Задачи:
- Формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к маме.
- Развивать познавательную мотивацию, наблюдательность, желание быть достойным сыном и дочерью своих родителей.
- Способствовать проявлению положительных эмоций, внимания к маме.
- Воспитывать гордость, ответственность за свои поступки.
Что посеешь, то и пожнёшь, о сын мой.
Это значит, что за добро тебе воздастся добром,
а за зло ты заслужишь лишь страдания и муки.
К.Насыйри
Ход урока
Учитель: Благотворительность и милосердие. Как вы понимаете эти слова, скажете к концу урока.
А сейчас, ребята, мы должны дать себе установку – умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай, как твои поступки могут отразиться в душевном состоянии другого человека.
Да, добрые чувства начинают себя проявлять с детства, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
Но невозможно говорить о человечности, если в сердце не закрепилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Слова любви к людям ещё не любовь. Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сёстрам является испытанием человечности.
Ученик: Ты проснулся... Нет, тебя разбудила мама. Умывшись, ты съел завтрак, приготовленный мамой. А когда вернулся из школы, у мамы уже готов обед, хотя она сама только что вернулась с работы. А когда ты заболел, помнишь, как выхаживала тебя мама, сколько бессонных ночей провела у твоей постели?
Есть страшная легенда. Потребовала злая красавица у юноши, полюбившего её, живое сердце его матери. Тёмной ночью совершил сын злодейство. Когда нёс материнское сердце в руках, упал, ударился о камень и вдруг услышал, как оно прошептало: «Тебе не больно, сынок?»
Бесконечно великодушно сердце матери.
Учитель: А твоё? Так же оно наполнено любовью к маме? Что для тебя значат слова « материнская любовь» и «любовь к матери».
Люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери мы определяем, каков человек.
Ученик:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
«Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот поди же, всех вас собери».Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать
«Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!»Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте!
У кого есть мамы,
Приезжайте к ней без телеграмм!
Учитель: А если бы хоть раз увидели одиноких стариков и старушек, послушали бы их рассказы о себе, то вам стало бы стыдно, и вы почувствовали себя виновным в том, что мы, люди, имеющие пока здоровье и немного времени, не уделяем им ни одной минуты разговора, ни капли заботы о них.
Послушаем быль о Чернокосой и Белокосой матери.
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой – вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде. Вот для чего хочется жить...
- А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. - Чтобы никогда не забывал мать и родной дом. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жён и долго-долго о чём-то шёпотом говорили с ними. У колыбели новорождённого мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жён и сыновей.
Прошло тридцать лет. В ту же больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая мать спросила:
- Кем же стал твой сын?
- Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила Белокосая мать. - Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына?
И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
- А твой сын кем стал? – спросила Белоснежка.
- Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнёром, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает. Живём мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трёх лет и девочка недавно родилась....
-Всё-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. - Твой сын стал простым, никому неизвестным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, как к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чём-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость Она, казалось, в эти мгновенья забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные грозди, мёд, масло. «Поправляйтесь, мама»,- сказал он на прощанье и поцеловал её.
А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
- У сына сейчас концерт... Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы.
На второй день вечером к Чернокосой матери снова приехал сын – хлебороб из далёкого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь...Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось, и морщины расправились.
К Белокосой матери никто не приходил. Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.
В третий день вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далёкого села – привёз два больших арбуза, виноград, яблоки. Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с отцом вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнёром», - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его... Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что её сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат...
Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что когда к её соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына- хлебороба скорее выздоровела.
К Белокосой матери так никто и не пришёл. Прошёл месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь ты совершенно здоровая женщина. В сердце нет ни шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам ещё надо полежать. Конечно, вы тоже станете здоровым человеком?» Говоря это, врач смотрел почему-то в сторону.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила её остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:
- Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я... - и она заплакала.
- Мы расстаёмся, и никогда больше не увидимся, - сказала Чернокосая, - потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я сказу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер... Умер, когда ему и года не исполнилось. А это... не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трёхлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это... Но я для него – родная мать Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжёлые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернётся против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Учитель: Какие уроки можно извлечь из неё?
Ученики: Стараться больше заботиться о своих близких: родителях, бабушках, дедушках.
Быть внимательным не только к ним, но и к незнакомым людям, не проходить мимо, если им нужна помощь.
Приучить себя обдумывать поступки, прежде чем совершать их.
Учитель: Вы показали, что уже знаете значение слов благотворительность, милосердие.
Из далёкой – далёкой древности, из VI века до нашей эры, греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями»
Через два столетия к такому же умозаключению пришёл другой житель Эллады, публицист и оратор Сократ. Он советует: «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».
Ребята, я надеюсь, что после сегодняшнего нашего разговора вы задумаетесь о жизни, о себе, станете милосерднее.
А сейчас получим задание на дом: предлагаю вам написать сочинение-рассуждение в любой форме на одну из тем:
- Какие чувства вызвала во мне эта быль?
- Как я понимаю слова Сократа?