охоты. Животные на которых мы будем охотиться, находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу России. Итак, гейм – животные из Красной книги.
1. Это животное живет в горах, его добыча –
косули, пятнистые олени, горные козлы и бараны. В
названии его есть прилагательное «красный». Что
это за зверь? (Красный волк)
2. Этот редкий зверь под названием « ирбис»
обитает в горах Алтая. Какое второе имя есть у
этого зверя? (Снежный барс)
3. Большой, красивый, полосатый, амурский. Что это
за зверь? (Амурский тигр)
4. Этот крупный зверь – исконный житель
лиственных и смешанных лесов. Чем-то он похож на
буйвола. На спине у него большой горб. Сейчас
этого зверя можно встретить только в Кавказском
заповеднике. Что это за зверь? (Зубр)
5. Этого пятнистого красавца хищника, похожего на
большую кошку, раньше часто можно было встретить
в лесах Сибири. Но сейчас этих зверей осталось
всего 15-35 особей. Что это за зверь? (Восточносибирский
леопард)
6. Какая сова попала в Красную книгу? (Полярная
сова)
7. Какой ежик попал в Красную книгу? (Даурский
еж)
8. В названии этой птицы есть слово « красавка». На
юге Украины и в Крыму этих красавок осталось
около 60 пар. А что за птица такая? (Журавль-красавка).
Дополнительное задание:
Назовите животных и птиц, занесенных в Красную книгу Сибири. За каждый ответ – 5 баллов.
Виды, находящиеся под угрозой исчезновения:
- Лебедь-кликун,
- Сибирский гуменник,
- Пеганка,
- Скопа,
- Орлан-белохвост,
- Большой подорлик,
- Орел-могильник,
- Беркут,
- Кречет,
- Черный журавль,
- Белый журавль,
- Белокрылая крачка,
- Филин.
Привал: Подведение итогов
– Наш охотничий день закончился. Я предлагаю каждой команде подсчитать свою добычу (карточки с названием животных) и выяснить какая команда была самой удачливой на охоте.