Урок русского языка "Правописание приставок при- и пре-". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Цели урока:

  • создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
  • повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
  • усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
  • различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
  • развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков;
  • учить анализировать изучаемое орфографическое правило;
  • воспитывать потребность овладения грамотным письмом.

Оборудование: учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой, наглядное пособие, мультипроектор, Презентация.

ХОД УРОКА

1. Повторение. Работа у доски.

– Запишем предложение:

В придорожной канаве вырос очень красивый цветок, но он был бессилен перед жестокостью людей.

– Выполним синтаксический разбор предложения (повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, первое простое предложение двусоставное, распространенное; второе простое предложение двусоставное, распространенное).

Вопросы к классу:

– Найдите в предложении слова с чередующимися гласными и согласными в корне (вырос, придорожной).
– Выделите приставки в словах и обозначьте известные вам орфограммы в приставках (придорожной, вырос, бессилен).
– Молодцы!

2. Постановка целей урока

– На сегодняшнем уроке вы узнаете правила написания приставок при- и пре-, усвоите, что выбор приставок зависит от их значения, познакомитесь со значением этих приставок.

3. Объяснение и закрепление нового материала

– Сейчас я вам прочитаю сказку «Две принцессы», а вы послушайте её внимательно…

Две принцессы

Жила-была и училась в пятом классе девочка Ира. Однажды с ней приключилась странная история.
Как-то вечером писала Ира сочинение. Дверь приоткрылась, и Ира вскрикнула от удивления. К ней приближалась величественная женщина со строгим лицом. Вся комната преобразилась. Она превратилась в огромный зал, вдоль стен которого тянулись книжные полки.
Женщина сказала: «Девочка. Ты попала в великую страну. Я – королева этой страны. Зовут меня Грамматика. У меня есть две принцессы. Одну зовут Пре, другую – При.
Это очень лукавые девушки. Их трудно отличить друг от друга. Если не отгадаешь их загадок, то станешь прислужницей у злой и безобразной госпожи Неграмотности».      Королева  пропала, а перед Ирой стояли две юные принцессы и старая женщина со злым лицом – госпожа Неграмотность.
В тишине раздался неприятный голос старухи: «отгадай, девочка, кто из этих принцесс При, а кто Пре». К Ире подошла прекрасная девушка, которая во всем превосходила свою сестру, и голосом, полным величия и гордости, сказала: «Я всё могу, я очень мудрая и очень глупая, я очень сильная и очень слабая, я очень добрая и очень злая. Кто я?»
После этого к Ире прикоснулась вторая принцесса: «Я близкая ко многому и ко многим. Люблю приближаться и присоединяться. Я никогда ничего не делаю до конца. Только чуть призадумываюсь, чуть приоткрываю книгу… Кто я?»

В конце урока в виде вывода:

Ира улыбнулась и спокойно сказала: «Первая из вас Ваше превосходительство Пре, а вторая – При».
Госпожа Неграмотность, ворча под нос проклятия, поплелась в угол зала. Принцессы взялись за руки и привели к окну, за которым расстилалась полная прекрасных загадок, преудивительных тайн и приключений страна Великого Русского Языка, где счастлив тот, кто с уважением относится к законам этой страны.

– Итак, нам нужно дать принцессам имена. Общее у этих принцесс-приставок – смысл. Научимся узнавать их.

– Давайте посмотрим, какое значение придают словам приставки при- и пре-.

– Самый первый и самый лёгкий случай попробуйте объяснить сами. Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришёл, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился. (Слова написаны на доске).

– Вы правы,  все эти глаголы имеют значение приближения. С какой приставкой написаны эти слова? Это легко заметить – с приставкой при-.
Вот мы и сделали первое наблюдение: слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой ПРИ-.

– Дополните этот ряд примерами из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»:

1. Тут коней они впрягали
И в столицу приезжали.

2. Ой, Конёчек-горбуночек!
Прибегай скорей, дружочек!

3. Тут лежит перо жар-птицы.
Много-много непокою
Принесёт оно с собою.

4. Вот сюда-то до зарницы
Прилетают жары-птицы.

– Посмотрим в учебнике, как обозначается изучаемая сегодня орфограмма и обозначим её графически, выделяя условия выбора приставки.

– Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только они не придумывают для этой работы! Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединять.

(Запись на доске)  Привязал, пришил, прибил, присоединил.

– Прочитайте слова на доске. Что они обозначают?

В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка при-.

Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при- запишите, обозначая графически орфограмму:

Присоединить с помощью клея, с помощью винтов; корабль достиг Земли, Луны.  

– Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их по образцу:

Участок при школе – пришкольный участок.
Край при море –
Канава при дороге –
Посёлок при городе –
Огород при усадьбе –

– Попробуйте объяснить значение приставки при- в этих словах. Вы, конечно, поняли: Приставка при- обозначает нахождение около чего-то.

 Класс делится на группы (по количеству значений приставки при-: приближение, присоединение и близости) и дети записывают слова каждая группа со своим значением:

Приокский, прилетел, прилепил, приходил, прикаспийский, прибывший, причалить, приколотить, приползти, привинтить.

– Молодцы! Ну, а теперь, дальше.
Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжег вам царапину йодом, а только …. Прижёг. Вы не открыли окно широко, а только немного … приоткрыли.

Если что-то делается не до конца не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными. Слова, их обозначающие, пишутся с приставкой при-.

Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-.

Немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, слегка коснулся, ненадолго лёг, ненадолго дотронулся, немного затормозил, не совсем заглушил.

– Всё было бы хорошо с приставкой при-, если бы не было приставки пре-. Нечего было бы путать, но раз уж такая опасность существует, давайте её изучим.

– Замените при помощи приставки пре- два слова одним, вот так:

Очень добрый – предобрый.
Очень скверный –
Очень гадкий –
Очень неприятный –
Очень хорошенький –
Очень маленький –

Итак, приставка пре- имеет значение равное слову… очень.

– Но приставка пре- имеет значение «очень» не во всех словах. Приставка пре- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере-.

– Образуйте такие слова сами:

Перервать –
Перетерпеть –
Переступить –

– Вернёмся к сказке. Как звали первую принцессу? (Приставка при-)
– А вторую? (Приставка пре-).

Дочитываю сказку до конца.

4. Обобщение

– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие значения имеет приставка при-?
– Как вы напишите слова преинтересный, преградил ? Почему?

5. Домашнее задание. Параграф 54, упражнение 687.