Цели:
- актуализировать и систематизировать знания воспитанников о составе воды, снега, воздуха.
- обеспечить условия для овладения приемами изучения состава и свойств веществ, их применения при решении практических задач.
- совершенствовать умения воспитанников самостоятельно работать со справочно – информационной литературой по химии, биологии, географии.
- продолжить экологическое просвещение воспитанников.
Ход занятия
Я предлагаю для внеклассной работы практические задания в виде исследований экологического характера. Предлагаю методы определения уровня загрязнений воздуха, снега и реки.
1. Определение уровня загрязненности воздуха.
Сначала выбираем наиболее характерные точки край проезжей части дороги, тротуар за зелеными наслаждениями, машинно-тракторный парк.
В каждом участке определяем содержание автомобильного выброса окиси углерода.
Определяем с помощью универсального газоанализатора – УГ – 2.
Определение уровня загрязнения воздуха выбросами автотранспорта.
Для наблюдений выбираются наиболее характерные точки магистрали: край проезжей части, тротуар перед фасадом зданий, а также на перекрестке. В этих точках определяется содержание – окиси углерода. Определение ведется с помощью универсального газоанализатора.
2. Обследование эколого-хозяйственного состояния реки.
Источниками загрязнения реки могут быть: хозяйственно-бытовые сточные воды, поверхностный сток дождевых и талых вод.
Объектом обследования является открытый вдвоем: река, озеро, пруд, ручей.
В процессе обследования необходимо получить следующие сведения:
- Название реки, его местонахождение.
- Ширина, длина, глубина (средняя, наименьшая, наибольшая) в м.
- Скорость течения (м/сек).
- Расход воды в реке в половодье.
- Амплитуда колебания водоёма во время межени и половодье.
- Подъём воды в водоёме в период дождей (высота в м).
- Факты затопления рекой во время половодья грязных площадей.
- Факты пересыхания водоёма летом.
- Даты замерзания и вскрытия водоёма.
- Характер дна водоёма (каменистое, песчаное, глинистое, илистое, заболоченное).
- Характер берегов водоёма (крутые, обрывистые, пологие, каменистые, песчаные, заболоченные, дуговые и т.д.).
- Наличие жилых строений, промышленных предприятий и объектов, расположение от водоёма.
- Место забора воды для питья и их расстояние от промышленных предприятий. Других объектов.
- Источник загрязнения на акватории водоёма.
- Наличие сезонных свалок мусора, навоза, грязного снега с улиц и дворов, их расположение по отношению к местам забора воды для питья.
- Качественная оценка загрязнения водоема.
- Использование водоёмов.
- Факты заболеваемости окружающего населения инфекционными болезнями.
При обследовании ребята выявляют, загрязненные притоки водоема, наличие вблизи него источников сосредоточенного загрязнения (свалки, склады ядохимикатов, животноводческие объекты и др.) Производится отбор проб воды для анализа в лабораторных условиях. Предварительные данные о водоеме можно получить в местном комитете по экологии.
Предложим школьникам дать предварительную оценку качества исследуемой воды, используя такие ее физические показатели как цвет, запах, вкус, а также реакцию. Хорошая вода бесцветна. Окраску она может приобретать при попадании в водоисточник органических веществ животного происхождения (навоз, моча и др.) и сточных вод. Так окись железа придает воде желтовато-бурый цвет, а глинистые частицы – желтоватый. Зеленоваты цвет воды обусловливают разлагающиеся в ней водоросли.
При разложении в водоеме органических веществ растительного происхождения у воды появляется землистый, травянистый, болотный запах, и при разложении органических веществ животного происхождения – гнилостный, сероводородный; навоза, мочи – аммиачный; при поступлении в воду промышленных стоков – фенольный, керосиновый и пр.
При содержании в воде хлористого натрия она может приобретать солоноватый вкус; солей магния – горьковатый; солей закисей железа, сернокислой меди, солей марганца и кальция – вяжущий; при снижении в воде органических веществ появляется затхлый, гнилостный или сероводородный запах.
Хорошая вода имеет нейтральную или слабощелочную реакцию; загрязненная органическими веществами и продуктами гнинения – щелочную, при попадании в нее сточных вод промышленных предприятий – кислую. На основании анализа даются рекомендации по улучшению экологического состояния водоема.
3. Взятие проб снега.
Для анализа снега как хорошего индикатора загрязнения окружающей среды он отбирается на всю глубину снеговой колонки в конце зимы. Взятый снег растапливают. После таяния измеряется рН снеговой воды, а пыль, осевшая на снег, собирается на беззольный фильт. Последний взвешивается после доведения до воздушно-сухого состояния, после чего фильтр сжигается в муфельной печи. Оставшаяся пыль представляет собой подготовленную для анализа пробу.
Итак, во внеурочные время можно пронести практические исследования. Они дают учащимся экологическое образование и углубляют знания по химии.