Цели урока:
- Научиться узнавать и понимать первые признаки весны.
- Научиться распознавать закономерности в природе.
- Привить бережное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Оборудование:
- Репродукция картины А. Саврасова “Ранняя весна”.
- Карточки для 5 этапа урока.
- Заранее подготовленные кормушки.
- Карточки для 8 этапа урока.
- Презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Организация рабочего места)
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
– На доске распечатанная картина Алексея Саврасова “Ранняя весна” слайд 2
– Ребята, сегодня у нас урок окружающего мира, мы будем изучать изменения, которые происходят с природой.
– Для начала посмотрите на представленную картину. Как Вы думаете какое время года здесь изображено? (Весна)
– Как Вы это определили? (Снег тает, природа “оживает”)
– А теперь давайте вспомним, какие три весенних месяца мы знаем? (Март, апрель, май)
– Давайте по-подробнее узнаем историю этих месяцев.
1 месяц – Март слайд 3
– Свое название месяц получил в честь римского бога войны и охраны Марса.
– Есть такая народная примета: “Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай”
– Как Вы понимаете эту народную примету? Объясните.
2 месяц – Апрель слайд 4
– Месяц апрель был назван в честь римской богини Венеры.
– Есть такая примета “В апреле мокро – грибное лето, гроза – к теплому лету и урожаю орехов”
– Как Вы понимаете эту народную примету? Объясните.
3 месяц – Май слайд 5
Месяц май был назван в честь греческой богини Майи, которая была богиней плодородия.
– Есть такая примета “Коли в мае дождь, так будет и рожь”
– Как Вы понимаете эту народную примету?
Работа по учебнику стр.39 (придумайте рассказы по рисункам). Дети повторяют все времена года.
3. Постановка проблемы.
– Ребята, Вы уже догадались, какая будет тема урока? (Весна)
– Как Вы думаете, что мы можем сегодня нового узнать на уроке? (Дети высказывают свои предположения)
– А для чего мы узнаем новое?
4. Открытие нового знания.
– Ребята, давайте посмотрим на картинку и постараемся назвать признаки весны. Слайд 6
(Дети начинают перечислять: потеплело; снег начал таять; значительно прибавился день; лед тает; поплыли кучевые облака; оживились птички и т.п.)
– Молодцы, Вы назвали признаки весны. А теперь давайте поговорим о птичках.
– Что происходит с птицами весной?
– Как Вы думаете, про каких птиц говорят: “На крыльях весну приносят”
(Если дети не могут ответить, то учитель подсказывает). Ответ: грачи.
– Какие еще птицы возвращаются весной? (Дети начинают перечислять: соловей, ласточка, синица, зяблик, трясогузка).
– А где птицы будут жить, когда вернуться обратно? (скворечник, кормушка)
– Ребята, к нашему уроку я попросила Вас, вместе с родителями сделать скворечники. Итак, давайте посмотрим у кого, что получилось. (Данная работа предполагает совместный труд родителей и ученика).
Приложение 1 (фото скворечников)
– А как Вы думаете, для чего птичкам понадобился скворечник? (Чтобы жить в нем, выводить птенцов и кушать)
– Молодцы, ребята, Вы сделать доброе дело! Вы помогли птичкам обрести новый дом.
ФИЗМИНУТКА (для примера)
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря
Полетел зеленый жук
Ж-ж-ж
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли
Зашумел в пруду камыш
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.
Работа с книгой стр. 40
– Почему эти растения называются первоцветами? (Потому что эти растения первые зацветают ранней весной) слайд 7
5. Самостоятельное применение знаний. Работа в группах.
I группа (учебник стр. 42, картинка № 1)
Учитель раздает заранее подготовленные карточки.
II группа (учебник стр. 42, картинка № 2)
Учитель раздает заранее подготовленные карточки.
Анализ работы в группах. (Ответственные от группы отвечают на поставленные вопросы)
6. Итог урока
Работа в тетрадях для самостоятельных работ (стр.25)
Напишите весенние месяцы и укажите их признаки.
Проверка задания.
– Что нового Вы сегодня узнали?
– Какая тема урока сегодня была?
– Какие три весенних месяца Вы узнали?
– Каких перелетных птиц Вы знаете?
– Назовите растения, которые называются первоцветами?
– Что является первым вестником прохода весны? (Солнце)
7. Рефлексия.
– Если Вам все было понятно на уроке и у Вас нет вопросов, то поднимите желтый кружок. А если у Вас остались вопросы по этой теме, то зеленый.
– Спасибо Вам за урок!