Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Развитие умения различать приставки и предлоги"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • cравнить приставки и предлоги;
  • развивать умение различать приставку и предлог;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать умение взаимодействовать друг с другом;
  • развивать навыки самопроверки.

Оборудование: компьютер, проектор, схемы, раздаточный материал.

Приложение 1

Приложение 2

Презентация

Этапы урока Содержание работы Примечание
1. Орг. момент

 

 

. Словарная Работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Объявление темы и цели урока.

 

4. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Изучение новой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Физкультминутка.

6. Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Домашнее задание.

1. - Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы будем открывать новые секреты русского языка.

2. -Повторяем слова к словарному диктанту.

Задание: списать, вставить пропущенные буквы.

Слова: м-роз, ин-й, л-пата, к-ток, к-ньки.

Самопроверка:

- Кто написал все слова без ошибок, поставьте “+”, вы готовы к словарному диктанту.

Кто допустил ошибки, у вас есть возможность еще раз повторить дома эти слова.

С корнями этих слов и приставками при-, пере-, на - составьте новые слова.

С одним из этих слов составьте предложение.

3. - Сегодня мы будем учиться различать приставки и предлоги.

 

4. - Почему их нужно уметь различать?

- Давайте вспомним все, что мы уже знаем о приставках и предлогах.

Каждая группа получает несколько высказываний и нужно их сгруппировать: что относится к приставкам, а что к предлогам.

Приставка

Это часть слова.

Стоит перед корнем.

Образует новые слова.

Пишется слитно со словами.

Предлог

Это отдельное слово.

Пишется с другими словами раздельно.

Нужен для связи слов в предложении.

- Проверяем.

5. - Посмотрите, как много мы с вами уже знаем.

- откройте учебник на стр.86, упр.137.

- Внимательно прочитайте столбики слов.

- Чем отличаются эти столбики?

- Покажем схематично.

- Сколько слов в первом столбике в каждой строчке? (Одно)

Схема 1.

- Сколько слов во втором столбике в каждой строчке? (Два)

Схема 2.

- Чем похожи эти столбики? Давайте выясним.

- Какая часть слова выделена в первом столбике?

Схема 3.

- Что выделяется во втором столбике?

- Почему такое обозначение?

- Посмотрите на приставку и предлог. Что увидели похожего? (Одинаковые буквы, одинаково звучат)

- А чем отличаются? (Раздельное и слитное написание)

- Бывают одинаковые, но пишутся по-разному.

- ! Значит это орфограмма, и нужно очень четко знать, где приставка, а где предлог. Поэтому подчеркиваем.

Схема 4.

- Кто понял, чем отличается приставка от предлога?

- А как отличить приставку от предлога?

- Нужно найти способ.

- Задание (на листочках): раскрыть скобки

(до) шел (до) дома (Приложение 2)

- Проверка.

Способ: если можно вставить слово или вопрос, значит это предлог.

Схема 5.

- В сем понятен открытый способ?

6. -Давайте попробуем применить этот способ при определении предлогов и приставок.

(Вы) бежал (из) комнаты

- А сейчас самостоятельно попробуйте применить этот способ.

Самопроверка.

- Кто справился с заданием?

- Есть еще один интересный момент.

-поставьте вопрос к первым словам. Что заметили? (Это слова-действия)

- Поставьте вопрос к словам второго столбика. Что они обозначают? (Предметы)

- Какой вывод можно сделать? (У слов-действий нет предлогов)

7. - Подведем итог.

Что такое приставка?

- Если это часть слова, то как будете писать?

- Что такое предлог?

- Если это отдельное слово, то пишем как?

- Какие слова не имеют предлогов?

- Как определить, приставка это или предлог?

- Кто хорошо усвоил, чем отличаются предлоги от приставок?

- Молодцы!

8. Домашнее задание: с.86, упр. 138, придумать сочетания слов с одинаковыми приставками и предлогами.

 

Слайд 1.

 

 

 

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа в группах.

 

 

 

Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

Слайд 5–9