Весна: пробуждение природы

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Научиться узнавать и понимать первые признаки весны.
  • Научиться распознавать закономерности в природе.
  • Привить бережное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Оборудование:

  • Репродукция картины А. Саврасова “Ранняя весна”.
  • Карточки для 5 этапа урока.
  • Заранее подготовленные кормушки.
  • Карточки для 8 этапа урока.
  • Презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Организация рабочего места)

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

– На доске распечатанная картина Алексея Саврасова “Ранняя весна” слайд 2

– Ребята, сегодня у нас урок окружающего мира, мы будем изучать изменения, которые происходят с природой.

– Для начала посмотрите на представленную картину. Как Вы думаете какое время года здесь изображено? (Весна)

– Как Вы это определили? (Снег тает, природа “оживает”)

– А теперь давайте вспомним, какие три весенних месяца мы знаем? (Март, апрель, май)

– Давайте по-подробнее узнаем историю этих месяцев.

1 месяц – Март слайд 3

– Свое название месяц получил в честь римского бога войны и охраны Марса.

– Есть такая народная примета: “Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай”

– Как Вы понимаете эту народную примету? Объясните.

2 месяц – Апрель слайд 4

– Месяц апрель был назван в честь римской богини Венеры.

– Есть такая примета “В апреле мокро – грибное лето, гроза – к теплому лету и урожаю орехов”

– Как Вы понимаете эту народную примету? Объясните.

3 месяц – Май слайд 5

Месяц май был назван в честь греческой богини Майи, которая была богиней плодородия.

– Есть такая примета “Коли в мае дождь, так будет и рожь”

– Как Вы понимаете эту народную примету?

Работа по учебнику стр.39 (придумайте рассказы по рисункам). Дети повторяют все времена года.

3. Постановка проблемы.

– Ребята, Вы уже догадались, какая будет тема урока? (Весна)

– Как Вы думаете, что мы можем сегодня нового узнать на уроке? (Дети высказывают свои предположения)

– А для чего мы узнаем новое?

4. Открытие нового знания.

– Ребята, давайте посмотрим на картинку и постараемся назвать признаки весны. Слайд 6

(Дети начинают перечислять: потеплело; снег начал таять; значительно прибавился день; лед тает; поплыли кучевые облака; оживились птички и т.п.)

– Молодцы, Вы назвали признаки весны. А теперь давайте поговорим о птичках.

– Что происходит с птицами весной?

– Как Вы думаете, про каких птиц говорят: “На крыльях весну приносят”

(Если дети не могут ответить, то учитель подсказывает). Ответ: грачи.

– Какие еще птицы возвращаются весной? (Дети начинают перечислять: соловей, ласточка, синица, зяблик, трясогузка).

– А где птицы будут жить, когда вернуться обратно? (скворечник, кормушка)

– Ребята, к нашему уроку я попросила Вас, вместе с родителями сделать скворечники. Итак, давайте посмотрим у кого, что получилось. (Данная работа предполагает совместный труд родителей и ученика).

Приложение 1 (фото скворечников)

– А как Вы думаете, для чего птичкам понадобился скворечник? (Чтобы жить в нем, выводить птенцов и кушать)

– Молодцы, ребята, Вы сделать доброе дело! Вы помогли птичкам обрести новый дом.

ФИЗМИНУТКА (для примера)

Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря
Полетел зеленый жук
Ж-ж-ж
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли
Зашумел в пруду камыш
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.

Работа с книгой стр. 40

– Почему эти растения называются первоцветами? (Потому что эти растения первые зацветают ранней весной) слайд 7

5. Самостоятельное применение знаний. Работа в группах.

I группа (учебник стр. 42, картинка № 1)

Учитель раздает заранее подготовленные карточки.

II группа (учебник стр. 42, картинка № 2)

Учитель раздает заранее подготовленные карточки.

Анализ работы в группах. (Ответственные от группы отвечают на поставленные вопросы)

6. Итог урока

Работа в тетрадях для самостоятельных работ (стр.25)

Напишите весенние месяцы и укажите их признаки.

Проверка задания.

– Что нового Вы сегодня узнали?

– Какая тема урока сегодня была?

– Какие три весенних месяца Вы узнали?

– Каких перелетных птиц Вы знаете?

– Назовите растения, которые называются первоцветами?

– Что является первым вестником прохода весны? (Солнце)

7. Рефлексия.

– Если Вам все было понятно на уроке и у Вас нет вопросов, то поднимите желтый кружок. А если у Вас остались вопросы по этой теме, то зеленый.

– Спасибо Вам за урок!

Презентация