Конспект урока по русскому языку для 5-го класса "Главные члены предложения"

Разделы: Русский язык


Цели урока: 1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения; 2) развивать умение работать в группе; 3) развивать умение графически оформлять текстовый материал.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Стадия вызова.

Лесенка. По каким ступенькам русского языка мы уже поднялись?

– Сегодня мы говорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.

Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, орфограмма, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.

– Что у вас получилось?

– Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.

3. Стадия осмысления.

– Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?

Откройте упр. 81 на с. 75 в рабочей тетради. (Приложение 1) Подчеркните подлежащее и сказуемое в 1,2,3 отрывках.

Проверка.

– А кто знает, как по–другому называются главные члены предложения?

На доске написано определение, взятое из словаря С.И.Ожегова:

Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что-нибудь.

– Почему главные члены предложения называют его грамматической основой?

Давайте посмотрим, может быть, сегодня мы узнаем что-то новое об этом понятии.

– Откройте стр. 132 в учебнике. (Приложение 2) Представьте содержание параграфа в виде схемы.

Проверка.

– Закрепим знания, выполнив упр. 355 в учебнике. (Приложение 3) У вас 5 предложений. Из каждого я прошу выписать только грамматическую основу и указать, какими частями речи выражены главные члены.

Проверка.

– Что общего во всех выписанных вами основах? (Построены по схеме сущ.(мест.)+гл.)
Выпишите из текста предложения, где грамматическая основа построена по схеме:

1) сущ. (мест) + прил.

2) сущ. (мест) + сущ.

Во сне Алёша увидел росистый луг. Трава на лугу густая и сочная. Роса сияет на ней дрожащими огнями.

Мчится по лугу тонконогий жеребёнок. Он сильный и смелый. Он словно летит над землёй. Этот чудесный сон – самое светлое воспоминание Алеши о раннем детстве.

– Почему в последнем предложении стоит тире? Попробуйте сформулировать правило.

– Посмотрим, правы ли вы. Прочитаем правило на стр. 136 учебника.

Задание: составьте предложения по схеме сущ. – сущ. о цветах, розе, бабочке. Постарайтесь, чтобы ваши высказывания позволили взглянуть на эти предметы по-другому. Например: Месяц – это серебряный шар со свечою внутри. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Проверка.

4. Рефлексия.

Укажите верные и неверные высказывания.

  1. Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
  2. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
  3. Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
  4. В предложении Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! есть только подлежащее.
  5. В предложении Наш класс посетил директор подлежащее подчёркнуто правильно.
  6. В предложении Листья падали дни и ночи сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени.
  7. В предложении и пахуча весна в лесу сказуемое подчёркнуто правильно.
  8. В предложении Заморозки затянули ледком лужицы нужно поставить тире.
  9. В предложении грамматическая основа подчёркнута правильно.
  10. В предложении Мой брат – футболист знаки препинания расставлены правильно.

5. Домашнее задание: с.133-136, упр. 365.

Приложения