Цели урока: 1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения; 2) развивать умение работать в группе; 3) развивать умение графически оформлять текстовый материал.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Стадия вызова.
Лесенка. По каким ступенькам русского языка мы уже поднялись?
– Сегодня мы говорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.
Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, орфограмма, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.
– Что у вас получилось?
– Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.
3. Стадия осмысления.
– Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?
Откройте упр. 81 на с. 75 в рабочей тетради. (Приложение 1) Подчеркните подлежащее и сказуемое в 1,2,3 отрывках.
Проверка.
– А кто знает, как по–другому называются главные члены предложения?
На доске написано определение, взятое из словаря С.И.Ожегова:
Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что-нибудь.
– Почему главные члены предложения называют его грамматической основой?
Давайте посмотрим, может быть, сегодня мы узнаем что-то новое об этом понятии.
– Откройте стр. 132 в учебнике. (Приложение 2) Представьте содержание параграфа в виде схемы.
Проверка.
– Закрепим знания, выполнив упр. 355 в учебнике. (Приложение 3) У вас 5 предложений. Из каждого я прошу выписать только грамматическую основу и указать, какими частями речи выражены главные члены.
Проверка.
– Что общего во всех выписанных вами основах?
(Построены по схеме сущ.(мест.)+гл.)
Выпишите из текста предложения, где
грамматическая основа построена по схеме:
1) сущ. (мест) + прил.
2) сущ. (мест) + сущ.
Во сне Алёша увидел росистый луг. Трава на лугу густая и сочная. Роса сияет на ней дрожащими огнями.
Мчится по лугу тонконогий жеребёнок. Он сильный и смелый. Он словно летит над землёй. Этот чудесный сон – самое светлое воспоминание Алеши о раннем детстве.
– Почему в последнем предложении стоит тире? Попробуйте сформулировать правило.
– Посмотрим, правы ли вы. Прочитаем правило на стр. 136 учебника.
Задание: составьте предложения по схеме сущ. – сущ. о цветах, розе, бабочке. Постарайтесь, чтобы ваши высказывания позволили взглянуть на эти предметы по-другому. Например: Месяц – это серебряный шар со свечою внутри. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Проверка.
4. Рефлексия.
Укажите верные и неверные высказывания.
- Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
- Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
- Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
- В предложении Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! есть только подлежащее.
- В предложении Наш класс посетил директор подлежащее подчёркнуто правильно.
- В предложении Листья падали дни и ночи сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени.
- В предложении и пахуча весна в лесу сказуемое подчёркнуто правильно.
- В предложении Заморозки затянули ледком лужицы нужно поставить тире.
- В предложении грамматическая основа подчёркнута правильно.
- В предложении Мой брат – футболист знаки препинания расставлены правильно.